Синонимы. Обучаем малышей подбору слов близких по значению.
консультация (старшая группа)

Фондикова Ирина Валерьевна

Время пролетит незаметно. Вот уже ваш малыш собирается в 1 класс школы. Все родители очень волнуются, каковы будут успехи первоклашки, как он будет считать, выводить буквы, грамотно ли будет писать. А скоро учитель задаст  и сочинения... В зависимости о того, как богат и разнообразен словарь ребенка, будет успешна его письменная речь. Чтобы ребенок не повторял  в творческих работах одни и те же слова, рекомендую с малых лет научить его подбирать слова, близкие по смыслу. Это украсит его речь и придаст его сочинениям богатство и красоту. Предлагаю дидактический материал (задания  с картинками) по обучению ребенка подбору синонимов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слова – «приятели», которые говорят об одном и том же, но по-разному: СИНОНИМЫ

Мы с приятелем вдвоёмКартинки по запросу рисованные картинки для детей дорога

Дружно, весело живём...

Я иду  и он шагает,  

Я смеюсь – хохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

 Картинки по запросу рисованные картинки для детей  многоэтажный домКартинки по запросу рисованные картинки для детей машина

Картинки по запросу рисованные картинки для детей доктор Картинки по запросу рисованные картинки для детей труд

Картинки по запросу рисованные картинки для детей мороз

Картинки по запросу рисованные картинки для детей певец

Похожее изображение

Картинки по запросу рисованные картинки для детей еда

Картинки по запросу рисованные картинки для детей конь

Задание        К каждому стихотворению подобрать подходящую картинку и назвать её другими словами.

В языке родном, богатом,

Много сходных слов, ребята.

Как врача назвать иначе?

Я желаю вам удачи!    (доктор, лекарь)

Много, много окон в нём.

Мы живём там. Это... (дом, жилище)

Ясен здесь ответ любому.

Пища, только по-другому.

Не составит вам труда

Отгадать, что то…(еда, пища, продукты)

С подстриженной гривой

Скачет ретиво

Чуть шпорами тронь.

Кто же это?   (Конь, скакун, жеребец, лошадь)

Здесь придётся подумать немного,

 И назвать по-другому дорогу.

Про шоссе и тропинку забудь!

Слово очень обычное… (путь, дорога, шоссе, трасса)

С весёлой звонкой песней

Мы идём на снежный кросс.

Воздух чистый, день чудесный.

Не пугает нас …(мороз, холод)

В прошлый раз был педагогом,

После завтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он …(артист, актёр, лицедей).

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, верчу

Знать ничего не хочу. (Метель, пурга, вьюга)

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины.

И тогда, поднявши пыль

Побежит…(автомобиль, машина)

   

Я трудился не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от … (труда, работы).

Задание        Если бы не было слов-приятелей, было бы очень скучно говорить одними и теми же словами.

- Самолёт сел. Солнце село. Дедушка сел.

Скажи по-другому.

Самолёт приземлился. Солнце закатилось. Дедушка сел.

- Человек бежит. Ручей бежит. Вода (в кране)  бежит. Конь бежит. Кошка бежит.

Человек несётся (мчится, торопится). Ручей бурлит (течёт, журчит). Конь   скачет. Кошка догоняет мышку.

- Дедушка ест суп. Медведь ест малину. Заяц ест морковку. Волк ест кость. Цыплята едят зёрнышки.

 Дедушка обедает. Медведь лакомится малиной . Заяц грызет морковку. Волк    обгладывает кость. Цыплята клюют зёрнышки.

Задание        Замени слово-действие:

думает (размышляет, соображает)

вертится (крутится, вьётся)

бросает (кидает, посылает)

опасается (боится, остерегается)

скачет (прыгает)

ест (кушает, питается)

глядит (смотрит, любуется, разглядывает)

спешит (торопится).

Задание        Опиши предмет и при этом употреби как можно больше слов – синонимов

Картинки по запросу рисованные картинки для детей иголка

Иголка – маленькая, тоненькая, лёгкая, острая, колючая, колкая, твёрдая, крепкая, прямая, ровная. Ею  шьют, штопают, зашивают, пришивают, вышивают.

Похожее изображение

Снежинка – маленькая, крохотная, белая, лёгкая, невесомая, красивая, резная, блестящая, сверкающая, холодная…Она падает, летит, кружится.


Картинки по запросу рисованные картинки для детей медведь

Медведь – большой, здоровый, лохматый, косматый, неуклюжий, неловкий, неповоротливый. По лесу ходит, бродит. Его многие звери боятся, опасаются, страшатся.

Задание        Послушай сказку про ёжика и его друзей, постарайся вспомнить все подходящие слова, чтобы хорошенько описать героев.

Жил-был один маленький (небольшой) ёжик. Он был очень вежливый (воспитанный). Ёжик трудился не  покладая рук (усердно), и у него было много приятелей (друзей).

Жизнь у зверей была нелёгкая (тяжёлая), и поэтом все ходили какие-то невесёлые (грустные). И тогда  в один прекрасный день (однажды) зверушки решили устроить себе веселье (праздник). Все пришли красивые (нарядные), начали скакать (прыгать), крутиться (вертеться), плясать (танцевать), хохотать  (смеяться) – и всем стало хорошо (чудесно).

Задание        Послушай стихотворение И. Токмаковой и попытайся отыскать в нем слова-друзья.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование умения понимать и употреблять синонимы, антонимы и многозначные слова у детей с нарушениями речи»

Данное пособие может быть использовано в коррекционной работе по развитию речи  детей, имеющих нарушения речи, в доступной игровой ситуации. Пособие может быть рекомендовано педагогам дошкол...

Различение слов, близких по звуковому составу.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов.  Я бы хотела представить вам несколько игр и упражнений, направленны...

Памятка для родителей " Как обучить малыша слову "Нельзя".

Ребенок должен учиться понимать слово «Нельзя» и выполнять требования взрослого (воспитателя, родителя). По-настоящему воспринимать запрет ребенок может только после года. То есть 2-3 года...

«Звук и буква. Звуковой анализ слов. Подбор слов к схемам. Деление слов на слоги». «Птицы».

Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому)...

Игры на выделение первого звука в слове и подбор слов на заданный звук

Игры на выделение первого звука в слове и подбор слов на заданный звук...

Какое сегодня утро? Подбор слов, близких по смыслу.

Какое сегодня утро? Подбор слов, близких по смыслу. Образовательные задачи: формировать навыки связной речи; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу; уточнить и закрепить правил...