воспитываем самостоятельность
статья по теме
как воспитать самостоятельность в ребенке? Что нужно делать для того, чтобы ребенок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyat._doshkolnik.docx | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
воспитываем самостоятельность
Специалисты определяют самостоятельность таким образом:
• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
• умение переносить известные способы действий в новые условия.
Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. У детей старшего дошкольного возраста надо воспитывать способность самостоятельно познавать и решать познавательные задачи. В школе ребенку с первых дней будут давать учебные задания на дом, которые он должен выполнять самостоятельно. Родители, не воспитавшие у ребенка самостоятельности в познавательной деятельности, вынуждены будут в первом классе вместе с ребенком заниматься подготовкой уроков.
Интерес к познавательной деятельности легче всего воспитать на материале явлений природы. Для ребенка природа всегда загадочна, полна чудес и тайн. Можно давать ребенку задание по выяснению интересующих его сведений путем длительных наблюдений. Например, узнать, как образуются яблоки на яблоне, как замерзает вода в луже, вырастают листья на каштане, рассмотреть и зарисовать формы снежинок, узоры на стекле, выяснить, как синички достают из щелей насекомых. Можно предложить ребенку проверить достоверность народных примет, увидеть то, о чем вы прочитали ему в книжке, и т. д.
В любом виде деятельности надо постепенно переводить ребенка на самостоятельную основу. Уровень самостоятельности должен повышаться в связи с возрастающими возможностями. Пусть вначале ребенок самостоятельно получает только результат, а цель, способы и план деятельности определяются и выполняются с помощью родителей. Потом можно требовать от ребенка самостоятельного выполнения задания, предложив ему самому спланировать свою деятельность, наметить способы решения поставленной задачи. По мере усвоения умений и навыков следует повышать требования к качеству выполнения, учить ребенка самостоятельно намечать цель своей деятельности (замечать необходимость уборки, устранения неполадок в одежде и др.).
Выполнение родителями данных рекомендаций поможет воспитать самостоятельность у детей в дошкольном детстве.
Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.
Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?
Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: "Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки. Решай сам".
У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.
Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: "Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.
Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.
Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно "стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.
Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?
Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: "Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться, и ты окажешься без машинки. Решай сам".
У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.
Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: "Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.
Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.
Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно "стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как воспитывать самостоятельность?
У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок - это существо, которое не может самостоятел...
Воспитываем самостоятельность (консультация для родителей)
Косультация для родителей....
Консультация для взрослых." Как воспитывать самостоятельность и трудолюбие у детей".
Полезные советы по воспитанию самостоятельности и трудолюбия в детях....
"Воспитываем самостоятельность"
Консультация для родителей...
Памятка для родителей "Воспитываем самостоятельность"
Воспитание самостоятельности у детей – важная часть родительской ответственности. От того, какое отношение к независимости сформируют у ребенка родители, зависит то, какие он будет принимать решения в...
"Как воспитывать самостоятельность у ребёнка". Консультация для родителей.
У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок - это существо неполноценное, которое не мож...
Воспитываем самостоятельность
Советы родителям, как можно поддержать в малыше стремление - формируете устойчивую привычку к труду и позитивное к нему отношение. У крохи складывается убеждение, что он может сделать многое, и,...