Развиваем двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование ребенка
консультация

Леонтьева Елена Анатольевна

Уважаемые родители! Ниже приведенные технологии и приемы позволят Вам продвинуть развитие Вашего малыша. Обратите

внимание, возьмите в свою ировую семейную копилочку!

1. Для развития чувства темпа и ритма:

Упражнения с маршировкой

Следует помнить, что ни в чем: ни в осанке, ни в жесте, ни во взгляде, ни в выражении лица – не заключается столько элементов ритма, сколько имеется в маршировке, так как стопа во время прикосновения к земле неуклонно отмечает точку опоры для ритма.

В начале учебного года ведется работа над четким исполнением шага, отрабатывается координация движений общей моторики, по мере усложнения задания, в дальнейшем детям предлагается исполнить марш с атрибутами (ритмическими палочками, молоточками, флажками и т.д.).

Упражнения с мячами – фитболами.

При использовании упражнений с мячами у детей формируется правильная осанка, развивается: дыхание, координация речи и движений, общая моторика. Для этого на занятии используются:

- комплекс общеразвивающих и дыхательных упражнений под музыку

- игровые упражнения на координацию движения и речи

- звучащие стихи

- музыкально-ритмические композиции

Массаж, самомассаж тела.

В ритме музыки и песен детям предлагается: похлопать, пошлепать, постукать, пощипать, погладить свое тело.

Игры: игры с именами, приветственные игры.

При использовании таких игр на занятии осуществляется коррекция психических функций: внимания, памяти, слухового восприятия, коррекция моторной сферы.

Приветственные игры используются для создания благоприятной обстановки на занятии, заряда положительных эмоций.

Игра на детских музыкальных инструментах

Довольно часто у детей с ЗПР, ОНР, СДВГ, с заиканием и другими нарушениями наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений. Дети играют в оркестре несложные музыкальные произведения, народные мелодии, что целесообразно сопровождать игрой самого музыкального руководителя на фортепиано, баяне, аккордеоне или фонограммой. Это удобно, так как позволяет музыкальному руководителю дирижировать детским оркестром.

Для развития координации речи и движения.

Ритмодекламация

Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.). Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале

Вокально-двигательные разминки

Цель: сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом.

Чтобы детям было проще уловить заданный музыкальным произведением ритмический рисунок, основную мелодию следует исполнять. Для этого мелодия должна быть снабжена текстом, понятным по смыслу и доступным для быстрого запоминания ее детьми. Начиная с простейших заданий – игр, музыкальные упражнения постепенно усложняются, становясь все увлекательнее.

Вокальные упражнения

Практика показывает, что упражнения речевого этапа помогает детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже разогрет и готов к пению.

Вокальные упражнения очень важны для формирования координации слуха и певческого голоса

Пение с движением.

Пение позволяет научить регулировать дыхание, развивать продолжительность выдоха, формирует чувство ритма и темпа речи. Целесообразно подбирать такой материал, который можно инсценировать по ходу его исполнения.

Координационно-подвижные игры.

Координационно-подвижные игры – это игры соединяющие речь и движение, главное значение в них имеет ритм. Ритмизованная речь здесь является органической частью развития музыкального слуха детей. Ценность координационно - подвижных игр в том, что они:

- являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий

- дают возможность детям “играть” своим телом, передающим творческую активность

- развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование

- учат ребенка ощущать свое тело и управлять им; бережно относиться к партнеру во время занятий; угадывать намерения друг друга, сотрудничать.

Упражнения на восприятие и воспроизведение ритма. Например игра: “танцующие матрёшки”. Материал – маленькие деревянные матрёшки. Предлагаю повторить танец моей матрёшка: - - - -; -.-.-.-;-..-..-..-..;-.---.---.--- и др. Здесь же поём слоги на поставленные звуки, тем самым автоматизирую из в слогах. Эти же ритмы предлагаю поиграть на металлофоне, кубиках, ложках, маракасах. Игра может быть использована как распевка перед пением песни “Мы весёлые матрёшки”.

Игра «Кукла любит танцевать»

Пояснительная записка: Несложная творческая подвижная игра для детей 2-5 лет.

Уровень сложности зависит от возраста детей. Малыши могут прохлопать или протопать ритм, а дети среднего и старшего дошкольного возраста могут повторить заданный ритм на музыкальных инструментах.

Цель: Развитие чувства ритма.

Задачи: Воспроизводить ритмический рисунок мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах, передачу смены характера музыки с помощью движений.

Актуальность: Возможность применения игры в разных местах (в детском саду или на улице, на прогулке) и разными педагогами. Возможность изменения данной игры в зависимости от возраста, создание небольшого детского оркестра.

Ресурсное оснащение: Кукла для педагога, музыкальные инструменты по выбору педагога (бубны, деревянные ложки и так далее).

Ход игры:

Звучит любая русская народная мелодия.

Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Машей. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте.

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны… Если разделить детей по подгруппам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр.

Игра «Прыг, прыг, скок».

Пояснительная записка: Подвижная творческая игра с элементами хоровода для детей 3-5 лет. Игра может проходить в групповом помещении, в любом зале или на улице в тёплое время года. Лучше, если игру проведёт музыкальный руководитель, так как во время игры можно пронаблюдать уровень развития ритма и творческих способностей у детей.

Цель: Развитие ритмической памяти, метрического чувства.

Задачи: Воспроизводить ритмический рисунок мелодии в хлопках, передавать смену характера музыки с помощью движений.

Ресурсное оснащение: маска зайчика, барабан.

Ход игры: Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый «зайчик».

Текст песни: Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь?

Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок!

Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи!

Текст можно произнести без пения, если проводит игру не музыкальный руководитель.

Игра «Три медведя».

Пояснительная записка: Настольная игра для детей 3-6 лет. В данную игру можно поиграть в музыкальном зале или в групповом помещении при наличии музыкальных инструментов. Игру может провести музыкальный руководитель или воспитатель.

Цель: Развитие ритмической памяти, метрического чувства.

Задачи: Воспроизводить ритмический рисунок мелодии в хлопках или на музыкальных инструментах.

Элементарное музицирование

Музицирование – взаимосвязь музыки, движения и речи. Для речевого и интеллектуального развития речевые упражнения важно проводить через музыкальное сопровождение или собственное пение, прежде всего потому, что музыкальный слух развивается во взаимосвязи с речевым. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, артикуляция. Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста, ритмической основой для которых служит ритм модели. Для озвучивания используются сначала звучащие жесты, потом музыкальные инструменты. Базой для речевых упражнений служат: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки и т.д. широко используются в речевых упражнениях игра чисто звуковыми элементами речи необходимыми для детей с нарушением речи. Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.

 

Для развития мелкой моторики

Пальчиковые игры

- Пальчиковая “азбука” (“Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальцы танцевать”)

- Пальчиковый аккомпанемент

- Пальчиковые игры - песни

Пропевание песен, сопровождающих пальчиковую гимнастику, служит замечательным средством развития артикуляционного аппарата. Большинство чистоговорок, четверостиший прорабатывается “пропеванием” каждого слога одновременно с движениями пальцев сначала правой и левой руки поочереди, а затем обеих рук вместе. Это помогает сосредоточить внимание ребенка на четком проговаривании каждого слога в словах и развивает речедвигательную координацию органов артикуляции и рук.

- Позиционные пальчиковые игры

Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое ИНТЕГРИРОВАННОЕ занятие как его неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра, упражнение может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. Занятия должны носить непринужденный характер, без каких – либо замечаний детям и только с положительной оценкой.

 

Играйте, пойте и радуйтесь вместе с детьми каждый день!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _konsultatsiya_roditelyam1.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование ребенка

1. Для развития чувства темпа и ритма:

Упражнения с маршировкой

Следует помнить, что ни в чем: ни в осанке, ни в жесте, ни во взгляде, ни в выражении лица – не заключается столько элементов ритма, сколько имеется в маршировке, так как стопа во время прикосновения к земле неуклонно отмечает точку опоры для ритма.

В начале учебного года ведется работа над четким исполнением шага, отрабатывается координация движений общей моторики, по мере усложнения задания, в дальнейшем детям предлагается исполнить марш с атрибутами (ритмическими палочками, молоточками, флажками и т.д.).

Упражнения с мячами – фитболами.

При использовании упражнений с мячами у детей формируется правильная осанка, развивается: дыхание, координация речи и движений, общая моторика. Для этого на занятии используются:

- комплекс общеразвивающих и дыхательных упражнений под музыку

- игровые упражнения на координацию движения и речи

- звучащие стихи

- музыкально-ритмические композиции

Массаж, самомассаж тела.

В ритме музыки и песен детям предлагается: похлопать, пошлепать, постукать, пощипать, погладить свое тело.

Игры: игры с именами, приветственные игры.

При использовании таких игр на занятии осуществляется коррекция психических функций: внимания, памяти, слухового восприятия, коррекция моторной сферы.

Приветственные игры используются для создания благоприятной обстановки на занятии, заряда положительных эмоций.

Игра на детских музыкальных инструментах

Довольно часто у детей с ЗПР, ОНР, СДВГ, с заиканием и другими нарушениями наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений. Дети играют в оркестре несложные музыкальные произведения, народные мелодии, что целесообразно сопровождать игрой самого музыкального руководителя на фортепиано, баяне, аккордеоне или фонограммой. Это удобно, так как позволяет музыкальному руководителю дирижировать детским оркестром.

Для развития координации речи и движения.

Ритмодекламация

Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.). Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале

Вокально-двигательные разминки

Цель: сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом.

Чтобы детям было проще уловить заданный музыкальным произведением ритмический рисунок, основную мелодию следует исполнять. Для этого мелодия должна быть снабжена текстом, понятным по смыслу и доступным для быстрого запоминания ее детьми. Начиная с простейших заданий – игр, музыкальные упражнения постепенно усложняются, становясь все увлекательнее.

Вокальные упражнения

Практика показывает, что упражнения речевого этапа помогает детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже разогрет и готов к пению.

Вокальные упражнения очень важны для формирования координации слуха и певческого голоса

Пение с движением.

Пение позволяет научить регулировать дыхание, развивать продолжительность выдоха, формирует чувство ритма и темпа речи. Целесообразно подбирать такой материал, который можно инсценировать по ходу его исполнения.

Координационно-подвижные игры.

Координационно-подвижные игры – это игры соединяющие речь и движение, главное значение в них имеет ритм. Ритмизованная речь здесь является органической частью развития музыкального слуха детей. Ценность координационно - подвижных игр в том, что они:

- являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий

- дают возможность детям “играть” своим телом, передающим творческую активность

- развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование

- учат ребенка ощущать свое тело и управлять им; бережно относиться к партнеру во время занятий; угадывать намерения друг друга, сотрудничать.

Упражнения на восприятие и воспроизведение ритма. Например игра: “танцующие матрёшки”. Материал – маленькие деревянные матрёшки. Предлагаю повторить танец моей матрёшка: - - - -; -.-.-.-;-..-..-..-..;-.---.---.--- и др. Здесь же поём слоги на поставленные звуки, тем самым автоматизирую из в слогах. Эти же ритмы предлагаю поиграть на металлофоне, кубиках, ложках, маракасах. Игра может быть использована как распевка перед пением песни “Мы весёлые матрёшки”.

Игра «Кукла любит танцевать»

Пояснительная записка: Несложная творческая подвижная игра для детей 2-5 лет.

Уровень сложности зависит от возраста детей. Малыши могут прохлопать или протопать ритм, а дети среднего и старшего дошкольного возраста могут повторить заданный ритм на музыкальных инструментах.

Цель: Развитие чувства ритма.

Задачи: Воспроизводить ритмический рисунок мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах, передачу смены характера музыки с помощью движений.

Актуальность: Возможность применения игры в разных местах (в детском саду или на улице, на прогулке) и разными педагогами. Возможность изменения данной игры в зависимости от возраста, создание небольшого детского оркестра.

Ресурсное оснащение: Кукла для педагога, музыкальные инструменты по выбору педагога (бубны, деревянные ложки и так далее).

Ход игры:

Звучит любая русская народная мелодия.

Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Машей. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте.

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны… Если разделить детей по подгруппам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр.

Игра «Прыг, прыг, скок».

Пояснительная записка: Подвижная творческая игра с элементами хоровода для детей 3-5 лет. Игра может проходить в групповом помещении, в любом зале или на улице в тёплое время года. Лучше, если игру проведёт музыкальный руководитель, так как во время игры можно пронаблюдать уровень развития ритма и творческих способностей у детей.

Цель: Развитие ритмической памяти, метрического чувства.

Задачи: Воспроизводить ритмический рисунок мелодии в хлопках, передавать смену характера музыки с помощью движений.

Ресурсное оснащение: маска зайчика, барабан.

Ход игры: Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый «зайчик».

Текст песни: Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь?

Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок!

Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи!

Текст можно произнести без пения, если проводит игру не музыкальный руководитель.

Игра «Три медведя».

Пояснительная записка: Настольная игра для детей 3-6 лет. В данную игру можно поиграть в музыкальном зале или в групповом помещении при наличии музыкальных инструментов. Игру может провести музыкальный руководитель или воспитатель.

Цель: Развитие ритмической памяти, метрического чувства.

Задачи: Воспроизводить ритмический рисунок мелодии в хлопках или на музыкальных инструментах.

Элементарное музицирование

Музицирование – взаимосвязь музыки, движения и речи. Для речевого и интеллектуального развития речевые упражнения важно проводить через музыкальное сопровождение или собственное пение, прежде всего потому, что музыкальный слух развивается во взаимосвязи с речевым. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, артикуляция. Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста, ритмической основой для которых служит ритм модели. Для озвучивания используются сначала звучащие жесты, потом музыкальные инструменты. Базой для речевых упражнений служат: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки и т.д. широко используются в речевых упражнениях игра чисто звуковыми элементами речи необходимыми для детей с нарушением речи. Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.

 

Для развития мелкой моторики

Пальчиковые игры

- Пальчиковая “азбука” (“Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальцы танцевать”)

- Пальчиковый аккомпанемент

- Пальчиковые игры - песни

Пропевание песен, сопровождающих пальчиковую гимнастику, служит замечательным средством развития артикуляционного аппарата. Большинство чистоговорок, четверостиший прорабатывается “пропеванием” каждого слога одновременно с движениями пальцев сначала правой и левой руки поочереди, а затем обеих рук вместе. Это помогает сосредоточить внимание ребенка на четком проговаривании каждого слога в словах и развивает речедвигательную координацию органов артикуляции и рук.

- Позиционные пальчиковые игры

Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое ИНТЕГРИРОВАННОЕ занятие как его неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра, упражнение может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. Занятия должны носить непринужденный характер, без каких – либо замечаний детям и только с положительной оценкой.

 

Играйте, пойте и радуйтесь вместе с детьми каждый день!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательных способностей у детейс задержкой речевого развития

Коррекция задержки речевого развития (ЗРР)  является актуальной проблемой на сегодняшний день: количество детей с задержкой речевого развития в дошкольных учреждениях возрастает с каждым годом, п...

«Развиваем у детей чувство ритма, музыкальную память»

Буклет  для  родителей, в  котором  предлагаются  игры  и  упражнения, с  детьми  дома,  развивающие   чувство  ритма, музыкальную...

Развитие чувства ритма (речевые игры)

Развитие чувства ритма (речевые игры)...

Развиваем чувство ритма у ребенка вместе с родителями

В домашних условиях родители могут использовать музыкально-ритмические игры и развивать музыкальные способности ребенка дома....

Консультация для родителей "Развиваем у ребенка чувство ритма"

Хорошо развитое чувство ритма позволит ребенку понимать, воспринимать и чувствовать музыку, поэтому развивать его нужно как можно раньше, приобщая малыша к истокам русской народной культуры и тр...

Памятка родителям, которые хотят развивать у детей чувство ритма. Игры, развивающие чувство ритма.

Памятка родителям, которые хотят развивать у детей чувство ритма.Игры, развивающие чувство ритма:«Научи матрешку танцевать»;«Сыграй попевку»;«Раз, два, три, ну – ка...