«Игровая деятельность детей раннего возраста в период адаптации»
консультация
Поступление ребенка в дошкольное учреждение - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка с взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_igry_v_period_adatpatsii.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тема: «Игровая деятельность детей раннего возраста в период адаптации»
Поступление ребенка в дошкольное учреждение - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка с взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Также можно выделить следующие задачи:
• способствовать стабилизации психоэмоционального состояния;
• способствовать снижению тревожности, регуляции процессов возбуждения и торможения нервной системы;
• стимулировать ощущения ребёнка: зрительные слуховые тактильные; • формировать самосознание, развитие Я - концепции;
• способствовать созданию положительного эмоционального фона и помогать преодолевать нарушения в эмоционально-волевой сферы;
• способствовать стимуляции познавательной активности, возбуждению интереса к исследовательской деятельности
• корректировать повышенную эмоциональную напряженность;
• обучать приемам релаксации;
• развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;
• побуждать к рефлексии позитивных родительских чувств;
• способствовать повышению работоспособности, способности к деятельности. В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Цель игр — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым. При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт («Качели», «По ровненькой дорожке»)
Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности:
-игры с использованием игрушек и предметов;
-контакт руками;
-телесный контакт. Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий: ∙ Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;
∙ Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры. Во многих играх используются стихотворения и потешки.
∙ В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу.
∙ В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец.
∙ В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый — один ребенок).
Примеры игр для налаживания контакта с ребенком: «Дай ручку!»
Ход игры: взрослый подходит к ребенку и протягивает ему руку. —Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
«Хлопаем в ладоши!» Ход игры: взрослый хлопает в ладоши со словами: —Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие! Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем в ладоши вместе. Если малыш не повторяет действия взрослого, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
«Петрушка». Оборудование: кукла Петрушка.
Ход игры: незаметно для ребенка садится на руку игрушка, затем начинается игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется. — Я Петрушка— веселая игрушка! Привет-привет! Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои. —Давай здороваться! Дай ручку! После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия. -Давай хлопать в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.
«Солнечный зайчик». Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев). Ход игры: зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. —Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает— прыг- скок! Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика. —Потрогай зайчика—вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает — поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке— не достать! ЕСЛИ ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями — дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика». Во время игры не забывайте комментировать все действия.
«Киса, Киса! Брысь!». Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одно! игрового действия на другое. Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить — при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину. —Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят— «Киса! Киса!» — держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» — быстро спрячь ладошки за спину. Вот так. Киса, киса! Брысь! Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи: «мяч», «мы топаем ногами», «все выше и дальше» и т.д.
Также использую игры с песком. Такие игры способствуют:
∙ быстрому установлению доверительных отношений между воспитателем и ребенком;
∙ происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя;
∙ ребенок быстро и осмысленно осваивает нормы, правила поведения и общения в группе;
∙ ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующие ситуации «Расставание с родителями, встреча с неизвестным», осваивая позитивные способы поведения. Цель: таких занятий - снять эмоциональное напряжение у детей раннего возраста в период адаптации. Задачи:
∙ снизить у детей тревожность, перепады настроения
∙ создать положительно эмоциональный микроклимат
∙ развивать у детей тактильные ощущения
Структура занятий:
∙ тактильная разминка
∙ создание сказочной ситуации
∙ практическое задание по сюжету.
Главной фигурой и центром внимания для детей раннего возраста всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент ни к подвижным играм, ни к играм с песком, можно просто почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
Воспитатель: Петрина М.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое упражнение для детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду «В гости к Ёжику»
Цель: снятие психоэмоционального напряжение, установление доброжелательных отношений со взрослыми и детьми в период адаптации детей к детскому саду.Оборудование: корзинка или что-то похожее, подручные...
Игровые физические упражнения для детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
Игровые упражнения позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подвести к самостоятельному выполнению сложных двигательных де...
Музыкальная деятельность детей раннего возраста в период адаптации
Музыкальная деятельность детей раннего возраста в период адаптации. Совместный проект музыкального руководителя. Кукольный театр «Весёлые музыканты»....
Мастер-класс для воспитателей «Игровые физические упражнения для детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ».
Мастер-класс для воспитателей....
Игровая поддержка развития детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ
Статья посвещена значеню игры в проблеме адаптации общего психического развтия детей раннего возраста....
Консультация «Игровая поддержка детей раннего возраста в период адаптации к условиям дома ребёнка»
laquo;Игровая поддержка детей раннего возраста в период адаптации к условиям дома ребёнка»...
Статья на тему: «Игровая деятельность как средство снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»
Можно ли себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Представьте ситуацию, когда вы попадаете в незнакомый город, с множеством улиц и людей, их так мног...