Рекомендации для родителей по выявлению нарушений слуха у детей
статья
В статье рассмотрены признаки нарушения слуха у детей, обнаружив которые, родителям стоит обратиться за консультацией к сурдологу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_po_vyyavleniyu_narusheniy_sluha_u_detey.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по выявлению нарушений слуха у детей
Подготовила учитель – логопед Деменко Наталья Васильевна
Какие нарушения могут быть обнаружены у ребенка раннего возраста?
Признаки нарушения слуха в первый год жизни.
Конец 1-го месяца:
- В ответ на неожиданно громкий звук – нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений.
- Ребенок не вздрагивает, не моргает.
Конец 2-го месяца:
- Не прислушивается к звону колокольчика на расстоянии полутора метров.
Конец 3-го месяца:
- Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево к источнику звучания.
- Не реагирует на звучащие игрушки.
Конец 5-го месяца:
- Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.
Конец 6 месяца:
- Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.
Конец 7 месяца:
- Не поворачивает голову в сторону источника звука или говорящего человека.
- Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.
Конец 8 месяца:
- Не прислушивается к разговору взрослых.
- Не замирает, услышав новый звук.
- Не проявляет интереса к музыке.
- Не лепечет.
Конец 9 месяца:
- Не реагирует на собственное имя.
- Не понимает слово «нет», запрета.
- Не играет с вами в «разговор».
Конец 10 месяца и 11 месяц:
- Лепет либо отсутствует, либо монотонно окрашен.
- Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.
Конец 12 месяца и старше:
- По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.
- Не имитирует простые звуки и односложные слова.
- Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.
- Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).
- Не понимает простые обращения.
- Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.
- Не пытается говорить.
Потеря слуха в первые месяцы жизни приводит прежде всего к невозможности ребенка воспринимать мир объемно, пространственно. Неслышащий ребенок реагирует только на те воздействия, которые происходят в поле его зрения. У него затрудняется становление полноценного полисенсорного восприятия окружающего мира. То есть нарушается одно из главных условий нормального развития. С детьми до года вся коррекционная работа проводится родителями.
Основными достижениями раннего периода можно считать:
1. Формирование у ребенка потребности в общении со взрослыми;
2. Развитие движений ребенка и его действий с предметами с предметами в соответствии с возрастной нормой;
3. Переход от физиологического, не обусловленного состоянием слуха гуления к лепету, возникающему на основе слухо-зрительного и слухового подражания речи взрослого и самоподражания;
4. Возникновение понимания первых слов и фраз;
5. Развитие слуховой функции ребенка: умение реагировать на разнообразные неречевые и речевые звучания и дифференцировать их.
В настоящее время внедряется новая организационная форма занятий с глухими и слабослышащими малышами - группы кратковременного пребывания в специальных дошкольных учреждениях. Открываются группы комбинированного вида, имеющие как группы для слышащих детей, так и специальные группы.
Родители могут посетить и фронтальные занятия и индивидуальные занятия детьми того же возраста и слышащих и глухих сверстников. Объективно оценить продвижение ребенка и решить вопрос о дальнейших формах обучения ребенка.
Обязательно нужно обратиться к сурдологу, если:
1. У вашего малыша вы замечаете признаки нарушения слуха, описанные выше;
2. Из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость. В таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако, такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
3. Ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
4. Малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук. С ребенком, у которого есть нарушения развития, нужно проводить те же игры и занятия, что и с обычно развивающимися детьми. Только ваши занятия будут немного отличаться в зависимости от нарушения. Если у ребенка проблемы со слухом, вначале вы должны опираться в основном на зрительный опыт.
Помните о том, что ребенок должен заниматься с удовольствием, ему должно быть интересно! Это необходимо для того, чтобы малыш мог продвигаться дальше в приобретении новых умений и навыков.
Литература:
1. Катаева А.А., Стребелева Е.А., Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для учителя. - М. - 2001. - с.191.
2. Лёве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / Пер. с нем. Л.Н. Родченко, Н.М. Назаровой. - М., Академия, 2003. - с.224.
3. Ребенок с проблемами в развитии. Центр развития и абилитации ребенка. Санкт-Петербург. - 2019 г. - с.15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Предупреждение нарушения слуха у детей"
Почему дети теряют слух? Это происходит в результате врожденных пороков, а также из-за травмы или заболевания. ......
Рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей
Рекомендации родителямпо развитию фонематического слуха у детей...
Рекомендациия для родителей: «Профилактика нарушений слуха у детей дошкольного возраста».
Советы родителямЧтобы органы слуха у ребенка оставались здоровыми, родители обязательно должны соблюдать такие правила:...
Рекомендации родителям ребенка с нарушением слуха
Развитие речи ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении требует создания специальной слухоречевой среды. Условия создания слухоречевой среды формирование у детей потребности в ...
Консультации и рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей
Консультации и информация для родителей по развитию фонематического слуха у детей...
Рекомендации для родителей по профилактике нарушения осанки у детей в домашних условиях
В данной консультации для родителей широко представлены советы и рекомендации по профилактике нарушения осанки у детей дошкольного возраста и комплексы упражнений к ним....
Рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей
В рекомендациях для родителей по развитию фонематического слуха у детей освещены теоретические вопросы, тот минимум информации, который необходим родителю для работы с ребенком дома, а также представл...