Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)
В данно публикации представлены материалы по возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста. Даны рекомендации с учетом новейших форм развития речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_na_temu.docx | 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста»
Добрый вечер уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами , чтобы поговорить о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи.
Тема собрания: «Развитие речи детей 4-5 лет»
Слайд №1: «Факторы успешного развития речи ребенка»:
- От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
- От общения ребёнка со сверстниками
- От строения артикуляционного аппарата
- От речи взрослых (как образец для детей)
- От развития мелкой моторики
- От чтения детям художественной литературы
- От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками
(Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.)
Обсуждение:
1.Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
2. Общение ребёнка со сверстниками. Между тем, что бы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития.
3.Строение артикуляционного аппарата. Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т.к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки.
4.Развитие мелкой моторики рук. Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
5.Чтение детям художественной литературы. Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в худ. лит-ре, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Это первые шаги в овладении монологической речью.
6. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками. Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, - возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению. Современные исследования психологов утверждают, что 90% конфликтных ситуаций в быту обусловлены низким уровнем сформированности навыка сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.
7.Совместное пение с ребёнком. Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.
8. Дыхательные упражнения. Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Так же формируются умения пользоваться интонационной окраской высказываний 5 (восклицательной, вопросительной, утвердительной, повествовательной, испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления, разочарования, нежности). Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.
Развитие речи ребенка в 4- 5 лет, имеет следующие этапы:
- Развитие словаря. Словарь увеличивается до 2500 – 3000 слов. Дети начинают активно пользоваться собирательными существительными (посуда, овощи, фрукты, птицы. деревья). Появляются слова, обозначающие части и детали предметов, существительные – названия профессий, инструментов, трудового оборудования.
Ребенок должен знать:
- - названия растений (дерево, трава, цветы), названия фруктов (яблоко, груша, банан), названия овощей (морковь, помидор, огурец), названия птиц;
- - прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет (круглый, сладкий, тяжелый и т.д.)
Грубых аграмматизмов в речи нет, допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением - тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».
Звукопроизношение. Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типична и обратная замена звуков: шапка – сапка, жук – зук и т.д. У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков ( [Р], [Л]), что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи. В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов (красный шар, кранная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около). Становление нормального звукопроизношения завершается к 5ти годам.
В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений!
- Связная речь. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи.
- Интонация. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
- В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка) Эта способность является новообразованием пятого года жизни.
Постепенно к 4-5 годам возрастные несовершенства исчезают из детской речи. Но роль взрослых необычайно велика в этом вопросе.
Как помочь ребенку овладеть чистой речью?
- «Изучение языка должно идти рука об руку с изучением вещей. Вещь служит предметом познания речи». (Я.А.Коменский).
- Речь взрослых должна быть четкой, неторопливой, грамматически и фонетически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь : «Никакого сюсюканья- не допустимо». Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное говорить медленно ,ясно и громко» ( Е.Тихеева).
- Обращайте внимание детей на то ,как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправляйте допущенные ошибки).
- Играя с ребенком ,упражняйте его в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?», и ребенок дает полный ответ : « К нам в гости приехала кукла».
- Учите ребенка самостоятельно описывать игрушку.,картинку. Для это нужно поставить перед ребенком яркую игрушку, картинку. Затем задать вопросы.
- Учите детей сравнивать предметы между собой ( чем отличаются, что между ними общего).
- Читайте детям художественную литературу. Важно: «Читать –это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое- вот в чем главное дело» (К. Ушинский.
- Спрашивайте, о чем говорится ,что происходит с главными героями;
- Учите перессказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию;
- Учите с детьми стихи, потешки,загадки
Практическая часть:
- Дыхательная гимнастика . ( Упражнения : «Ладошки», « Нанос», «Обнимашки», «Большой маятник»).
- Дидактические игры:
1. «СЛОВА»: выберите какой-нибудь звук и по очереди называйте слова. Можно поискать предметы дома или на улице.
2. «СЛОВА В ДОРОГЕ»: если вам с ребёнком предстоит долгая дорога, то время пролетит незаметно во время игры в слова. По очереди называйте слова, где последний звук предыдущего слова является началом следующего. Например: ананас-сурок-книга-автобус и т.д.
3.«КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ»:
Взрослый называет слова, а ребёнку нужно назвать как можно больше определений этого предмета. Например: книга – тонкая, толстая, новая, знакомая, интересная, скучная и т.д.
4. «СКАЖИ НАОБОРОТ»:
В этой игре ребёнку нужно как можно быстрее подобрать антонимы к словам, которые вы ему будите говорить. Например: большой-маленький, холодный-горячий, гладкий-шершавый и т.д.
- Артикуляционная гимнастика. ( Примеры на презентаци). Важно- делать перед зеркалом!
- Пальчиковая гимнастика. Движение рук тесно связаны с развитием речи.Все дело в близости речевой и двигательной зон в коре головного мозга. Широко известны исследования профессора М. М, Кольцовой, экспериментально установившей, что формирование речевой области совершается в том числе под влиянием импульсов от движений рук: возникнув в двигательной зоне, импульс быстро распространяется и на близкую к нему речевую зону.
Упражнение №1 «послушный карандаш»
Карандаш бежит вперед
А потом –наоборот.
Эй ребята не зевайте:
Карандашик не роняйте!
Поменяй-ка ,друг,ладошку:
Потрудись еще немножко.
Карандаш бежит вперед,
А потом наоборт.
Упражнение№2 : «Лесенка»
Мы по лесенке зайдем
В наш красивый прочный дом!
Упражнение №3 «Флейта»: Садитесь дети,чай попейте,а я сыграю Вам на флейте.
Кто хочет мне помочь играть?
Прошу за мною повторять
Упражнение №4: Уже пора прощаться ,
Нам с Вами надо расставаться.
Вы выполнили все заданья
Давайте скажем : «До Свиданья!»
5.Кинезиологическая гимнастика ( «Гимнастика Мозга»)-упражнения ,позволяющие создавать новые нейронные связи , улучшаю работу головного мозга, отвечающие за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.
Кинезиология-наука о развитии умственных способностей и физического здоровья,через определенные двигательные упражнения.
(Привести несколько упражнений+ видео )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование на тему: «Развитие диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством театральной деятельности»
Отчет по теме самообразования для воспитателей...
Конспект родительского собрания на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание в форме круглого стола, посвященное развитию любознательности детей, с привлечением к подготовке родителей и с участием детей старшей группы....
План по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» 2016-2017г (средняя группа)
Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада ,так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможно...
Родительское собрание на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»...
Родительское собрание на тему "Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста"
Родительское собрание...
План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»
План по самообразованиювоспитателя средней группы «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...
Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Родительское собрание....