Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей интереса к чтению
консультация (средняя группа) на тему
Воспитание у детей интереса к чтению. Как это происходит?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_chteniya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей интереса к чтению.
Средняя группа № 12 «Радуга»
Подготовила воспитатель
Клевина Наталия Ионаса
« Чтение - это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя».
В.А.Сухомлинский
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся воспитатели и родители. Именно от взрослых зависит то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Читатель в ребенке начинается гораздо раньше, чем он научится читать. Ребенок - слушатель- это уже читатель.
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге у взрослых и, как следствие, у детей. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт очень ограничен. Тем не менее детская литература играет огромную роль в становлении ребенка как личности. Кроме того, книга рассматривается как важное средство формирования у ребенка целостной картины мира, ценностных представлений, литературной речи, художественного вкуса.
Главной задачей знакомства детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать текст, развитие художественной культуры. Именно в этом возрасте дети подвержены влиянию художественных образов. Детская книга формирует у детей нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всем мире. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что и кино, и театр, и другие источники информации вкладывают в наше сознание готовый образ, мы его воспринимаем, но не участвуем в его создании. И только чтение заставляет работать воображение, достраивать то, о чем надо иметь представление. А чтобы иметь развитое воображение, нужно читать все больше и больше.
Как развивать интерес к чтению, поддерживать его – одна из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений и семьи. Именно семья играет здесь ведущую роль. А наша задача, задача воспитателей - знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой.
Особое значение для ребенка как читателя имеет семейное чтение. Ведь именно в семье закладывается и культура обращения с книгой. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда ребенок помнит, что в семье все время читают вслух книгу, интересную для всей семьи.
Незаметно, подрастая, ребенок сам втягивается в этот процесс. Он видит, как почитается книга в его семье, чувствует уважение к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище, сне.
Интерес к книге и чтению, желание ее рассматривать формируются у ребенка в окружении книг, в обстановке уважения к ним, в читающей среде.
Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце.
В наши дни особенно важен вопрос, что читать детям. Родители часто теряются в потоке информации, им порой сложно сориентироваться в обилии книг, предназначенных для детей. Поэтому перед нами, воспитателями, стоит задача понять, как взаимодействовать с каждой отдельной семьей, и проявить инициативу по оказанию помощи в привлечении ребенка к чтению, знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой.
В настоящее время у каждого издателя свой ребенок - читатель. Сначала, пока ребенок только слушатель, он любит слушать и читать то, что любят и помнят из своего детства его родители. Когда ребенок приходит в детский сад, перед ним открываются новые возможности знакомства с детской литературой. Будучи зависимым от взрослых, ребенок именно от них узнает о существовании многоцветной, настоящей детской литературы. Мы, педагоги, знакомим детей с художественной литературой в рамках программы, и совсем немного времени уделяем чтению детям по их желанию. И зачастую желания всей группы детей не могут совпадать, тогда как в семье родители могут уделить внимание своему ребенку и почитать то, чего бы он хотел.
Важнейшей задачей воспитателя и родителей становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. Для этого мы каждый месяц делаем подборку литературы и вывешиваем информацию в уголке для родителей. Так же на родительском собрании знакомим родителей с произведениями, рекомендованными программой воспитания и обучения детей, даем рекомендации по организации домашнего чтения. Совсем недавно было предложено родителям изготовить совместно с детьми книжки-малышки. Предложение было поддержано родителями, и вот несколько книг, которые изготовлены родителями вместе с детьми. Немаловажное значение имеет освещение вопроса – как читать детям. Здесь тоже есть правила, с которыми мы просто обязаны познакомить родителей. Знакомство также происходит через консультации, индивидуальные беседы, анкетирование родителей. В группе имеется место, именуемое библиотекой, где 2 раза в месяц мы обновляем подборку книг, делаем выставку художественной литературы разных писателей и поэтов. Здесь каждый ребенок может выбрать себе книгу, посмотреть иллюстрации, ответить на вопросы воспитателя по произведению, и просто почитать наизусть понравившиеся строки и стихи.
Еще мы часто рисуем с детьми картинки по произведениям, где дети сами решают, что они нарисуют, почему, и какая картинка по характеру получится - грустная или веселая, теплая или холодная и т.д. Эти «шедевры» мы обязательно выставляем для просмотра родителями на выставку. Так, были нарисованы рисунки на стихи «Несчастная кошка порезала лапу…», где дети очень переживали за кошку и старались ее спасти, бинтуя лапку и привязывая шарики. Еще рисовали рисунки на произведения С.Маршака «Цирк», и здесь дети очень активно рисовали зверей, клоуна, матрешек.
Обобщая вышесказанное, мы делаем все возможное, чтобы помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, как залог их успешного обучения в частности и жизненной судьбы в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей интереса к чтению
В этом сообщении затронута важная во все времена тема. тема чтения детям, с детьми, о детях....
Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений.»
Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений.»...
Консультация для родителей "Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений"
ТРУД всегда был основным для человеческой жизни. Поэтому в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов. От природы все люди обладают одинаковыми трудовыми данными...
Взаимодействие семьи и детского сада в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе
В последние десятилетия интерес взрослых и детей к книге снизился, что привело к снижению личностной культуры дошкольников. С появлением телевидения и компьютеров небывалая мощь потока информации удар...
Консультация для родителей «Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений»
ТРУД всегда был основным для человеческой жизни. Поэтому в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов. От природы все люди обладают одинаковыми трудовыми д...
Консультация для родителей «Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений»
Консультация для родителей «Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений»...
Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...