Интерес к чтению рождается в семье
статья
Необходимость повышать интерес детей к чтению и делать его устойчивым понятна современным исследователям и педагогам. Дети – это всегда отражение уклада жизни семьи, образа жизни родителей. Поэтому в руках семьи находится успешность ребенка. Именно в семье нужно уделять большое внимание развитию и укреплению интереса ребенка к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chtenie.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерес к чтению рождается в семье
Чтение и книжная культура являются великими достижениями человечества. Человек образованный – человек читающий. Однако изменения, происходящие в России и в мире, изменили статус чтения и его роль в жизни человека. Отсюда вытекает и проблема детского чтения. В теории все дети, начиная с дошкольного возраста, знают о пользе чтения, о том, что читать нужно, чтобы быть умным и хорошо учиться. Но далеко не все делают это с интересом и удовольствием, по собственной инициативе. И, если в дошкольном детстве ребенку читают родители, то этот же ребенок, научившись читать сам, став школьником, обращается к чтению, как правило, лишь при необходимости сделать домашнее задание. Таким образом, мало читающий школьник – это, к сожалению, почти норма современного общества.
Что мы можем сделать, чтобы поднять интерес детей к чтению? Мировая практика говорит о необходимости, как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению. Важно учесть и другое. Современная система образования оценивает ученика не только по рейтингу полученных оценок, но и пристальное внимание уделяет накопленным учеником достижениям в той или иной области знаний. А это результат участия ребенка в олимпиадах разного уровня, конкурсах и т.д. Подобные достижения требуют от учеников эрудиции, творческого мышления, уверенности в своих силах, что напрямую связано с начитанностью, с культурой чтения и развитым восприятием текстов разных жанров и стилей. Сюда же прибавляется развитая письменная речь, умение писать сочинения, эссе, рефераты. Успешное будущее детей напрямую зависит от того, что, как и зачем они юудут читать.
Дети – это всегда отражение уклада жизни семьи, образа жизни родителей. Поэтому в руках семьи находится успешность ребенка. Необходимо рассказывать и показывать детям ценность чтения и книги, связь книги с успехом и достижениями человека.
Каждая прочитанная книга – это ступенька вверх в развитии ребёнка, в познании окружающего мира и самого себя. Для ребёнка любого возраста можно подобрать книгу, которая будет ему интересной. Возможно, именно эта книга заложит потребность и желание читать в будущем. Нельзя забывать, что дети читают по–разному: кто-то быстро и с удовольствием, а кто-то медленно, с неохотой. Начните с самых интересных для ребёнка книг, с занимательным сюжетом, которые написаны лёгким для восприятия языком. Поговорите о прочитанном, задайте вопросы выслушайте ответы. Ведь умение отвечать на вопросы помогает лучше запомнить прочитанное, способствует развитию речи, умению правильно формулировать свои мысли, анализировать прочитанное или услышанное, научиться сопереживать и сочувствовать, понимать мысли и поступки героев. За всем этим стоит большая работа по развитию способностей детей. Хорошо, если ребёнок будет читать каждый день, сегодня больше, завтра меньше, но систематически. Главное, он должен сосредоточиться на чтении, чтобы его ничто не отвлекало. Можно устроить уютный уголок на свежем воздухе, в саду, на веранде. Нет норм, сколько дошкольник должен читать ежедневно. Дети, которые любят читать, читают много, не глядя на часы. Если ваш ребёнок не из их числа, старайтесь, чтобы он читал ежедневно посильную для него норму.
Для родителей чтение – это возможность побыть с ребенком вдвоем, поговорить, не отвлекаясь ни на какие насущные дела и заботы. Это полезно всем: и взрослыми детям. Нам, живущим в современном мире, просто необходимы вечера, проведенные в кругу семьи, с родными людьми. Дети нуждаются в нашем общении, об этом необходимо помнить и стараться каждый день выделять время для своего любимого ребенка.
Читайте сами! Находите время на чтение, несмотря на усталость и загруженность. Пусть ребенок видит в ваших руках книгу.
Для приобщения к чтению детей, которые не хотят читать сами, можно применить прием прерванного чтения, когда взрослый дочитал до самого интересного места и под каким-либо предлогом предложил ребёнку самому дочитать рассказ или всю книгу. С этой же целью можно обратиться к ребёнку с просьбой почитать, когда взрослые заняты делами или болеют и почитать сами не могут. Младшие братья и сёстры легко приобщаются к книге, если в семье есть читающий брат или сестра. Пример их самостоятельного, грамотного и выразительного чтения на совместных вечерних встречах с книгой особенно дорог малышу своей близостью сопереживания.
Советы родителям:
Читайте вслух с ребёнком не менее 10-15 минут в день (после ужина и/или перед сном).
Хвалите ребёнка за чтение и малейшие попытки читать.
Спрашивайте, чем понравилась книга ребёнку, что нового он из неё узнал, а что не понравилось и почему.
Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии, чтобы научить выделять главное от второстепенного.
Какие слова или выражения запомнились ему?
Чему учит эта книга?
Предлагайте творческие задания: нарисовать рисунок, слепить из пластилина любимого героя, выучить отрывок из произведения, инсценировать и показать на семейном празднике и т.д.
Что бы вы ни делали, не пройдет даром и принесет свои плоды. Дерзайте, делайте, приобщайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста интерес к чтению во всех видах детской деятельности и в процессе взаимодействия с семьей»
В данной работе описывается способы и приёмы формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению во всех видах детской деятельности и в процессе взаимодействия с семьёй....
ЧТОБЫ РЕБЕНОК СТАЛ "ЧИТАЙКОЙ"! СЕМЬ СЕКРЕТОВ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
ЧТОБЫ РЕБЕНОК СТАЛ "ЧИТАЙКОЙ"!СЕМЬ СЕКРЕТОВ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮДля более читабельного качества картинки нажмите :CTRL + , чтобы увеличить картинку ;CTRL - , чтобы уменьшить...
Роль семьи в формировании у ребенка интереса к чтению
Роль семьи в формировании у ребенка интереса к чтениюСемья — основа формирования мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Психологи утверждают, что с...
Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей интереса к чтению
В этом сообщении затронута важная во все времена тема. тема чтения детям, с детьми, о детях....
Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей интереса к чтению
Воспитание у детей интереса к чтению. Как это происходит?...
«Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию у детей интереса к чтению»
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему пу...
Консультация для родителей "Семь секретов воспитания интереса к чтению".
Воспитывают ребенка не наши слова, а поступки и среда обитания. В той семье, где родители часто читают и обсуждают книги, скорее всего, вырастет хороший читатель....