Рекомендации для родителей по выявлению нарушений слуха у детей
статья

Деменко Наталья Васильевна

В статье рассмотрены признаки нарушения слуха у детей, обнаружив которые,  родителям стоит обратиться за консультацией к сурдологу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по выявлению нарушений слуха у детей

Подготовила учитель – логопед Деменко Наталья Васильевна

        

Какие нарушения могут быть обнаружены у ребенка раннего возраста?

Признаки нарушения слуха в первый год жизни.

 Конец 1-го месяца:

  • В ответ на неожиданно громкий звук – нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений.
  •  Ребенок не вздрагивает, не моргает.

Конец 2-го месяца:

  • Не прислушивается к звону колокольчика на расстоянии полутора метров.

Конец 3-го месяца:  

  •  Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево к  источнику звучания.
  • Не реагирует на звучащие игрушки.

 Конец 5-го месяца:

  • Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

 Конец 6 месяца:      

  • Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.

Конец 7 месяца:      

  • Не поворачивает голову в сторону источника звука или говорящего человека.  
  • Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.

Конец 8 месяца:      

  • Не прислушивается к разговору взрослых.
  •  Не замирает, услышав новый звук.
  •  Не проявляет интереса к музыке.
  •  Не лепечет.

 Конец 9 месяца:    

  • Не реагирует на собственное имя.
  •  Не понимает слово «нет», запрета.
  •  Не играет с вами в «разговор».

Конец 10 месяца и 11 месяц:    

  • Лепет либо отсутствует, либо монотонно окрашен.        
  • Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

 Конец 12 месяца и старше:        

  • По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.
  • Не имитирует простые звуки и односложные слова.    
  • Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.
  •  Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).
  • Не понимает простые обращения.
  •  Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.
  •  Не пытается говорить.

Потеря слуха в первые месяцы жизни приводит прежде всего к невозможности ребенка воспринимать мир объемно, пространственно. Неслышащий ребенок реагирует только на те воздействия, которые происходят в поле его зрения. У него затрудняется становление полноценного полисенсорного восприятия окружающего мира. То есть нарушается одно из главных условий нормального развития. С детьми до года вся коррекционная работа проводится родителями.

Основными достижениями раннего периода можно считать:

1. Формирование у ребенка потребности в общении со взрослыми;

2. Развитие движений ребенка и его действий с предметами с предметами в соответствии с возрастной нормой;

3. Переход от физиологического, не обусловленного состоянием слуха гуления к лепету, возникающему на основе слухо-зрительного и  слухового подражания речи взрослого и самоподражания;

4. Возникновение понимания первых слов и фраз;

 5. Развитие слуховой функции ребенка: умение реагировать на разнообразные неречевые и речевые звучания и дифференцировать их.  

В настоящее время внедряется новая организационная форма занятий с глухими и слабослышащими малышами - группы кратковременного пребывания в специальных дошкольных учреждениях. Открываются группы комбинированного вида, имеющие как  группы для слышащих детей, так и специальные группы.

Родители могут посетить и фронтальные занятия и индивидуальные занятия детьми того же возраста и слышащих и глухих сверстников. Объективно оценить продвижение ребенка и решить вопрос о дальнейших формах обучения ребенка.

Обязательно нужно обратиться к сурдологу, если:

1. У вашего малыша вы замечаете признаки нарушения слуха, описанные выше;

2. Из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость. В таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако, такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;

3. Ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;

4. Малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук. С ребенком, у  которого есть нарушения развития, нужно проводить те же игры и занятия, что и с обычно  развивающимися детьми. Только ваши занятия будут немного отличаться в зависимости от нарушения. Если у ребенка проблемы со слухом, вначале вы должны опираться в основном на зрительный опыт.

Помните о том, что ребенок должен заниматься с удовольствием, ему должно быть интересно! Это необходимо для того, чтобы малыш мог продвигаться дальше в приобретении новых умений и навыков.  

Литература:

1. Катаева А.А., Стребелева Е.А., Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для учителя. - М. - 2001. - с.191.

2. Лёве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / Пер. с нем. Л.Н. Родченко, Н.М. Назаровой. - М., Академия, 2003. - с.224.

3. Ребенок с проблемами в развитии. Центр развития и абилитации ребенка. Санкт-Петербург. - 2019 г. - с.15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Предупреждение нарушения слуха у детей"

Почему дети теряют слух? Это происходит в результате врожденных пороков, а также из-за травмы или заболевания. ......

Рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей

Рекомендации родителямпо развитию фонематического слуха у детей...

Рекомендациия для родителей: «Профилактика нарушений слуха у детей дошкольного возраста».

Советы родителямЧтобы органы слуха у ребенка оставались здоровыми, родители обязательно должны соблюдать такие правила:...

Рекомендации родителям ребенка с нарушением слуха

Развитие речи ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении требует создания специальной слухоречевой среды. Условия создания слухоречевой среды формирование у детей потребности в ...

Консультации и рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей

Консультации и информация для родителей по развитию фонематического слуха у детей...

Рекомендации для родителей по профилактике нарушения осанки у детей в домашних условиях

В данной консультации для родителей широко представлены советы и рекомендации по профилактике нарушения осанки у детей дошкольного возраста и комплексы упражнений к ним....

Рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей

В рекомендациях для родителей по развитию фонематического слуха у детей освещены теоретические вопросы, тот минимум информации, который необходим родителю для работы с ребенком дома, а также представл...