Консультация Почему нельзя учить дошкольника письменным буквам!
консультация
Практически каждый родитель сталкивается на курсах подготовки к школе с обучением дошкольников письму.
Но нужно ли это?
Как влияет этот навык на детей?
Поделюсь выдержками из книги ученого-физиолога М.М. Безруких
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_uchit_pisat.docx | 94.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
Почему нельзя учить дошкольника письменным буквам!
Детский фотограф Анастасия Фаббро
Практически каждый родитель сталкивается на курсах подготовки к школе с обучением дошкольников письму.
Но нужно ли это?
Как влияет этот навык на детей?
Поделюсь выдержками из книги ученого-физиолога М.М. Безруких
Книга прекрасная!
На мой взгляд, она должна быть у каждого родителя, воспитателя детских садов и учителя. В продаже книги сейчас нет, Вам могу посоветовать вот эту: «КАК НАБЛЮДАТЬ ЗА РАЗВИТИЕМ РЕБЁНКА».
Сразу оговорюсь, М.М. Безруких часто упрекают в излишней мягкости. Но эта мягкость не излишняя, а научно обоснованная.
Беда в том, что часто школа и детский сад не учитывают физиологию ребенка, хотя вроде бы должны.
Но каковы основные цели у образовательных учреждений сейчас? Результаты! ЕГЭ, ГИА, ВПР, мониторинг... Согласны?
Требования школ часто не соответствуют ресурсам ребенка.
И более всего этим страдает как раз обучение чтению и письму.
Как правило, сейчас родители детей начинают учить еще в дошкольном возрасте.
- К каким последствиям это приводит?
Для начала давайте честно ответим на вопрос: Для чего мы учимся писать?
Согласитесь, мало, кто из выпускников школы может красиво и грамотно изложить свои мысли, но именно для этого и служит письмо.
К сожалению, давным-давно задачей письма в школе стала наработка механического навыка.
Беда в том, что письмо и чтение – это не механические навыки, а очень сложные процессы. Никогда письмо не формируется чисто технически. Одновременно с ним выполняются другие довольно сложные задачи:
- построить систему знаков, которая соотносится с системой звуков;
- усвоить обозначение звуков буквами;
- представить буквенную запись как модель слова, которая отражает связь между его значением и формой.
Не говорю уже о тех мыслительных процессах, которые прячутся за письмом. Да и кому нужен механический навык в наш 21 век без умения красиво его использовать!
Излагать свои мысли – естественная потребность
В возрасте 5 лет у ребенка само собой возникает желание выражать свои мысли: дети пытаются писать свое имя, фамилию, подписывать рисунки, писать записки, сочинять истории, сказки и т.д.
Это благодатный период, когда задача взрослых –
развить это естественное желание детей.
- Значит, учим писать в 5 лет?
Означает ли это, что ребенка уже надо готовить к школе и учить писать прописными буквами? Нет! Наоборот.
В последнее время трудности письма все чаще связывают именно с ранним обучением. Причем во многих и многих группах подготовки к школе учат курсивному письму по программе 1 класса, просто перенося школьную методику на малышей.
- Почему нет?
Дети 5 лет еще не обладают физиологическими особенностями, которые нужны для того, чтобы навык письма сформировался правильно:
- еще физически не сформированы мелкие мышцы руки;
- не закончено окостенение фаланг пальцев;
- у ребенка этого возраста до конца не сформированы сложнокоординируемые движения руки, кисти, пальцев;
- в достаточной степени не сформирована нервно-мышечная регуляция;
- не созрели структуры центральной нервной системы и механизмы зрительного восприятия;
- не сформированы базовые познавательные функции (организация внимания, контроль деятельности, речь, артикуляция, слуховая память, организация и регуляция движения, зрительно-моторная координация).
Все эти процессы требуют длительного времени и формируются
вплоть до 9-10 лет.
- Можно ли научить ребенка писать прописными буквами в 4-5 лет?
Можно, но этот навык будет осуществляться за счет механизмов, компенсирующих недостаток развития нужных функций.
А в результате... !?
У ребенка закрепится:
- неверная траектория движения,
- неправильное соединение штрихов и элементов букв,
- неустойчивость письма, а несформированность механизмов звукобуквенного анализа не позволит писать грамотно.
Все это позже исправить трудно.
Но мало того что обучение механическому письму в этом возрасте имеет негативные последствия, оно еще и блокирует естественное желание детей передавать свои мысли.
А это, по-моему, самое страшное!
Фокус внимания смещается с потребности ребенка выражать свои мысли на освоение технического навыка, который сейчас им дается с трудом и намного проще будет освоен через 2-3 года.
Вернуть же естественное желание передавать свои мысли после длительного периода, когда письмо для ребенка - натаскивание механического навыка, ох как сложно!
- К каким трудностям может привести раннее письмо?
Давайте сначала, определим понятие "трудности". Под трудностями обучения чаще всего понимается неуспеваемость. Но это не так.
«Трудности обучения у многих детей не приводят к неуспеваемости; наоборот, высокая успеваемость, особенно, на первом году обучения, может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья. Сложность и в том, что именно дети с высокой успеваемостью не привлекают особого внимания педагогов и родителей, а «функциональная цена» школьных успехов проявляется не сразу.
Появление трудностей письма у таких детей во 2-м классе порой воспринимается взрослыми как непонятно от чего возникшая неожиданность («В 1-м классе писал [читал] без ошибок»).
Ухудшение здоровья у детей с проблемами письма тем более не связывается с чрезмерным напряжением. Считается, что поводом ухудшения здоровья могут быть самые разные причины, но только не школьные нагрузки, перенапряжение или ежедневные микрострессы от ситуаций ограничения времени («пиши быстрее», «старайся, у тебя небрежный почерк»).
Неуспеваемость – это, как правило, результат тех школьных трудностей, которые вовремя не замечены, причины которых не ясны педагогу и родителям…
В практике школы неуспеваемость часто рассматривается не как результат комплексного воздействия школьных факторов риска, а как неспособность ребенка к обучению из-за недостаточного старания, лени и т.п.
Следует напомнить, что у более чем 90% детей, поступающих в 1-й класс (и не имеющих негативного опыта дошкольного обучения), очень высокая учебная мотивация, они хотят учиться и ходить в школу. В первые месяцы каждый из них старается, остро переживает неудачи, готов часами заниматься, но уже к декабрю у более чем 60% первоклассников нет желания учиться».
Другими словами: - Ребенок пишет плохо, потому что не может, а не ленится!
Когда мы говорим о том, что ребенок, которого рано начали учить писать и читать, столкнется в школе с трудностями, это не означает автоматически, что он будет учиться на двойки.
ЕСТЬ БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, ЧЕМ ОТМЕТКИ В ШКОЛЕ:
- проблемы со здоровьем,
- эмоциональное и физическое истощение,
- отсутствие мотивации,
- низкая самооценка,
- неумение реализовать свои навыки и т.д.
Так что не торопитесь учить дошкольника письменным буквам,
даже если вы видите его желание писать.
- А что тогда делать?
Главное правило - фокусируемся на желании излагать мысли, а не на механическом навыке. Намного больше, чем обучение прописным буквам дадут:
- свободное выражение мыслей с помощью подвижного алфавита,
- письмо печатными буквами,
- письмо пиктограммами,
- рисование,
- звуковые игры.
На канале YouTube вы можете посмотреть доклад М.М. Безруких о том, как формируется кора головного мозга, чем опасно раннее обучение письму и чтению, и познакомиться со звуковыми играми, которыми многие, к сожалению, пренебрегают, но которые на самом деле очень важны для подготовки к чтению и письму.
Оксана Левченко,
филолог, педагог, монтессори-педагог, переводчик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для вас, родители! Профилактика дисграфии.Учимся рассказывать о буквах по схемам - пиктограммам.
Уважаемые родители! Если ваш ребенок путает буквы, то вам пригодится занимательная таблица, которую хочу предложить вашему вниманию. Рассказывая по ней, ребенок запоминает буквы и учится их сравнивать...
Лабиринты для детей. Учим алфавит. Русские буквы.
Разгадывание лабиринтов – занятие которое любят многие дети. Зачастую лабиринты интересны ,увлекательны и не очень сложны. Детские лабиринты способствуют развитию внимания ребенка, развива...
Елена Мазанова "Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии"
Альбом упражнений № 1 входит в комплект пособий по преодолению оптической формы дисграфии у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий комплекта позволит учителю-лого...
Прописи. Письменные буквы.
Развитие графо-моторных функций....
Почему нельзя учить ребенка читать до 5 лет
Почему нельзя учить ребенка читать до 5 лет...
Кка нельзя учить ребенка просить прощения.
КАК НЕЛЬЗЯ УЧИТЬ РЕБЕНКА ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ И как самим перестать оправдываться «Мама! Я больше не буду», — говорит ребенок в сотый раз. И слышит: «Чего ты больше не будешь...
Письменные буквы(анимированные)
Деманстрационные карточки печатных и письменных букв помогают детям:освоить образцы написания букв русского алфавита, овладеть каллиграфическими навыками....