Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)

Писарева Жанна Владимировна

В данно публикации представлены материалы по возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста. Даны рекомендации с учетом новейших форм развития речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста»

Добрый вечер уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами , чтобы поговорить о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи.

Тема собрания: «Развитие речи детей 4-5 лет»

Слайд №1: «Факторы успешного развития  речи ребенка»: 

  1. От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
  2. От общения ребёнка со сверстниками
  3. От строения артикуляционного аппарата
  4. От речи взрослых (как образец для детей)
  5. От развития мелкой моторики
  6. От чтения детям художественной литературы
  7. От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

(Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.)

Обсуждение:

1.Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

2. Общение ребёнка со сверстниками. Между тем, что бы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития.

3.Строение артикуляционного аппарата. Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т.к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки.

4.Развитие мелкой моторики рук. Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

5.Чтение детям художественной литературы. Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в худ. лит-ре, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Это первые шаги в овладении монологической речью.

6. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками. Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, - возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению. Современные исследования психологов утверждают, что 90% конфликтных ситуаций в быту обусловлены низким уровнем сформированности навыка сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.

7.Совместное пение с ребёнком. Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.

8. Дыхательные упражнения. Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Так же формируются умения пользоваться интонационной окраской высказываний 5 (восклицательной, вопросительной, утвердительной, повествовательной, испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления, разочарования, нежности). Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

Развитие речи ребенка в 4- 5 лет, имеет следующие этапы:

  • Развитие словаря. Словарь увеличивается до 2500 – 3000 слов. Дети начинают активно пользоваться собирательными существительными (посуда, овощи, фрукты, птицы. деревья). Появляются слова, обозначающие части и детали предметов, существительные – названия профессий, инструментов, трудового оборудования.

Ребенок должен знать:

  • - названия растений (дерево, трава, цветы), названия фруктов (яблоко, груша, банан), названия овощей (морковь, помидор, огурец), названия птиц;
  • - прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет (круглый, сладкий, тяжелый и т.д.)

Грубых аграмматизмов в речи нет, допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением - тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».

Звукопроизношение. Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типична и обратная замена звуков: шапка – сапка, жук – зук и т.д. У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков ( [Р], [Л]), что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи. В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов (красный шар, кранная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около). Становление нормального звукопроизношения завершается к 5ти годам.

В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений!

  • Связная речь. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи.
  • Интонация.  Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
  • В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка) Эта способность является новообразованием пятого года жизни.

Постепенно к 4-5 годам  возрастные несовершенства исчезают из детской речи. Но роль  взрослых необычайно велика в этом вопросе.

Как помочь ребенку овладеть чистой речью?

  1. «Изучение языка должно идти рука об руку с изучением вещей. Вещь  служит предметом познания речи». (Я.А.Коменский).
  2. Речь взрослых должна быть четкой, неторопливой, грамматически и фонетически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь : «Никакого сюсюканья- не допустимо». Говорить с детьми  надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное говорить медленно ,ясно и громко» ( Е.Тихеева).
  3. Обращайте внимание детей на то ,как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправляйте допущенные ошибки).
  4. Играя с ребенком ,упражняйте его в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите  куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?», и ребенок дает полный ответ : « К нам в гости приехала кукла».
  5. Учите ребенка самостоятельно описывать игрушку.,картинку. Для это нужно поставить перед ребенком  яркую игрушку, картинку. Затем задать вопросы.
  6. Учите детей сравнивать предметы между собой ( чем отличаются, что между ними общего).
  7. Читайте детям художественную литературу. Важно: «Читать –это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое- вот в чем главное дело» (К. Ушинский.
  • Спрашивайте, о чем говорится ,что происходит с главными героями;
  • Учите перессказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию;
  • Учите с детьми стихи, потешки,загадки

Практическая часть:

  1. Дыхательная гимнастика . ( Упражнения : «Ладошки», « Нанос», «Обнимашки», «Большой маятник»).
  2. Дидактические игры:

1. «СЛОВА»: выберите какой-нибудь звук и по очереди называйте слова. Можно поискать предметы дома или на улице.

2. «СЛОВА В ДОРОГЕ»: если вам с ребёнком предстоит долгая дорога, то время пролетит незаметно во время игры в слова. По очереди называйте слова, где последний звук предыдущего слова является началом следующего. Например: ананас-сурок-книга-автобус и т.д.

3.«КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ»:

Взрослый называет слова, а ребёнку нужно назвать как можно больше определений этого предмета. Например: книга – тонкая, толстая, новая, знакомая, интересная, скучная и т.д.

4. «СКАЖИ НАОБОРОТ»:

В этой игре ребёнку нужно как можно быстрее подобрать антонимы к словам, которые вы ему будите говорить. Например: большой-маленький, холодный-горячий, гладкий-шершавый и т.д.

  1. Артикуляционная гимнастика. ( Примеры на презентаци). Важно- делать перед зеркалом!
  2. Пальчиковая гимнастика.  Движение рук тесно связаны с развитием речи.Все дело в  близости речевой и двигательной зон в коре головного мозга. Широко известны исследования профессора  М. М, Кольцовой, экспериментально установившей, что формирование  речевой области совершается в том числе под влиянием импульсов от движений рук: возникнув в двигательной зоне, импульс быстро распространяется и на близкую к нему речевую зону.

Упражнение №1 «послушный карандаш»

Карандаш бежит вперед

А потом –наоборот.

Эй ребята не зевайте:

Карандашик не роняйте!
Поменяй-ка ,друг,ладошку:

Потрудись еще немножко.

Карандаш бежит вперед,

А потом наоборт.

Упражнение№2 : «Лесенка»

  Мы по лесенке зайдем

В наш красивый прочный дом!

Упражнение №3 «Флейта»: Садитесь дети,чай попейте,а я сыграю Вам на флейте.

Кто хочет мне помочь играть?

Прошу за мною повторять

Упражнение №4: Уже пора прощаться ,

  Нам с Вами надо расставаться.

   Вы выполнили все заданья

Давайте скажем : «До Свиданья!»

       5.Кинезиологическая гимнастика  ( «Гимнастика Мозга»)-упражнения ,позволяющие создавать новые нейронные связи , улучшаю работу головного мозга, отвечающие за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.

Кинезиология-наука о развитии умственных способностей и физического здоровья,через определенные двигательные упражнения.

 (Привести несколько упражнений+ видео )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в форме круглого стола, посвященное развитию любознательности детей, с привлечением к подготовке родителей и с участием детей  старшей группы....

План по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» 2016-2017г (средняя группа)

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада ,так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможно...

Родительское собрание на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиювоспитателя средней группы  «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...