«В игре готовимся к школе»
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка детей к школе | 34.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 г. Велижа Смоленской области
Круглый стол для родителей:
«В игре готовимся к школе»
в старшей группе.
Воспитатель: Елисеева С.Г.
Велиж
2019
Тема: «В игре готовимся к школе»
Форма проведения: круглый стол
Аудитория: родители старшей группы
Количество участников: родители воспитанников (20 человек), воспитатели группы.
Цель:
Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания дошкольников
Задачи:
- Повышать педагогическую компетентность родителей по проблеме подготовки детей к школе.
- Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.
- Активизировать родителей в стремлении использовать игры на развитие у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) в домашних условиях.
- Развивать представления родителей о роли семьи в подготовке детей к школе.
- Определить факторы успешной подготовки и адаптации к школе. Вручить родителям памятки.
Ожидаемые результаты:
- Повышена педагогическая компетентность родителей по проблеме подготовки детей к школе.
- Определены факторы успешной подготовки и адаптации к школе. Вручены памятки родителям дошкольников.
Информационно – техническое обеспечение:
- Список факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе (на каждого родителя).
- Памятки для родителей «5 самых важных навыков будущего школьника».
- Рисунки детей на тему: «Как представляю себя в школе?»
- Видеозапись с ответами детей на вопросы «Зачем мне учиться в школе?»
- Список компонентов школьной готовности.
- Анкеты для родителей.
Материалы и оборудование:
- столы расставлены по кругу;
- подборка дидактических игр для выставки;
- ноутбук, проектор, экран, мольберт;
- газета, пакет целлофановый, стеклянный пузырек из-под духов, бутылка и стаканчик пластмассовые, чайная ложка, прищепка.
Ход собрания:
Звучит песня «Куда уходит детство»
1. Игровой практикум
Педагог:
Добрый день, уважаемые родители. Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Педагог:
Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы. «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «нет», если не согласны.
Проводится игра «Да – нет»
Скажите громко и хором, друзья,
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ «Помочь, откажитесь нам?» (нет)
Последнее спрошу вас я «Активными все будем? «(да)
Психологическая разминка «Улыбка»
- Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.
Игра с мячом.
Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно.
1. В какую игру играли недавно с ребенком?
2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.
3. В какие игры чаще играет ваш ребенок?
4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?
5. В какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?
6. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?
7. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?
8. Какие игрушки любимые у ребенка?
9. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?
каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества.
Педагог: Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Все мы – и педагоги дошкольного учреждения, и Вы, родители, и сами дети – стоим «на пороге школы». Скоро закончится дошкольное детство, начнётся новый важный этап и каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Поэтому тему нашего «круглого стола» мы так и назвали: «В игре готовимся к школе».
У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. И неслучайно вы волнуетесь, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главным в его жизни станет учеба.
Сегодня мы вместе попробуем найти ответы на интересующие Вас вопросы. Попробуем выяснить, что же необходимо для того, чтобы безболезненно пройти период начало обучения ребёнка в школе, как обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.
Центральным компонентом готовности ребенка к школе является уровень развития познавательной сферы, который является ведущим фактором успешности овладения ребенком образовательной программой начальной школы, его социальной адаптации к новым условиям образования.
Роль семьи в подготовке ребенка к школе значительна, неоценим и вклад родителей в личностно – мотивационную подготовленность дошкольника к школьной жизни, их уверенность в успешности своего ребенка. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Упражнение «Снежинка»
Педагог:
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит салфетка. Все салфетки одинаковой формы, размера, качества, цвета. (Демонстрация салфетки).
Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
Сложите салфетку пополам.
Оторвите правый верхний уголок.
Опять сложите пополам.
Снова оторвите правый верхний уголок.
Сложите салфетку пополам.
Оторвите правый верхний уголок.
Педагог:
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди всех снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совсем одинаковые.
Нашли? (Ответы родителей). Как вы думаете, почему?
Педагог:
Можно сделать вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая.
Каждый из вас индивидуален. Также и ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и личностные качества.
Но каждый из них уникален по-своему. Один из них уже вполне самостоятелен. Другой – ему достаточно напомнить и он сам все выполнит. Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому. А вот с четвертым может быть намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действия, чтобы он понял.
Знакомство родителей с выставкой детских работ «Как я представляю себя в школе?»
Критерии оценки выставки детских работ:
- Хочет ли ребенок взрослеть?
- Хочет ли он стать школьником?
- Каким, на Ваш взгляд, видится ребенку его будущее; привлекательным или не очень?
- Его представления складываются из прошлого и настоящего опыта: общение, оценка его умений другими и оценка самого себя.
- Попытайтесь почувствовать общую тональность рисунка.
- Какое настроение ребенка передает он? Радость? Тревогу? Неуверенность или даже страх перед школой?
- Есть ли на рисунке ученики, учитель?
- Каковы размеры фигуры учителя в сравнении с фигурами детей?
- Пофантазируйте, что ребенок хочет сказать своим рисунком взрослым родителем, учителям, воспитателям: “Я не боюсь школы и буду рад сесть за парту”, “Мне интересно выйти к доске...”. “Мне интересно идти в школу ведь со мной мама и папа, которые меня любят». «Мне тревожно».
Просмотр видеозаписи «Зачем мне учиться в школе?». Цель: выявить и обобщить мотивацию детей к обучению в школе.
Дискуссия «Мой ребенок - первоклассник». Цель: выявить и обобщить знания родителей о специфике школьной адаптации.
Упражнение «В школу – с удовольствием!»
Уважаемые родители, перед Вами перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе.
Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.
- Физическое здоровье.
- Развитый интеллект.
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
- Выносливость и работоспособность.
- Умение считать и читать.
- Аккуратность и дисциплинированность.
- Хорошая память и внимание.
- Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте по степени значимости.
Педагог:
Наши дети, конечно же, верят в чудеса и волшебство. Но мы с вами уже, к сожалению, твердо усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности, будем каждый день маленькими шажками и конкретными делами приближаться к намеченной цели. Как же реализовать наши желания?
Как подготовить ребенка к школьному обучению? Ведь все дети разные, и как найти способ подходящий именно моему ребенку. Психологи в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре. Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – это ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя.
С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.
И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе. А также эти игры можно использовать в домашнем кругу, это будет способствовать сплочению вашей семьи.
Сейчас я попрошу вас выйти в центр зала и встать в круг.
Игра «Действуй по инструкции»
Педагог:
Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте.
Инструкция: потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, наклонитесь, хлопните в ладоши, сядьте на стул и громко скажите «хорошо»!- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)
- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)
Педагог:
В этой игре у ребенка развивается внимание, память, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.
Игра «Необитаемый остров»
Педагог:
«Давайте представим с вами, что мы будто бы плыли по морям и океанам на корабле. И вдруг однажды посреди моря нас застал самый настоящий шторм! На наш корабль налетел сильный-сильный ветер, волны захлестнули нашу палубу, молния ударила в наши мачты, и корабль стал тонуть... Но мы с вами все успели спастись. Мы запрыгнули в маленькую лодочку, которую волны вынесли на необитаемый остров. Так мы оказались на этом безлюдном клочке земли. Все наши вещи утонули, и остался лишь этот маленький мешочек, который нам удалось схватить с тонущего корабля. Как же нам теперь выжить на этом острове, дождаться помощи? Может быть, для этого нам пригодятся те предметы, что нам удалось спасти в мешочке. Давайте посмотрим и подумаем, как они могут нам помочь”.
Затем взрослый достает из мешочка по одному предмету и предлагает подумать и сказать, как этот предмет поможет им выжить на острове, позвать на помощь, для чего он может быть полезен, что и как из него можно сделать. Принимаются любые, даже самые несуразные варианты.
Предметы, лежащие в волшебном мешочке: газета, пакет целлофановый, стеклянный пузырек из-под духов, бутылка пластмассовая из-под шампуня, стаканчик от йогурта, чайная ложка, прищепка, маленькое сито и т.д.- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)
- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)
Педагог:
Эта игра способствует развитию у детей воображения, мышления, восприятия и внимания. Кроме того, играя в “Необитаемый остров”, дети имеют возможность научиться быстро думать, высказывать самые смелые и невероятные гипотезы и предложения, творчески подходить к решению проблем. Пытаясь осмыслить игровую ситуацию, дети вспоминают опыт, полученный во время просмотра кинофильмов и мультфильмов, чтения книг.
Игра «Аукцион» Педагог показывает родителям любой предмет, например, карандаш. И просит «Назвать все возможные действия с ним» (рисовать, писать, бросать, чесать, строить, развести костер и др.). И качественные характеристики– какой он - жёлтый, деревянный, острый и др.
Педагог: Размышляя о каждом предмете, дети учатся внимательно его изучать, анализировать все его свойства (форма, материал, явное или неявное предназначение, размер) и находить ему применение. Это развивает их целенаправленное и дифференцированное восприятие, аналитическое мышление и воображение.
Игра «Да и нет не говори» . Педагог задаёт по кругу родителям вопросы:
- Вы ходите в детский сад?
- Вы живёте в Африке?
- Вы любите мороженое?
- Вы ели чёрное мороженое?
- Вы умеете ходить на руках?
- Вы умеете летать?
- Вы играете в куклы?
- Ночью светит солнце?
- Волк боится зайца?
- Вы любите ходить к врачу?
- Люди ходят по потолку?
- Доктор стрижёт людей?
- Тебя зовут Петя?
- Корова умеет летать?
- Вы сейчас спите?
-Зимой трава бывает?
- Трава белая?
- Снег горячий?
Педагог: игра развивает произвольность внимания, память, сосредоточение, мышление. Легко было отвечать на вопросы?
Игра «Потерянные вещи»
В большом городе живут рассеянные люди. Они часто теряют различные вещи и забывают их названия. Человек, потерявший вещь, может обратиться в «Стол Находок», но ему нужно точно рассказать о том, какая она. Обращаться в стол находок будет тот, на ком закончились вопросы в предыдущей игре. Остальные могут говорить свои варианты, какую вещь потеряли.
Педагог: Как вы считаете, чем полезна эта игра? Где и когда можно в нее играть?
Ритуал прощания
Передавая мяч по кругу, предлагается закончить предложения “Чтобы помочь своему ребенку стать хорошим учеником, я ...”
«5 самых важных навыков будущего школьника»
Памятка для родителей будущих первоклассников
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания "В игре готовимся к школе"
Это диагнстическая игра-путешествие в ходе которой родители смогут оценить уровень дошкольной зрелости своего ребёнка....
Конспект игровой гостиной "Играя, готовимся к школе"
Конспект игровой гостиной для детей и родителей: "Играя готовимся к школе" "Поле чудес" посвящен вопросам подготовки к школе старших дошкольников с нарушением зрения". Наиболее важными для процесса об...
Презентация "Поле чудес"к конспекту игровой гостиной: "Играя, готовимся к школе"
Эта презентация "Поле чудес"( две части) для конспекта игровой гостиной: "Играя, готовимся к школе" посвящена вопросам подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения....
Психолого-педагогическая гостиная "В игре готовимся к школе"
В последнее время у нас в стране всё большую популярность приобретают разнообразные нетрадиционные формы работы педагога-психолога. В данной работе представлена такая форма проведения встреч с ...
Семинар - практикум для родителей "Играя, готовимся к школе"
Данное мероприятие поможет педагогам повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания дошкольников....
Родительское собрание в подготовительной группе " В игре готовимся к школе"
Совместная деятельность родителей и детей. Расширить информационное поле педагогической культуры родителей....
Презентация родительского собрание в подготовительной группе «В игре готовимся к школе»
практическая деятельность родителей и детей....