Взаимодействие детского сада с семьей
статья (средняя группа)
Долг детского сада и семьи – это всесторонне развитые, духовно богатые, физически здоровые дети.
Как бы хорошо ни была организована работа в детском саду, как бы ни активна была семья в отдельности они не в состоянии решить ответственные задачи воспитания.
От правильного взаимодействия и единой линии в воспитательной работе детского сада и семьи в конечном счете зависит успех воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
взаимодействие детского сада и семьи | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Долг детского сада и семьи – это всесторонне развитые, духовно богатые, физически здоровые дети.
Как бы хорошо ни была организована работа в детском саду, как бы ни активна была семья в отдельности они не в состоянии решить ответственные задачи воспитания.
От правильного взаимодействия и единой линии в воспитательной работе детского сада и семьи в конечном счете зависит успех воспитания детей.
Но часто родители, не будучи специалистами в педагогике, не зная особенностей развития организма ребенка, допускают ошибки в воспитании. Одна из важных сторон работы детского сада с родителями вооружить их знаниями педагогики, детской психологии, физиологических особенностей детей. Воспитатели хорошо знают, к каким вредным последствиям ведет отсутствие правильного подхода к детям. Игнорирование возможностей детей так же, как и непосильные требования, к ним, дурно влияет на ребенка, на его развитие и состояние здоровья.
Детский сад должен служить примером правильного воспитания. Режим детского учреждения, хорошо налаженная жизнь детей, интересные и содержательные игры, занятия, прогулки все это убедительно показывает родителям, сколь необходимо продолжать эту работу и в семье.
Знакомясь с жизнью детей в детском саду, присутствуя на утренней гимнастике, занятиях, наблюдая игры детей, родители видят, как сложна и многогранна работа воспитателя, какое огромное влияние на развитие и воспитание ребенка оказывает целенаправленное педагогическое воздействие.
Существуют как индивидуальные, так и коллективные формы работы с семьей.
Индивидуальные формы беседы, консультации, посещение семьи позволяют установить более тесный контакт, выяснить условия жизни ребенка дома, его поведение, отношение родителей к ребенку. Для воспитателя порой является загадкой резкая перемена в поведении малыша. Обычно жизнерадостный, уравновешенный, он почему-то становится раздражительным, грубым, сторонится товарищей, не участвует, в общих играх. В беседе с матерью педагог узнает, что в семье неблагополучно. А это отражается на поведении ребенка. Откровенный разговор с родителями, конкретные советы по педагогическим вопросам помогают найти правильные пути воспитания. Чтобы помощь воспитателя семье была эффективной, он должен все знать о ребенке как шла его жизнь до детского сада, состояние здоровья, интересы, привычки, взаимоотношения взрослых в семье и их отношение к ребенку. На это надо немало времени, между тем заведующие детскими садами нередко настаивают, чтобы воспитатели закончили эту работу в возможно короткие сроки. Такое формальное требование ведет к тому, что воспитатель побывает в семье, даст кое-какие советы, занесет в тетрадь учета проведенное «мероприятие». А желаемого результата все это не даст. Надо, чтобы родители видели в воспитателе умного, доброго помощника и советчика, чувствовали, что он не безразлично относится к их ребенку, что педагога волнует то, что волнует отца и мать. К воспитателю, завоевавшему авторитет знанием дела, пониманием ребенка, родители всегда обратятся за помощью и советом. В каждой семье можно найти что-либо ценное в воспитании детей. Правильно поступают педагоги, которые, беседуя с родителями, не жалуются на ребенка, а опираются на то хорошее, что у него есть. Это не значит, что воспитатель не может предъявить определенные требования к родителям, сказать о недостатках в воспитании ребенка. В поведении мальчика или девочки педагог нередко видит черты эгоизма, упрямства, замечает дурные поступки, которым родители не придают значения. Чаще всего это бывает в семьях, где воспитывается один ребенок, которого взрослые оберегают от всяких обязанностей и забот, при малейшем затруднении мгновенно приходят на помощь, делают за него то, что он может и должен делать сам. Долг воспитателя в тактичной форме рассказать родителям об этих отрицательных проявлениях, чтобы общими усилиями от них избавиться. Беседы и консультации следует строить на основе задач воспитания, помня об особенностях возраста детей, условиях жизни каждой семьи. Темы их примерно такие: режим ребенка дома в будни и в выходные дни, охрана жизни и здоровья детей, гигиенические требования к одежде детей, закаливание, создание дома условий для игр, труда, единство требований к ребенку в семье, о чем и как рассказывать детям.
Коллективные формы работы с семьей родительские собрания, лекции, выставки, конференции позволяют вооружить родителей знаниями педагогики и психологии, распространить лучший опыт семейного воспитания, знакомить с содержанием работы детского сада, его задачами и путями их реализации. В начале учебного года заведующая знакомит родителей с планом детского сада на год.
Общие собрания родителей проводятся раз в квартал. Их цель привлечь внимание к решению общих организационных вопросов, связанных, например, с переходом на летний режим, с выпуском детей в школу, с конкретными вопросами воспитания.
Помимо педагогических вопросов, с которыми выступают заведующая детским садом и воспитатели, на общем собрании ставятся и доклады старшей медсестры о мерах предупреждения заболеваний, об организации рационального питания ребенка в семье и др.
На групповых собраниях, которые также бывают один раз в квартал, обсуждаются задачи, содержание и методы воспитания детей той или иной группы. В младших группах это воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности, строгое соблюдение режима, роль игры и игрушки в жизни ребенка. В старших группах воспитание моральных качеств личности, подготовка детей в школе, трудовое воспитание и др.
Помогут в семейном воспитании наглядные рекомендации, с которыми родители знакомятся в помещениях, где ожидают детей. Среди этих материалов режим ребенка дома, фотографии из жизни детского сада, списки детских книг, выкройки одежды, виды материалов для занятий дома, игрушки-самоделки, рисунки, брошюры на педагогические и медицинские темы. Материалы должны время от времени обновляться.
В каждом детском саду полезно организовать библиотечку педагогической литературы для родителей.
Немалую помощь в работе детского сада с семьей оказывает родительский комитет: участвует в организации собраний, педагогической пропаганде, в установлении связей с семьями воспитанников, в хозяйственной жизни детского учреждения. Родительский комитет может контролировать качество питания детей, привлекать социальных партнеров к помощи детскому саду, слушать и обсуждать сообщения заведующей о работе детского сада, в отдельных случаях принимать меры к созданию нормальных условий жизни детей в семье.
Большое значение имеет состав родительского комитета и распределение обязанностей между его членами. В комитет выбирают родителей, которые работают охотно, добросовестно, с инициативой.
Вместе с членами родительского комитета заведующая определяет конкретные дела в помощь детскому саду и семьям. Нельзя признать правильным, если родительский комитет сосредотачивает внимание только на хозяйственной стороне жизни детского сада. Важно, чтобы члены родительского комитета способствовали распространению передового семейного воспитания. Родительский комитет вместе с педагогами организует дальние прогулки и экскурсии, вывоз детей на общественные мероприятия. Содержание работы родительского комитета определено «Положением о родительском комитете».
Хорошие результаты дают и такие формы, как устный журнал, вечер вопросов и ответов.
Все названные формы взаимодействия детские сады широко используют в работе с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет в детском саду "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с с...
Педсовет в детском саду (ДОУ) "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
quot;Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полно...
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе....
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. ...
Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»
Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группыМБДОУ детского сада «Сайзанак» в соответств...
Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»
Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы м...
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического р...