Консультация для родителей: Развитие грамматического строя речи у детей с ТНР
консультация (старшая группа)
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, так как речь выполняет ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, в самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. У ребенка дошкольного возраста, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление. А это – непременное условие успешного обучения в школе.
Хочется подсказать родителям, как можно развивать грамматический строй речи ребенка 4-6 лет ненавязчиво, не заставляя, не усаживая на специальные занятия в строго определенное время. Развитие речи ребенка в целом и формирование грамматически правильной речи, в частности, должно стать для мам и пап «образом жизни», когда любое взаимодействие с ребенком прямо или косвенно помогает развитию его речи, когда в процессе обычных домашних дел проводятся различные игры и упражнения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Развитие грамматического строя речи у детей с ТНР
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, так как речь выполняет ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, в самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. У ребенка дошкольного возраста, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление. А это – непременное условие успешного обучения в школе. Хочется подсказать родителям, как можно развивать грамматический строй речи ребенка 4-6 лет ненавязчиво, не заставляя, не усаживая на специальные занятия в строго определенное время. Развитие речи ребенка в целом и формирование грамматически правильной речи, в частности, должно стать для мам и пап «образом жизни», когда любое взаимодействие с ребенком прямо или косвенно помогает развитию его речи, когда в процессе обычных домашних дел проводятся различные игры и упражнения.
Немало интересного может узнать ребенок на кухне. Когда вы готовите суп из гороха, расскажите малышу об этом, уточните, что суп называется «гороховый». А суп из фасоли – фасолевый, а салат из моркови – морковный и так далее. А затем сами спросите: «Так как называется сок, компот из слив, яблок, груш?». Когда варите или кушаете кашу, расскажите, как называется каша (рисовая, пшенная, геркулесовая, гречневая…). Здесь же на кухне можно обратить внимание на то, из чего сделаны разные предметы. Стакан из стекла – стеклянный, сковорода из чугуна – чугунная, ведро из пластмассы – пластмассовое, стул из дерева – деревянный… Одевая или раздевая ребенка, обратите внимание на: сапоги из резины – резиновые, шубка из меха – меховая, шарф из шерсти – шерстяной. На прогулке в парке назовите листочки (кленовые, березовые, дубовые). Если у вас дома найдутся предметы разной величины, можно упражняться в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных. Большой мяч, а маленький мячик. Большая машина, а маленькая машинка. Большое яблоко, а маленькое яблочко. А потом попросите ласково назвать бабушку, дедушку, Олю, Катю, Васю. А может у вас есть книжка про великана. У него будет все большое-большое: глазищи, ручищи, ножищи. А если волк в сказке очень-очень злой, значит, он будет злющий, а лиса – хитрющая. Здесь увеличительные суффиксы. Достаточно сложно ребенку употреблять приставочные глаголы. Здесь уже придется смоделировать ситуацию. Сейчас есть игрушечные шоссейные, железные дороги. Можно придумать мостик, горку, яму. Или сделать это в песочнице и предложить вместе отправиться в веселое путешествие. Сначала взрослый показывает, комментирует маршрут, а затем предлагает ребенку побыть внимательным водителем: «Машина по дороге ехала-ехала и до горы доехала, в гору въехала, с горы съехала, дальше поехала. К яме подъехала, яму объехала, до речки доехала, мост переехала и домой приехала». Это может быть и самолетик, который летел, к туче подлетел, тучу облетел, и дальше полетел. Или мальчик на детской площадке шел, шел, к домику подошел, в домик вошел, из домика вышел и от домика отошел. Попробуйте, а вдруг вашему ребенку такие путешествия понравятся. Конечно, невозможно рассказать об отработке всех грамматических категорий, но мы и не ставили такой цели. Хотелось показать лишь некоторые образцы. А заинтересованные родители обязательно почувствуют, в чем нуждается их ребенок и как ему помочь. И поверьте, такая кропотливая работа не пройдет даром. У малышей лучше сформируется «языковое чутье». Детям легче будет осваивать программу начальной школы. И вы сами от этого будете получать удовлетворение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы узкосемейного круга. Ребенок знакомится с ...
Консультация для родителей: " Развитие грамматического строя речи у детей с дизартрией"
В этой консультации создана подборка игр и упражнений для развития грамматического строя у детей с дизартрией...
Консультация для родителей Развитие грамматического строя речи дошкольников
Консультация для родителей- "Рзвитие речи детей дошкольного возраста"....
Консультация для родителей. Развитие грамматического строя речи у детей 4-6 лет
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, так как речь выполняет ведущую функцию в развитии м...
Консультация для родителей "Развитие грамматического строя речи у детей с дизартрией"
В консультации представлены общие рекомендации и подборка игр для развития грамматического строя речи у детей....
Консультация для родителей "Развитие грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста".
Консультация для родителей "Развитие грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста". Возраст 5-6 лет....
Консультация для родителей.Развитие грамматического строя речи.
Развитие грамматического строя речи....