«В игре готовимся к школе»
методическая разработка (старшая группа)

Елисеева Светлана Геннадьевна
Роль семьи в подготовке  ребенка к школьной жизни значительна.  Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подготовка детей к школе34.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 г. Велижа Смоленской области







Круглый стол для родителей:

«В игре готовимся к школе»

в старшей группе.






Воспитатель: Елисеева С.Г.

Велиж

2019

Тема: «В игре готовимся к школе»

Форма проведения: круглый стол

Аудитория: родители старшей группы

Количество участников: родители воспитанников (20 человек), воспитатели группы.

Цель:

Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания  дошкольников

Задачи:

  1. Повышать педагогическую компетентность родителей по проблеме подготовки детей к школе.
  2. Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.
  3. Активизировать родителей в стремлении использовать игры на развитие у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) в  домашних условиях.
  4. Развивать представления родителей о роли семьи в подготовке детей к школе.
  5. Определить факторы успешной подготовки и адаптации к школе. Вручить родителям памятки. 

Ожидаемые результаты:

  1. Повышена педагогическая компетентность родителей по проблеме подготовки детей к школе.
  2. Определены факторы успешной подготовки и адаптации к школе. Вручены памятки родителям дошкольников.

Информационно – техническое обеспечение:

  1. Список факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе (на каждого родителя).
  2. Памятки для родителей «5 самых важных навыков будущего школьника».
  3. Рисунки детей на тему: «Как представляю себя в школе?»
  4. Видеозапись с ответами детей на вопросы «Зачем мне учиться в школе?»
  5. Список компонентов школьной готовности.
  6. Анкеты для родителей.

Материалы и оборудование: 

- столы расставлены по кругу;
- подборка дидактических игр для выставки;

- ноутбук, проектор, экран, мольберт;

- газета, пакет целлофановый, стеклянный пузырек из-под духов, бутылка  и стаканчик пластмассовые, чайная ложка, прищепка.

Ход собрания:

Звучит песня «Куда уходит детство»

1. Игровой практикум        

Педагог: 
Добрый день, уважаемые родители. Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Педагог: 
Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы. «Да»,  если вы согласны с моим высказыванием и «нет», если не согласны.

Проводится  игра «Да – нет»        
Скажите громко и хором, друзья,        
Деток своих все вы любите? (да)        
С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?

 Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ «Помочь, откажитесь нам?» (нет)
Последнее спрошу вас я «Активными все будем? «(да)

Психологическая разминка «Улыбка»

- Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

Игра с мячом.

Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно.

1. В какую игру играли недавно с ребенком?

2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.

3. В какие игры чаще играет ваш ребенок?

4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?

5. В какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?

6. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?

7. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?

8. Какие игрушки любимые у ребенка?

9. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?

каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества.
Педагог:  Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Все мы – и педагоги дошкольного учреждения, и Вы, родители, и сами дети – стоим «на пороге школы». Скоро закончится дошкольное детство, начнётся новый важный этап и каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Поэтому тему нашего «круглого стола» мы так и назвали: «В игре готовимся к школе».

У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. И неслучайно вы волнуетесь, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главным в его жизни станет учеба.

Сегодня мы вместе попробуем найти ответы на интересующие Вас вопросы. Попробуем выяснить, что же необходимо для того, чтобы безболезненно пройти период начало обучения ребёнка в школе, как обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.
Центральным компонентом готовности ребенка к школе является уровень развития познавательной сферы, который является ведущим фактором успешности овладения ребенком образовательной программой начальной школы, его социальной адаптации к новым условиям образования.
Роль семьи в подготовке  ребенка к школе значительна, неоценим и вклад родителей в личностно – мотивационную подготовленность дошкольника  к школьной жизни, их уверенность в успешности своего ребенка. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Упражнение «Снежинка»        
Педагог: 
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит салфетка. Все салфетки одинаковой формы, размера, качества, цвета. (Демонстрация салфетки).        
Слушайте внимательно и выполняйте следующее:        
Сложите салфетку пополам.        
Оторвите правый верхний уголок.        
Опять сложите пополам.        
Снова оторвите правый верхний уголок.        
Сложите салфетку пополам.        
Оторвите правый верхний уголок.        
Педагог:
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди всех снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совсем одинаковые.
Нашли? (Ответы родителей). Как вы думаете, почему?        
Педагог: 
Можно сделать вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая.
Каждый из вас индивидуален. Также и ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и личностные качества.
Но каждый из них уникален по-своему. Один из них уже вполне самостоятелен. Другой – ему достаточно напомнить и он сам все выполнит. Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому. А вот с четвертым может быть намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действия, чтобы он понял.

Знакомство родителей с выставкой детских работ «Как я представляю себя в школе?»

 Критерии оценки выставки детских работ:

- Хочет ли ребенок взрослеть?
- Хочет ли он стать школьником?

- Каким, на Ваш взгляд, видится ребенку его будущее; привлекательным или не очень?

- Его представления складываются из прошлого и настоящего опыта: общение, оценка его умений другими и оценка самого себя.

- Попытайтесь почувствовать общую тональность рисунка.

- Какое настроение ребенка передает он? Радость? Тревогу? Неуверенность или даже страх перед школой?

- Есть ли на рисунке ученики, учитель?

- Каковы размеры фигуры учителя в сравнении с фигурами детей?

- Пофантазируйте, что ребенок хочет сказать своим рисунком взрослым родителем, учителям, воспитателям: “Я не боюсь школы и буду рад сесть за парту”, “Мне интересно выйти к доске...”. “Мне интересно идти в школу ведь со мной мама и папа, которые меня любят». «Мне тревожно».

 Просмотр видеозаписи «Зачем мне учиться в школе?». Цель: выявить и обобщить мотивацию детей к обучению в школе.

Дискуссия «Мой ребенок - первоклассник». Цель: выявить и обобщить знания родителей о специфике школьной адаптации.

Упражнение «В школу – с удовольствием!»

Уважаемые родители, перед Вами перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе.

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

  1. Физическое здоровье.
  2. Развитый интеллект.
  3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
  4. Выносливость и работоспособность.
  5. Умение считать и читать.
  6. Аккуратность и дисциплинированность.
  7. Хорошая память и внимание.
  8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте по степени значимости.

Педагог: 
Наши дети, конечно же, верят в чудеса и волшебство. Но мы с вами уже, к сожалению, твердо усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности, будем каждый день маленькими шажками и конкретными делами приближаться к намеченной цели. Как же реализовать наши желания?
Как подготовить ребенка к школьному обучению? Ведь все дети разные, и как найти способ подходящий именно моему ребенку. Психологи в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре. Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – это ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми.  Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя.

С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.
И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе. А также эти игры можно использовать в домашнем кругу, это будет способствовать сплочению вашей семьи.
Сейчас я попрошу вас выйти в центр зала и встать в круг.

Игра «Действуй по инструкции»        
Педагог: 
Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте.
Инструкция: потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, наклонитесь, хлопните в ладоши, сядьте на стул и громко скажите «хорошо»!- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)        
- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)
Педагог: 
В этой игре у ребенка развивается внимание, память, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.

Игра «Необитаемый остров»        
Педагог: 

«Давайте представим с вами, что мы будто бы плыли по морям и океанам на корабле. И вдруг однажды посреди моря нас застал самый настоящий шторм! На наш корабль налетел сильный-сильный ветер, волны захлестнули нашу палубу, молния ударила в наши мачты, и корабль стал тонуть... Но мы с вами все успели спастись. Мы запрыгнули в маленькую лодочку, которую волны вынесли на необитаемый остров. Так мы оказались на этом безлюдном клочке земли. Все наши вещи утонули, и остался лишь этот маленький мешочек, который нам удалось схватить с тонущего корабля. Как же нам теперь выжить на этом острове, дождаться помощи? Может быть, для этого нам пригодятся те предметы, что нам удалось спасти в мешочке. Давайте посмотрим и подумаем, как они могут нам помочь”.
Затем взрослый достает из мешочка по одному предмету и предлагает подумать и сказать, как этот предмет поможет им выжить на острове, позвать на помощь, для чего он может быть полезен, что и как из него можно сделать. Принимаются любые, даже самые несуразные варианты.
Предметы, лежащие в волшебном мешочке: газета, пакет целлофановый, стеклянный пузырек из-под духов, бутылка пластмассовая из-под шампуня, стаканчик от йогурта, чайная ложка, прищепка, маленькое сито и т.д.- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)
- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)
Педагог: 
Эта игра способствует развитию у детей воображения, мышления, восприятия и внимания. Кроме того, играя в “Необитаемый остров”, дети имеют возможность научиться быстро думать, высказывать самые смелые и невероятные гипотезы и предложения, творчески подходить к решению проблем. Пытаясь осмыслить игровую ситуацию, дети вспоминают опыт, полученный во время просмотра кинофильмов и мультфильмов, чтения книг.

Игра «Аукцион»  Педагог показывает родителям любой предмет, например, карандаш. И просит «Назвать все возможные действия с ним» (рисовать, писать, бросать, чесать, строить, развести костер и др.).   И качественные характеристики– какой он - жёлтый, деревянный, острый и др.

Педагог: Размышляя о каждом предмете, дети учатся внимательно его изучать, анализировать все его свойства (форма, материал, явное или неявное предназначение, размер) и находить ему применение. Это развивает их целенаправленное и дифференцированное восприятие, аналитическое мышление и воображение.

Игра «Да и нет не говори» . Педагог  задаёт по кругу родителям вопросы:

- Вы ходите в детский сад?

- Вы живёте в Африке?

- Вы любите мороженое?

- Вы ели чёрное мороженое?

- Вы умеете ходить на руках?

- Вы умеете летать?

- Вы играете в куклы?

- Ночью светит солнце?

- Волк боится зайца?

- Вы любите ходить к врачу?

- Люди ходят по потолку?

- Доктор стрижёт людей?

- Тебя зовут Петя?

- Корова умеет летать?

- Вы сейчас спите?

-Зимой трава бывает?

- Трава белая?

- Снег горячий?

Педагог: игра развивает произвольность внимания, память, сосредоточение, мышление. Легко было отвечать на вопросы?

Игра «Потерянные вещи»

В большом городе живут рассеянные люди. Они часто теряют различные вещи и забывают их названия. Человек, потерявший вещь, может обратиться в «Стол Находок», но ему нужно точно рассказать о том, какая она. Обращаться в стол находок будет тот, на ком закончились вопросы в предыдущей игре. Остальные могут говорить свои варианты, какую вещь потеряли.

Педагог: Как вы считаете, чем полезна эта игра? Где и когда можно в нее играть?

Ритуал прощания

Передавая мяч по кругу, предлагается закончить предложения “Чтобы помочь своему ребенку стать хорошим учеником, я ...”

«5 самых важных навыков будущего школьника»

Памятка для родителей будущих первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания "В игре готовимся к школе"

Это диагнстическая игра-путешествие в ходе которой родители смогут оценить уровень дошкольной зрелости своего ребёнка....

Конспект игровой гостиной "Играя, готовимся к школе"

Конспект игровой гостиной для детей и родителей: "Играя готовимся к школе" "Поле чудес" посвящен вопросам подготовки к школе старших дошкольников с нарушением зрения". Наиболее важными для процесса об...

Презентация "Поле чудес"к конспекту игровой гостиной: "Играя, готовимся к школе"

Эта презентация "Поле чудес"( две части) для конспекта игровой гостиной: "Играя, готовимся к школе" посвящена вопросам подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения....

Психолого-педагогическая гостиная "В игре готовимся к школе"

В последнее время у нас в стране всё большую популярность приобретают разнообразные нетрадиционные формы работы педагога-психолога.  В данной работе представлена такая форма проведения встреч с ...

Семинар - практикум для родителей "Играя, готовимся к школе"

Данное мероприятие поможет педагогам повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания  дошкольников....

Родительское собрание в подготовительной группе " В игре готовимся к школе"

Совместная деятельность родителей и детей. Расширить информационное поле педагогической культуры родителей....