Музыкальное развитие дошкольников
статья

Статья обобщающего информационного характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_razvitie_doshkolnikov.odt26.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное развитие — это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Процесс музыкального развития ребенка – это взаимодействие и взаимообусловленность фундаментальных факторов:
— собственная природа ребенка (внутренний мир);
— внешняя среда (внешний мир);
— музыкальная деятельность ребенка.

Музыкальное образование детей дошкольного возраста включает:
— совокупность сформированных эмоциональных, интеллектуальных, личностных и поведенческих качеств ребенка;
— достижение им определенного уровня музыкальной культуры.

Музыкальная культура дошкольника включает:
— эмоциональную отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства;
— музыкально-образное мышление и воображение;
— опыт творческой музыкальной деятельности;
— музыкально-эстетическое сознание.

Музыкальное образование – это музыкальное воспитание и музыкальное обучение.
Музыкальное воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе присвоения нравственно-эстетического содержания музыки.
Музыкальное обучение – процесс передачи и освоения знаний, умений и способов действий, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности.

Средства музыкальной выразительности
1. Интонация, передающая эмоциональное состояние, настроение музыкального произведения.
2. Тембр – окраска звука.
3. Ритм – последовательность звуков одинаковой и различной длительности.
4. Темп – скорость исполнения музыки.
5. Лад – упорядоченное соотношение звуков по высоте (мажор и минор).
6. Динамика – сила звучания музыки.
7. Регистр – ряд звуков, близких по тембровой окраске.
8. Мелодия – музыкальная мысль, выраженная посредством звуков в ладовом и метроритмическом отношениях.
9. Гармония – объединение звуков в созвучия.

Содержание музыкального образования детей дошкольного возраста:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке;
2) музыкальные знания, умения и навыки;
3) опыт музыкально-творческой деятельности.

Формы организации музыкальной деятельности в ДОО:
Занятия — основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.
Главная задача — вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности.
Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку на протяжении всего занятия должно быть в центре внимания педагога.

Содержание музыкальных занятий в ДОО:
Типовое включает все виды музыкальной деятельности.
В 
доминантном преобладает какой-либо вид музыкальной деятельности (танцевально-ритмическая деятельность, песенное исполнительство).
На 
тематическом выбирается одна тема, которая объединяет все виды музыкальной деятельности.
Комплексное содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности (интегрированное).

Музыка в повседневной жизни ДОО:
— использование музыки в быту (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование, упражнения, игры, утренняя гимнастика);
— различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки, аттракционы),
— праздничные утренники.

Методы музыкального образования детей дошкольного возраста
Это способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры дошкольников.
Основные методы — 
наглядный, словесный и практический.
Каждый из трех методов должен применяться с нарастанием проблемности:
от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) посредством закрепления, упражнения, создания поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).
Создание проблемных ситуаций на занятиях помогает развитию самостоятельности дошкольников, творческому применению сформированных навыков и умений.
Наглядный метод (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный)
Наглядно-слуховой — ведущий метод музыкального воспитания — исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО.
Варианты проблемного использования наглядно-слухового метода (создание проблемной ситуации):
— сопоставить «живое» звучание и грамзапись;
— сравнить 2-3 произведения, контрастных между собой.
Наглядно-зрительный метод имеет вспомогательное значение (картины, рисунки, карточки).
Примеры проблемного использования данного метода:
— выбрать из трех картин одну, соответствующую характеру музыки;
— сравнить с картиной 2-3 музыкальных произведения и выбрать наиболее близкое ей по образному содержанию.

Словесный метод — беседа, рассказ, пояснение, разъяснение и др.
Особенность метода в музыкальном воспитании: требуется не бытовая, а образная речь. В данном случае педагог должен владеть яркой, грамотной, выразительной, эмоциональной речью.
Метод чаще всего не носит характер проблемности, но может быть проблемным, если побуждать детей к сравнениям, самостоятельным высказываниям (о характере, жанре, средствах выразительности).

Практический метод — показ исполнительских приемов в пении, движениях, игре на инструментах.
Метод приобретает характер проблемности, когда педагог показывает не один вариант выполнения действий:
— предлагается выбрать из нескольких движений то, которое больше подходит по характеру музыки;
— предлагается самому найти один или несколько вариантов движений в соответствии с музыкой.

Выбор методов зависит от возраста детей:
в младшем дошкольном возрасте велика доля наглядных и практических методов. Детям пока недоступно широкое применение словесных методов. Их речь еще не развита. Поэтому педагог использует приемы, побуждающие детей применять новые слова и одновременно облегчающие эту задачу.
В работе с детьми старшего возраста все методы и приемы используются с большей долей проблемности, которая стимулирует проявление самостоятельности и творчества.

Все указанные методы способствуют музыкальному образованию (т.е. обучению и воспитанию) и музыкальному развитию дошкольников.
Выбор методов определяет и этап работы над музыкальным произведением:
1 этап — ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы.
2 этап — возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения (в том числе и вариативного) в сочетании с наглядным и словесным.
3 этап — (произведение выучено) практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников».

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников....

" Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в направлении музыкального развития дошкольников".

Данный материал очень поможет дружной и слаженной работе педагогов и специалистов ДОУ....

Консультация для педагогов "Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников"

Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой. От уровня их компетентности во многом зависит качество музыкального обра...

"Роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников на музыкальном занятии и вне его"

Консультация музыкального  руководителя для воспитателей...

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитание нравственных основ личности, любви человека к прекрасному закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой....