Особенности возраста 3-4 лет
консультация (младшая группа)

Бабаева Светлана Ивановна

Консультация для родителей о психологических особенностях возраста детей 3- 4 лет. Даны небольшие советы по воспитанию и общению с детьми данного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Особенности возраста 3-4 лет20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности возраста 3-4 лет

Возрастные особенности этого периода характеризуются противоречивостью. По достижении 3 лет у малыша начинается неизбежный (при этом абсолютно нормальный) кризис развития: он начинает понимать, что он тоже личность, имеющая свои интересы и потребности, с которыми все должны считаться. Поэтому процесс самоутверждения (часто даже в попытках подчинить себе взрослых) – неизбежен. Возникает парадокс. С одной стороны, ребенку этого возраста важно принять себя как отдельное «я», с которым считаются, которое уважают, вырасти в собственных глазах и глазах окружающих. Поэтому он настаивает на том, что все сделает сам и по-своему, даже если совершено не умеет и у него ничего не выходит. Такое проявление «противоволи» вполне естественно для этого этапа. С другой – такая самостоятельность и борьба за свою «личностную территорию» приводят к неизбежному отделению ребенка от родителей. А малышу этого возраста родительская любовь, их одобрение, поддержка, их гордость чрезвычайно важны как показатели того, что он – правильный, нужный, хороший. Поэтому действия, которые у него пока не получаются, вызывают бурю слез и капризов, ведь при этом он выглядит в глазах любимых взрослых недостойно. Усугубляется внутренний конфликт малыша тем, что он сейчас чувствует себя собственником мамы («моя мама» – это теперь не просто понимание родственной связи). Поэтому могут случаться приступы ревности ее к папе или другим детям в семье.

Совет 

Проявите в этот период всю свою мудрость, чтобы «отделение» маленького «я» прошло при постоянной помощи и поддержке. Чтобы кроха не лишался чувства вашей любви, одобрения. Чтобы в итоге он и самоутвердился как личность, и освоил необходимые навыки, и не утратил такой нужной связи и близости с вами, вашего доверия. Самое действенное средство при этом – как можно чаще поощрять его за хорошие, пусть и незначительные поступки, и достижения, а в случае ошибок показывать ему, что плох его поступок, а не он сам. А его вы любите за то, что он есть. Всегда.

В период кризиса 3 лет психология ребенка претерпевает радикальные изменения. Эмоциональное состояние детей этого возраста крайне неустойчиво. Дети легковозбудимы, суетливы, у них часты перепады настроения, приступы агрессии или апатии. В этом возрасте малышей характеризуют: эмоциональность; отзывчивость; сопереживание другим; стремление прийти на помощь; дружелюбие; чувство стыда за плохой поступок; высокая потребность в общении со сверстниками. По психическому развитию дети 3-4 лет разительно отличаются от тех, кто младше всего на год. Сейчас они уже в состоянии понимать, что «сфера моего я» существует не только у них, но и у других детей. Поэтому в играх малыши способны ценить не только свою «территорию», но и личное пространство тех, с кем играют, способны считаться с интересами окружающего коллектива. Но конфликтов избежать не удается, ведь свое «я» считается более важным. Сами игры постепенно становятся сюжетно-ролевыми, ребенок учится взаимодействовать с другими детьми (пока это, как правило, один сверстник), основываясь на подражании родителям. В играх появляются первые правила. Происходит понимание себя как личности конкретного пола (я – девочка, я – мальчик). Дети начинают узнавать внешне своих сверстников по их гендерной принадлежности (одежда, прическа, украшения), проявляют живой интерес к малышам противоположного пола. Ребенок осознает социальные роли окружающих людей (эта женщина – воспитатель, мама тоже женщина, она – библиотекарь, папа – мужчина, он – инженер) и понимает разницу между социальной и семейной ролью. Незрелость психики и огромное количество новой информации, новых правил и норм, которые ребенку приходится осваивать с 3 до 4 лет, приводят к неизбежным трудностям. Ребенку порой сложно справиться с ситуацией. Не имея навыка управления эмоциями на должном уровне, он пытается победить обстоятельства доступными средствами: привлекает внимание взрослых криками и плачем; пытается мстить обидчикам; стремится все сделать наперекор – не просто сам, а по-своему, даже если слышит разумные доводы взрослых; пытается добиваться своего хитростью (которую взрослые зачастую раскусывают, чем еще больше злят кроху); демонстративно нарушает рамки дозволенного, даже если четко их знает; начинает манипулировать старшими, из «мастера на все руки» вдруг превращаясь в полного «неумеху». Особенно велико стремление нарушить запрет. В этом ребенок видит проявление взрослости, а не просто самостоятельности.
В 3-4 года ребенок уже может:

-бросать мячик через голову;

-хватать катящийся мячик; бить по движущемуся мячу ногой; спускаться по ступенькам, переступая обеими ногами по очереди (а не «приставным» шагом с одной ноги);

- бегать, огибая препятствия; стоять и прыгать на одной ноге; удерживать равновесие на качелях;

- ездить на трех- или четырехколесном велосипеде; пританцовывать в такт музыке.

 Малыш значительно приумножил навыки самообслуживания:

-он ест вилкой и ложкой; во время еды не пачкает одежду;

-может сам аккуратно ходить в туалет; моет руки с мылом; чистит зубки;

-умывается; может сам одеться (если вещи без застежек), не путая последовательность;

- обувает обувь с липучками.

Совет 

Обращайте внимание на физические навыки, моторику, координацию малыша. Уделяйте внимание их наработке. Ему весьма полезно будет научиться: ходить по бревну, дощечке; переступать через препятствие; лазать по веревочной лестнице; качаться на качелях; работать кистью, карандашом; обводить фигуры по контурам, в том числе — шестигранники; вырезать простые детали из бумаги; застегивать пуговицы; шнуровать. Все это не только поможет более успешной социализации, но и разовьет общую и мелкую моторику – а это, в свою очередь, способствует развитию речи.
Память дошкольника в возрасте 3 – 4 лет носит непроизвольных характер. Он легко запоминает вещи или события, имеющие яркую эмоциональную или чувственную окраску, и помнит их долго. То же касается внимания: привлечь и удержать его можно чем-то интересным, вызывающим яркие эмоции. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное: ребенок гораздо лучше понимает и выполняет то, что ему показали наглядно, а не объяснили в виде словесной инструкции. Восприятие у ребенка этого возраста еще предметное. Свойства предмета (цвет, размер, запах, вкус) у него не разделяются с самим предметом. Зачастую малыш идентифицирует предмет по одному-двум самым значительным признакам: небо – голубое, апельсин – оранжевый и сладкий. Ребенок сейчас очень наблюдателен. Он может обращать внимание даже на такие мелочи, которых взрослый не заметил. Речь ребенка на четвертом году жизни шагнула в своем развитии далеко вперед: словарный запас может превышать 2000 слов; в активном словаре малыша преобладают теперь не существительные, а глаголы и прилагательные; предложения становятся распространенными; появляются сложные речевые конструкции; игры и занятия ребенка сопровождаются «разговорами с собой», что позволяет ему удерживать в голове конечную цель своего занятия, а также «делегировать» своей речи некоторые действия, чтобы не производить их в реальности. Развитию речи способствует рост познавательной и мыслительной активности, в частности направленных на изучение окружающего мира. Окружающий мир представляется малышу крайне интересным, он проявляет внимание, анализирует услышанное, уточняет детали.

Ребенок на четвертом году жизни уже знает:

-обобщающие термины (животные, птицы, растения, игрушки, посуда);

-временное разделение суток (утро, день, вечер, ночь);

-времена года и явления природы, которые им соответствуют; названия домашних и диких животных, разницу между ними; названия птиц, рыб, насекомых;

- деление растений на деревья и (пока) цветы, знает их названия; разницу между овощами, фруктами, ягодами, грибами, знает их названия;

-многие материалы, из которых сделаны окружающие его предметы; разницу между живым и неживым;

-разницу между тем, что сделано человеком и существует в природе. Такой скачок общего развития неизбежно тянет за собой рост умственных и логических способностей. К четырем годам малыш в состоянии осмысливать цепочку действий, понимать, что одно действие приводит к другому (хотя порой еще путает причину и следствие), может продумывать простую последовательность действий для достижения конкретной цели.

Дошкольник этого возраста уже может:

-складывать картинку, состоящую из 4 частей;

-находить несоответствие действительности на картинке и объяснять его;

-находить лишний предмет из нескольких и объяснять, почему он так решил;

-находить сходства и различия между предметами;

-выполнять задание около 10 минут, не отвлекаясь;

-находить пары предметов; находить предмет по описанию;

- собирать матрешку из 6 единиц; опускать фигурки в прорези в соответствии с их формой;

-выполнять действия, которые показал взрослый; считать до трех (и даже до пяти), загибая пальчики на счет;

-назвать, показать основные геометрические формы и цвета радуги; сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;

-находить пару предмету с указанной характеристикой;

-запоминать буквы алфавита (но складывать их в слоги пока не может).

Главный вид деятельности дошкольников этого возраста – игра. С помощью игры ребенок оттачивает навыки общения, учится уважать компаньонов по игре, принимать и соблюдать установленные в ней правила (а это уже способствует принятию правил человеческого общежития в целом); осваивает новые социальные роли, развивает логическое мышление, мелкую моторику, постигает взаимосвязь предметов, действий и их результатов, раскрывает свой творческий потенциал. В игровой форме родители могут донести до малыша основные правила поведения, этикета, объяснить, что такое хорошо или плохо. Играя в сюжетно-ролевые игры с ребенком этого возраста, родители могут понять, что происходит в душе их чада, поскольку всеми своими переживаниями и проблемами кроха непременно наделяет своего персонажа в игре.

Совет 

Если в кризисный период ваш «великий нехочуха» не внимает просьбам чем-то вам помочь, переведите ситуацию в игровое русло. Пусть любимый зайка попросит ребенка вместе помочь маме: убрать игрушки, отнести посуду на кухню, собрать карандаши и т. д. Зайка может объяснить ребенку, что маме нужна помощь, потому что она устает, ухаживая за всеми, а если что-то сделать за нее – она станет веселой и будет благодарна. Или, к примеру, кукла попросит убраться в комнате, чтобы добраться до комода, в котором добрая фея оставила угощение. В игровой форме можно просить ребенка помочь вам: полить цветок; протереть пыль на полочке; поставить ботинки на место; накрыть на стол; поставить коту миску с едой; что-то принести или подать. Кстати, «трудотерапия» — лучший способ сделать противоборствующие стороны союзниками.


Главное в этот период для родителей – не утратить доверия ребенка, не стать его врагом, не сломать его как личность. Чтобы избежать серьезных проблем на этом этапе, воспользуйтесь следующими советами. Поощряйте самостоятельность малыша. Хвалите за умения, помогайте обрести новые навыки. Подсказывайте альтернативное решение, если ребенок не может справиться с задачей намеченным путем. Установите равноправие в общении с крохой. Он не должен чувствовать, что вы – командир и начальник, а он – неумелый и беспомощный подчиненный. Поддерживайте положительную инициативу ребенка, хвалите за нее. Формируйте у малыша чувство, что он – хороший, независимо от того, совершает он проступки или нет. Введите рамки дозволенного. Малыш должен четко понимать, что у него есть право принять собственное решение, на что оно распространяется, а где будет действовать общеустановленное правило. Например, можешь выбрать, с какой игрушкой купаться, но купаться – обязательно. В какой шапке пойдем гулять – выбираешь ты, но гулять – необходимо. Установите систему разумных запретов. Они должны быть направлены на обеспечение здоровья и безопасности ребенка. И малыш должен понимать, что запрет – обоснован. Аргументируйте, почему нельзя гулять без шапки, есть на морозе мороженое, переходить дорогу на красный свет или хватать горячий чайник. Все остальное должно обсуждаться. Не пытайтесь наказывать криком или шлепками, устанавливать запреты назло или из мести. Это только сломает психику ребенка «под вас», сделает его в дальнейшем безвольным, неуверенным и закомплексованным.

С детьми непросто в любом возрасте. Трудности, кризисы, разногласия – неизбежны. Важно выходить из них на новом уровне, давая ребенку, а не отнимая. Не потерять доверие и уважение своего чада – трудная, но постижимая наука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности возраста и организации детей средней группы(4-5 лет)

Данный материал представляет собой выступление для родителей о возрастных особенностях и организации жизни детей в средней группе. Материал может быть использован на первом родительском собрании сред...

Особенности возраста и развития детей средней группы детского сада

Материал для первого родительского собрания .Будет очень хорошо,если дополнить его слайд-шоу из фотографий о жизни детей в группе....

Материал (из опыта работы) «Формирование детского круга чтения с учетом особенностей возраста»

Процесс общения ребёнка дошкольника с книгой - это процесс становления в нём личности. При формировании круга детского чтения перед воспитателем стоит задача расширить мир писательских имён и названий...

Особенности возраста и организации жизни детей старшей группы

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения....

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...

4-5 лет «Возраст почемучек» Особенности возраста

4-5 лет «Возраст почемучек»Особенности возрастаv  Речь начинает выполнять контролирующую функцию;v  Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игр...

Особенности развития ребенка в 3 года. Особенности возраста трех лет и рекомендации родителям.

Особенности возраста трех лет – это, прежде всего, вызовы для взаимо­отношений личности ребенка и окружающих людей. Этот период протекает остро только в том случае, если взрослые не зам...