Психологическая готовность детей к школе
статья (подготовительная группа)

Луговская Елена Александровна

Основное внимание автор акцентирует на адаптации детей  к школе, посредством которой ребенок в дальнейшем будет выстраивать свое обучение. Автор в своей статье раскрывает следующие вопросы: что должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе, с  какими трудностями сталкиваются родители будущих школьников, как важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Луговская Е.А.

 Воспитатель 
Автономная некоммерческая организация «Планета детства «Лада»

детский сад №137 «Чижик» г.о. Тольятти

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Аннотация

Основное внимание автор акцентирует на адаптации детей  к школе, посредством которой ребенок в дальнейшем будет выстраивать свое обучение. Автор в своей статье раскрывает следующие вопросы: что должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе, с  какими трудностями сталкиваются родители будущих школьников, как важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом. 

Ключевые слова

Психологическая готовность к школе, мотивация, волевая готовность, коммуникативная готовность, инициативность.

Очень важным аспектом для детей дошкольного возраста и их родителей, является психологическая готовность ребёнка к школе.

Многие родители, говоря о педагогической готовности к школе, подразумевают набор педагогических навыков. Ребенок должен уметь читать, писать, пересказывать текст, владеть навыками счета. Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья.    

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» - писал   Венгер Л.А. [1, с.3]

«Формирование у дошкольников психологической готовности к обучению в школе есть первостепенная задача, так как исключительно посредством ее решения ребенок в дальнейшем будет выстраивать свое обучение. К примеру, сформировав у дошкольника достаточный уровень мотивации к предстоящему длительному обучению, можно рассчитывать на то, что он получит необходимый уровень знаний, и учеба пройдет для него полезно, и он многое вынесет для себя» [2, с.9]

«Самым важным компонентом школьной готовности психологи считают мотивационную готовность,  т.е. наличие мотивации детей к учебной деятельности.   При этом отличают внешнюю и внутреннюю мотивацию» [2, с.10]

 Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит: «Да». Но этот положительный ответ будет звучать по-разному. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, «Хочу красивую форму, как у сестры» или «Хочу планшет, как у старшего брата».   Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, узнать что-то новое, обретая знания. Чаще всего в первом классе успешными становятся дети с уклоном на внешнюю мотивацию, желания которых  реализуются. Дети лучше учатся в школе тогда, когда находятся в ситуации успеха.
        «Одним из важных компонентов готовности к школе является волевая готовность. Ребенок должен уметь следовать заданным правилам, пренебрегая своими непосредственными желаниями»
[2, с.12]

В старшем дошкольном возрасте очень важна позиция родителей. Им необходимо все время поддерживать ребенка, научиться сопереживать с ребёнком тяжёлые моменты. Если родители это смогут, если они смогут удержаться от замечаний и претензий, то все сложности ребенок сможет преодолеть достаточно быстро и легко. Очень важно знать о психологической готовности самих родителей к тому, что ребенок пойдет в школу.

Если ребенок говорит о неготовности идти в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать. На возникновение негативного отношения к школе могут оказать влияние не только взрослые, но и старшие дети. Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения. Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом. 

Родителям будущих школьников надо вовремя сформировать собственную готовность к тому, что их ребенок пойдет учиться в школу, а также сформировать положительную установку у ребенка к школе, к учителю, науке, а главное к самому себе, активизируя его самосознание.

Когда родители рассказывают своим чадам о любимой школе, истории связанные с ней, о любимых учителях, то дети переживают  вместе с родителями положительные эмоции. Читая вместе с родителями  художественную литературу, у ребенка развивается эмоциональная сфера. Посещая совместно экскурсии в школу, встречи с учителями помогают создавать у ребенка положительное впечатление, снимает чувство тревоги.
         Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни.    Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
          Родителям надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых.

Во время игры можно увидеть следует ли ребенок правилам игры, считается ли с другими как с партнерами, устанавливает  ли контакты, умеет ли управлять своим поведением, бросает ли игру при неудаче.
         Важным компонентом является также и коммуникативная готовность.    
               Ребенок должен иметь навыки взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.
         При общении со сверстниками ребенок должен уметь договариваться и достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции.

Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения с взрослыми, т.е. у него должна быть развита самопроизвольность. Детям старшего дошкольного возраста свойственна непосредственность, а также импульсивность.

 «Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения» [1, с.11]

Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству.

Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый лучший» и т.п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой, как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет. Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых. Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказывается отвечать у доски и с места.

Взрослые – это центр внимания, вокруг которого строится жизнь ребёнка. Родителям будущих школьников нужно быть особо внимательными и аккуратными в критике. Вместо порицаний делать акцент на поощрения.  
         Как проверить готовность ребенка к обучению в школе?
         Исходя из педагогического опыта, можно выделить несколько действующих советов родителям:

- направлять, помогать в достижении цели; приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности;

- при наличии ошибок, не указывать на них прямо, а попросить ребенка самому найти собственные ошибки;

 - обратить особое внимание на развитие самостоятельности, инициативности. Ребенок может предлагать свои варианты, в поставленной перед ним задаче.

 Школа – это важнейший этап в развитии самосознания и жизни ребенка.

           Для того чтобы  дети выросли образованными, уверенными в себе, счастливыми людьми, взрослые должны создать для этого необходимые условия.    Разумное поведение родителей, а также чуткость и талант учителя смогут скомпенсировать все сложности и сделать школьную жизнь ребенка радостной и легкой.
          Список использованной литературы

  1. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. — М.: Знание, 1994. — 192 с.
  2. Гордиец А.В. Готовность ребёнка к школе [Текст]: учеб, пособие / А.В. Гордиец.  Р-на-Д.: Феникс, 2006.  – 243 с.

  3.  Цукерман  Г.А., Школьные трудности благополучных детей – М.:Знание, 1994.- 160 с.

© Луговская Е.А. , 2018

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность детей к школе

ВведениеСтарший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизио...

Статья Педагогические условия технологии формирования психологической готовности детей к школе

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить Под...

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Формирование психологической готовности детей к школе у детей 6-7 лет. Рекомендации для педагогов.

Педагогам предлагаются конкретные формы и методы работы с детьми по фомированию у них психологической готовности к обучению в школе....

буклет для родителей На пороге школы: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»

Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к Школе»В рекомендациях большинства школ о готовности ребёнка к 1-му классу приводятся несколько з...

Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"

Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...