Консультация для родителей "Развивающая предметная среда в семье "
консультация

Руга  Татьяна  Владимировна

Консультация   рекомендуется  родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_predmetnaya_sreda.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Развивающая предметная среда.

  Семьи  живут  в различных  квартирных  условиях и поэтому имеют  различные возможности для организации  детского уголка дома.  Хорошо если дома есть отдельная  детская комната.

        Как же создать  в семье  развивающую семью, такую обстановку, в которой бы ребёнок  более активно и быстрее познавал  окружающий мир во всём её  его взаимодействии и лишь  при небольшом косвенном  руководстве взрослых?

  Вполне  естественно, что ребёнок должен осваивать всё пространство квартиры, действовать и ванной комнате,  и в прихожей, и на кухне.

   Но у него должно и своё пространство быть, оборудованное  с учётом его  психофизических  особенностей и возможностей.

          Очень важно организовать детское  зеркало, лучше трельяж.  Важно потому что, что, люди любят своё отражение, а дети дошкольного возраста особенно.  И мы советуем предоставить им такую возможность. А с помощью  трельяжа ребёнок может  и должны увидеть себя  сбоку, в профиль.           

Это, своего рода адаптация внешнего вида  к самому себе, что чрезвычайно важно.   На полочке хорошо бы поместить маленькое зеркальце с ручкой.  Оно поможет  малышу видеть себя сзади.   Кроме того, на полочках  мы рекомендуем расположить расчёски  и   набор детской косметики.   В данном случае набор косметики определяется главным образом полом ребёнка.

          Тут же в прихожей помещается  на обувной полке  щётка и ложка для обуви.   При наличии таких условий у ребёнка, несомненно,  начнёт формироваться культура трудолюбия, самообслуживания, самостоятельности.

 

 «Мини картинная галерея».

   Очень важно  приучить глаз ребёнка к живописи, графике, скульптуре малых форм.

  Рекомендуем  в определённой  системе подавать данный материал:

 произведения одного и ли разных авторов;

портретная живопись;

_орнаментальная живопись.

  Наступила весна. Хорошо  бы  сравнить  с картиной художника Саврасова «Грачи прилетели».

  «Мешочек  добрых дел».

    Очень важно  в ребёнке – заложить  семена доброты.

   Мы рекомендуем  использовать идею  замечательного педагога современности Ш.А Амонашвили и организовать «Мешочек добрых дел».  Обыкновенный, но симпатичный, яркий,  с аппликацией или вышивкой.          И рядом  вашу коробочку   с наличием мелких   предметов:  камешков, ракушек.

   За каждое сделанное дело в мешочек  помещаете мелкий предмет.  Итоги любовно подводятся в субботу или воскресенье.

         Главное в данном случае – умело  руководить этим процессом, не использовать мешочек как средство поведения ребёнка напоказ.  А добрых дел дошкольник  может совершить  целое множество.

 Главное поддержать, заметить,  похвалить,  поцеловать ребёнка, пожать ему руку в субботу, когда вы вместе посчитаете, что в мешочке у вашего ребёнка целых 6 камешков.

 «Детская лаборатория»

 Ребёнок сам по себе исследователь.  

Полезно создать  элементарную детскую лабораторию, то есть собрать в ящичке или на специальной полке нужные  для детского творчества предметы:  магниты, уже не работающие телефоны, бинокли,  увеличительные стёкла.

 Организуя  эту лабораторию, нужно   в обязательном порядке постепенно  вводить новые предметы и показывать  способы действия, для чего ни  нужны, где и как используются.

 Вводить предметы рекомендуется  по одному,  через 2  и более недель.

 «Столярничаем  или вышиваем».

В зависимости  от пола  в квартире продумывается   уголок будущего столяра и ли  мастерицы.

«Шкаф находок».

 Предлагается организовать в семье «шкаф находок»,  в этот шкаф ребёнок – дошкольник, все члены семьи, приносит всё необычное, что находится в окружающем мире и природе и может быть интересным   для описания, сравнения,  воспитания наблюдательности.

 Это может коряга, красивый листочек,  фантик, камешек.

   Разговоры  вокруг находок может  повестись в этот день, могут быть по взаимному согласию отложить до выходных.

 Важно только  для поддержания интереса дать детям план – задачу, к примеру: Чем тебе нравится этот камешек?

 На что он похож? Давайте вместе придумаем волшебную историю  этого камешка.

   И, конечно, постараемся его назвать.

 У кого будет самое интересное название, получает поощрение.

  «Уголок ребусов, шарад,  головоломок».

  «Книжки в нашем доме».

   До 3-4 лет должны   окружать  книжки – малышки типа раскладушек,  с преобладанием иллюстраций и короткого текста.

После трёх лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребёнка  должно  находиться  3-5  книжек также с яркими иллюстрациями и доступными  для этого возраста сюжетом.

  Хорошо бы через  2-3 недели  обновлять книжный репертуар, вводя по одной  книжечке,  причём с сюрпризом или поощрениями.   В 4 года ребёнку  крайне важно  сказать, что у нас дома есть  детская

библиотека.  И вместе с ребёнком  её правильно организовать по типу взрослой:  сказки, книжки одного автора, книжки по временам года,  книжки зарубежных авторов,  загадки, пословицы,   азбуки.

  Ведь сам  подбор книг  подскажет взрослым  нужную  систематизацию.  Очень хорошо  дать название  своей библиотеке и постепенно её накапливать.

  «Нужна ли дома волшебная палочка».

  Создать   дома   каждодневный интерес для дошкольника – одна из  наших маленьких задач.   И помочь нам может сделанная волшебная палочка.

 Такая палочка может служить  средством переключения внимания ребёнка, может помочь поощрить малыша,  помочь  внести  новую игрушку или книжку, может  укладывать спать.

 Полезно  она и ещё  и тем,  что возникает естественным  путём обратная связь – с волшебной  палочкой  начинает играть  сам ребёнок, оперируя ею в действиях с любимыми  играми и  другими предметами.

 «Моя родословная, или ленточка  моей жизни».

    Детям нравится видеть своё отражение, значит на виду,  в детской хорошо бы на подставке иметь меняющиеся  собственные фотографии.

Ещё лучше – когда ребёнок постоянно может видеть перед собой семейные фотографии, и фотографии  прабабушек и прадедушек.

 Для того  чтобы не зарастала  тропа  в нашим  предкам, для того, чтобы ребёнок, пусть в самом элементарном, первоначальном варианте узнавал истоки своей ленточки  жизни.  Ведь главное для него в этом вопросе – как родители  относятся  к  своим  родителям, к своим корням, к свое родословной.  

  «Важность детских плечиков».

  Размещение вещей на плечиках по сезону, немногослойно воспитывают культуру поведения, бережливость и аккуратность – далеко не последние  нравственные качества, нужные  каждому человеку.

  Именно в  дошкольном возрасте формируется, или  уже потом будет  формироваться,  с большим трудом,   привычка  складывать  аккуратно свою одежду.

 «Альбомы по интересам».

   Советуем приобрести  несколько альбомов. А дальше  предложить  собирать и наклеивать: фантики, открытки с изображением цветов,  картинки  с изображением машин, иллюстрации с изображением игрушек,  животных.

   Работу эту делать ненавязчиво, необязательно, по мере возникновения желания  самого ребёнка и косвенно руководить этим процессом. Пусть ребёнок в дальнейшем бросит  заниматься этим делом,такие занятия обязательно оставят след. Ведь собирать по теме  - значит систематизировать, обобщать,  углублять детские познания.

 

«Звучит музыка».

  Из всех  искусств особенно музыка развивает  правое  полушарие головного мозга, то есть  образное мышление.  

 Стоит ли удивляться, что дети, обучающиеся музыке, быстрее  осваивают иностранные языки, что память у них лучше и запоминают они больше? Доктор  медицинских наук Ю. Змоновский утверждает, что классическая музыка в тихом  звучании способствует засыпанию ребёнка, лёгкому, радостному  пробуждению, в целом успокаивает нервную систему. Значит наряду с детским репертуаром хорошо бы иметь записи  классической музыки.

 

«Уголок потерянных вещей».

  Он важен  для  воспитания собранности. Чтобы  не было  у нас  Маш – растеряш, если кто увидит, что вещь лежит  не на месте – сразу же несёт её в этот  уголок.  Он будет назиданием для каждого члена семьи. Так называемый взаимоконтроль в действии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультациядля воспитателей "Логические математические игры"

Развиваем детей с помощью математических игр....

Консультациядля родителей "Что такое георгтевская ленточка?" и "Как рассказать ребёнку о войне?".

Консультация для родителейЧто такое Георгиевская ленточка? Меня часто спрашивают, что означает георгиевская ленточка, какой смысл несет она. И я решила рассказать вам об этом символе. Да, эт...

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Адаптация малыша в деском саду"

Адаптация малыша к детскому садуАдаптацияАдаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окру...

консультациядля родителей на тему День космонавтики

консультация для родителей День космонавтики...

Консультациядля воспитателей

Консультация для воспитателей...

Консультациядля родителей: "Осторожно гололед"!

О правилах поведения во время гололеда....

консультациядля родителей "Безопасность ребенка на зимних каникулах"

Информационный блок для родителей по безопасности ребенка...