Консультация для родителей старших дошкольников «Мое имя, мой дом, моя улица»
консультация (подготовительная группа)

Расширить представления родителей как в увлекательной форме познакомить ребенка со своими именем, домом, улицей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_imya_moy_dom_moya_ulitsa.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Мое имя, мой дом, моя улица»

Начнем с простого и интересного… Полезно рассказать ребенку, как и почему появились у детей имена. В далекие времена, когда люди жили племенами, чтобы отличать друг друга, они стали придумывать имена – клички. Как правило, такие имена отражали какое-то главное достоинство человека: «Зоркий глаз», «Храбрый», «Доброе сердце» и др. Называя так человека, люди как бы давали ему еще и характеристику, которую он должен был подтверждать в течение жизни, поэтому имя он получал не сразу после рождения. У отдельных народов через полгода, а то и более.

По мере того как людей становилось больше, имена стали повторяться, да и звучали они короче – так было удобнее обращаться к человеку. И придумывать их стали родители, часто еще задолго до рождения ребенка. У одних народов мальчика принято было называть именем дедушки, а девочку – именем бабушки. Но придумывая имя своему ребенку, родителеи старались, чтобы оно было красивым и означало то, каким они хотели видеть своего ребенка. Ведь и сегодня каждое имя что-то означает. Например, Виктор – это Победитель, София – Мудрая.

Имеют свою историю и фамилии. Дети, которые изучают какой-нибудь иностранный язык, знают, что слово «фамилия» переводится как «семья». И точно так же, как и имя, фамилия может быть значимой: Столяров, Добронравов, Зайцев и др.

Если вы знаете что-нибудь о своей фамилии и именах членов вашей семьи, расскажите ребенку. Такие познания расширят его кругозор, дадут пищу для размышлений.

А еще полезно будущему школьнику знать свой адрес и на всякий случай адрес или телефон своих близких. Родители должны быть уверены, что если ребенок потеряется, он сможет назвать свой адрес и телефон, чтобы сообщить родителям. Да и самому ребенку это придаст силы и уверенности. Нередки случаи, когда первоклассник, оставшись в школе без родителей с новой еще очень мало знакомой учительницей и совсем незнакомыми соучениками, чувствует себя оторванным от дома. Как на необитаемом острове! Это вызывает тревожность, беспокойство, и уж тут не до уроков и восприятия учебного материала.

Учителя отмечают, что дети в первые школьные дни иногда вдруг без видимой причины начинают плакать. Оказывается, - и это наиболее распространенная причина, - «Мама меня оставила, и я не знаю, где мой дом». Не стоит создавать дополнительные трудности для ребенка, их у него и без того достаточно в школе. А вот то, что он будет знать дорогу домой, послужит связующей ниточкой с тем, что надежно, что свое, родное.

Не стоит, конечно, запугивать ребенка, что, если он не будут знать адрес, то он обязательно заблудится, но дать такие знания необходимо. Вместе с тем следует приучить ребенка к осторожности в «разглашении данной информации», так как ею могут воспользоваться и не очень хорошие люди.

Заучивать адрес механически – для ребенка трудно и неинтересно. Можно сделать это с большой пользой для его развития. Примерно так. Приобретите карту мира или глобус и рассматривайте их с вашим ребенком. Дети очень любят это делать. Объясните, что это макет планеты Земля, покажите, где находится наша страна и другие страны. Скажите, как они называются. Через какое-то время возвратитесь к этому разговору и попросите ребенка уже самостоятельно найти на карте свою страну. Конечно, помогите ему, если он затрудняется.

А затем найдите на карте (или укажите хотя бы приблизительно) местность или город, в котором вы живете. Обратите внимание на такое соотношение: страна – город. Что больше? На такой простой вопрос почти все дошкольники отвечают неправильно. Вероятно, потому, что субъективно воспринимают город большим, ведь они живут и знают, как он велик. А понятие «страна» абстрактно для ребенка – хорошая тема для разговора, она развивает воображение и способствует накоплению знаний.

Можно поиграть с ребенком в путешествие по планете или по стране, определив прежде вид транспорта: поезд, машина, самолет, теплоход. А может быть, их будет несколько? Задав вопрос, к примеру, такой, почему нельзя объехать всю планету только на поезде, а вот на самолете облететь можно, да и на теплоходе проплыть тоже, внимательно выслушайте мнение и аргументы ребенка. Сделайте вместе с ним маленький самолетик из бумаги и отправляйтесь в путешествие, каждый раз называя страну и город, в которые вы прилетели. Такая игра очень полезна. Ребенок узнает о планете, странах и городах, прочнее усваивает географические названия. К тому же любая игра сближает вас с ним, делая ваше общение содержательнее.

Прогулки с ребенком тоже можно сделать познавательными. Вы рассказываете ему, что называют улицей, переулком, проспектом. По ходу называете их, объясняя, что так же, как у людей бывают разные имена, чтобы их различать, и у улиц есть свои имена – названия. Эти названия придумывают люди, вкладывая в них смысл: улицам присваивают имена героев или дают имя по названию предприятия, расположенного поблизости, иногда название связано с природой или историей. В этой логике можно подумать и над названием вашей улицы. Если оно легко может быть разгадано ребенком, не спешите с собственными объяснениями, пусть он сам догадается. Если же вы понимаете, что эта задача сложна для него, то помогите ему разобраться и запомнить название своей улицы и улиц, находящихся рядом.

Полезно дома, после прогулки, нарисовать свою улицу со всем тем, что на ней расположено: магазин, сквер, дома. И конечно, свой дом. А домов на улице много. Как же их различают? Им присваивают номера. Прогуливаясь по своей улице, обратите внимание ребенка на номера домов и на номер вашего дома. Можно написать его на снегу или на песке (в зависимости от времени года), а потом дома написать карандашом на бумаге.

Во время прогулок следует обращать внимание на светофоры, рассказывать, зачем они существуют, что означает тот или иной цвет.

В каждом ДОО проводится особая работа с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения. Но и дома стоит этим заняться. Сейчас есть много настольных игр на эту тему, полезно их приобрести и поиграть с детьми.

И самое главное – никогда не нарушайте правила дорожного движения при ребенке. Если вы переходите улицу на красный свет с ребенком и объясняете ему, что в данный момент нет машин и это неопасно, то вы даете ребенку уверенность в возможности нарушения правил. А можете ли вы быть уверенными в том, что, оставшись один, он правильно сообразит, можно или нельзя нарушить правило?

Во время прогулки поиграйте в игру «Кто больше знаете о нашей улице». Взрослый и ребенок по очереди рассказывают все, что они знают об улице. Например, начинает игру ребенок: «Наша улица называется «Весенняя», взрослый: «Рядом с нашей улицей проходит улица…»; ребенок: «На нашей улице есть детский сад» и т.д. Выигрывает тот, кто больше знает.

Итак, ваш ребенок без особого труда запомнил уже многое: он знает, в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице и в каком доме. Более того, он теперь знает, что находится в ближайшем окружении.

Осталось запомнить номер квартиры и номер домашнего телефона. Запоминать номер квартиры можно по той же логике: в доме много квартир, и у каждой есть свое имя – номер. Но затем номер нужно несколько раз записать. Ребенок, идущий в школу, уже легко пишет цифры и узнает их.

Номер телефона запомнить труднее – в нем много цифр. Но можно попробовать. Нарисуйте диск телефона. Предложите ребенку написать на нем цифры, но не все, а лишь те, которые составляют ваш номер. И поиграйте с ним в игру «У меня зазвонил телефон». Вы по очереди «набираете» номер домашнего телефона, проговаривая цифры, он «звонит», и вы беседуете по телефону с ребенком.

Повторяя эту игру в течение нескольких дней, ребенок твердо запомнит номер. Можно еще время от времени просить ребенка назвать номер, тем самым закрепляя его в памяти.

Знания о своей семье и родословной, о своем городе, стране, мире не только расширят кругозор ребенка и в какой-то мере обеспечат его безопасность, но и помогут ему определить себя в окружающем мире, в ряду сменяющихся поколений, в кругу людей, в том числе и близких.

И напутствием ребенку могут быть такие слова В.А. Сухомлинского: «Наша жизнь движима отношениями поколений. Ты – в поколении восходящем. Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья – это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твое поведение, твои поступки…»

Литература

Козлова С.А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям. – М.: Школьная Пресса. – 32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей старших дошкольников по соблюдению правил дорожного движения "Воспитываем пешехода".

Дать рекомендации родителям о совершенствовании культуры поведения детей на улице и в транспорте....

Консультация для родителей старших дошкольников по ПДД «Безопасность на дорогах».

Консультация для родителей старших дошкольников по ПДД «Безопасность на дорогах»....

Консультация для родителей старших дошкольников "Отдавать ли ребёнка в школу в 6 лет?"

Консультация для родителей старших дошкольников "Отдавать ли ребёнка в школу в 6 лет?"...

Консультация для родителей старших дошкольников "Маменькин сынок"

Консультация для родителей старших дошкольников "Маменькин сынок"...

Консультация для родителей старших дошкольников по лексической теме "Дикие птицы"

Данная работа предназначена для родителей, чьи дети посещают логопедическую группу детского сада и размещается на информационном стенде "Для родителей"  в группе....

Консультация для родителей старших дошкольников по лексической теме "Дикие животные"

Данная консультация предназначена для родителей шодкольников с ОНР, посещающих логопедическую группу первый год обучения. Материал размещается на информационном стенде для родителей в группе....

Консультация для родителей старших дошкольников «Развитие внимания у старших дошкольников»

Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его о...