Математическое развитие детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
Советы и рекомендации для родителей по развитию математических споосбностей детей в дошкольный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskoe_razvitie_detei_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Математическое развитие детей дошкольного возраста.
Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.
Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объёмный предмет; чтобы ёлочные гирлянды были одинаковыми, нужно нарезать равные полоски бумаги; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку... И многое, многое другое.
Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной акселерации детей. Важно другое: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление.
Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но неупорядоченным неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Используется занимательный материал и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти, преобразовать, − которая увлекает его.
При развитии математических способностей формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Надо ли заставлять его заниматься математикой, если ему скучно? Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника интерес к познанию, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям не только при обучении математике. Одна из основных задач дошкольного образования − математическое развитие ребенка. Математика может и должна играть особую роль в ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие ребенка.
Просто для этого понадобится несколько больше времени, чем вы рассчитывали. Или, возможно, вам стоит тщательно продумать тот путь, который приведёт ребёнка к успеху. Вероятно, для этого понадобятся ситуации, задачи, аналогичные по существу, но новые по форме. Может быть, стоит выстроить «цепочку» таких постепенно усложняющихся ситуаций и заданий. Иногда приходится искать, как к таким же закономерностям можно прийти, используя материалы других сфер действительности, хорошо знакомые ребёнку предметы и персонажи, приблизив таким образом задачу к нему, перенеся её в его мир.
И ещё: не спешите объяснять, растолковывать ребёнку задачу. Не лишайте его, да и себя тоже, радости открытий − ведь и вы совершаете открытия, узнавая своего ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »
Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических ...
Консультация для родителей «Роль настольных игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Авилова Е. И.
Консультация для родителей «Роль настольных игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Авилова Е. И. Родители дошколят постоянно слышат со всех советы как научить детей читать, но редко...
Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста.
Этот материал о том, что такое занимательный математический материал, видызанимательного математического материала, его характеристика. Также рассмотрены особенности работы воспитателя и детей с заним...
Сообщение на тему: «Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста».
Родительское собрание...
Описание опыта работы по созданию системы раннего математического развития детей дошкольного возраста в условиях МБДОУ «Математические развивашки»
Цель: повышение качества обучения и стимулирование познавательной активности детей через использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задач...
Значение математического развития детей дошкольного возраста. Занимательные математические задачки.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,...
Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.
В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...