Школа для родителей на тему: «Создание богатой и гибкой полисенсорной среды (минисенсорные уголки) для детей раннего возраста с ОВЗ в домашних условиях»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сенсорные уголки для детей раннего возраста в домашних условиях | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа для родителей,
воспитывающих детей раннего возраста с ОВЗ
на тему: «Создание богатой и гибкой полисенсорной среды
(минисенсорные уголки)
для детей раннего возраста с ОВЗ в домашних условиях»
Цель: обучение родителей методам создания полисенсорного пространства для детей раннего возраста в домашних условиях.
Задачи:
- Формирование и обогащение знаний по сенсорному воспитанию и сенсомоторному развитию детей в раннем возрасте.
- Дать представление о значимости сенсорного восприятия в психическом развитии детей с ОВЗ.
- Определить перечень и место организации полисенсорного пространства в домашних условиях.
- Воспитывать интерес и активную позицию в деле сенсомоторного развития детей через развивающую предметную среду.
Структура встречи:
- Минилекция на темы «Сенсорное воспитание и сенсомоторное развитие в раннем возрасте» (презентация слайдов).
- Практическое проведение игр на сенсорное восприятие: «Чудесный мешочек», «Почтовый ящик», «Собери матрёшку», «Найди пару», «Прищепки».
- Дискуссия по теме, обмен опытом.
- Выставка игрушек и игровых пособий, направленных на сенсомоторное развитие детей.
- Работа в группах по организации сенсорных уголков.
- Разработка основных правил и рекомендаций по организации и оснащению сенсорных уголков в домашних условиях.
- Рефлексия. Итоги встречи.
- Выставка литературы практического характера по теме.
Оборудование: игрушки и пособия для детей раннего возраста по сенсорному развитию, методическая и практическая литература, листы ватмана, маркеры, мольберты по количеству рабочих групп.
Ход встречи:
- Минилекция на тему «Сенсорное воспитание и сенсомоторное развитие в раннем возрасте» (презентация слайдов).
Основные тезисы к лекции:
Ранний возраст является наиболее восприимчивым для усвоения сенсорных эталонов, благодаря которым, малыш познает окружающий мир, учится, развиваются его не только тактильные ощущения, но и мышление, восприятие всего окружающего. Исследования, проведенные отечественными и зарубежными психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью, бедностью их восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, орфографическая неточность.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
В раннем возрасте актуальными являются следующие основные задачи:
• Создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (фактуры поверхности, материал изготовления, вес);
• Закрепить умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
• Обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи;
• Совершенствование восприятия (активно включая все органы чувств); формирование межпредметных взаимосвязей;
• Показ различных способов обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям, рассматривание предмета, его взвешивание, прослушивание, разбор и сбор его частей;
• Формирование и закрепление у детей понятие форм и фигур;
• Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, цвету, форме;
• Формирование зрительно-моторной координации в предметных действиях (рука-глаз).
Что же представляет собой ребенок раннего возраста? К началу 2-го года жизни малыш приобретает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого. Он настойчиво отстаивает свои права и протестует против каких-либо ограничений. Мир, открывшийся перед ним, дает ему возможность находить и обследовать невероятно интересные предметы. Он хватает все, что видит, катает все подряд. Да, ребенок еще не может изучать эти предметы в умственном плане, что-то воображать и обдумывать. Но, действуя, может и хочет познавать мир. Он не может быть равнодушным по отношению к окружающим предметам, ведь действуя предметами, малыш реализует свою активную позицию в этом мире и свои главные жизненные интересы.
Действия ребенка с предметами психологи называют главной и ведущей линией развития в раннем возрасте. Действенное знакомство с предметами, их свойствами, приводит к возникновению, образованию восприятия, ведь восприятие предметов является доминирующим в сенсорном развитии детей раннего возраста. Малыш все чаще устанавливает взаимосвязь величины, формы, а затем цвета с конкретным предметом. Переход к предметному восприятию является результатом овладения простейшими действиями - хватанием и удерживанием предметов, манипулированием или передвижением в пространстве.
В начале 2-го года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик.
В связи с тем, что на первом году жизни сенсорное развитие осуществлялось в процессе хватания предметов и манипулирования ими, то наиболее интенсивно формировалось восприятие их величины и формы. Что же касается цвета, то, несмотря на свою эмоциональную привлекательность его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с цветом. Только с 1,5 лет детям становятся доступны элементарные действия по группировке одинаковых предметов по цвету. Группировка предметов по величине и форме, и соотнесение предметов по этим признакам доступна вначале при выборе одного из 2-хпредметов, затем из 4-х и более. К 2-м годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциям, как сравнение, сопоставление.
Уровень сенсорного развития гаков, что у ребенка оказывается сформулированным умение правильно выделят свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств. Характерной чертой сенсорного развития раннего возраста является опредмеченность восприятия. Так ребенок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают "опредмеченные" слова-названия. Предметы круглой формы - шарик, мячик, колесо; треугольной - крыша; овальной - огурец, яйцо; квадратной - кубик; прямоугольной - кирпичик и т.д.
Наиболее характерны для ребенка данного возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Практический результат ребенок получает в результате многократных сравнений величины, формы, цвета в процессе подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей. Особенно ярко это проявляется при действии ребенка со сборно-разборными игрушками: пирамидками, матрешками.
Первоначально сравнения являются приблизительным: ребенок примеривается, пробует и через ошибки и их исправления, достигает результата. После 1,5 лет происходит переход к зрительному восприятию.
Это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический план.
На 2-м году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими.
Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также психических функций, как внимание, память, мышление.
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия, как начальной ступени познания окружающей действительности.
Специально созданные условия – игровые сенсорные уголки и в повседневной жизни - позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины, формы, цвета.
В результате становится возможным формировать умения выделять разнообразные свойства предметов, ориентироваться на цвет, форму, величину, звуки и т.д.
Своевременное сенсорное воспитание на раннем этапе - главное условие познавательного развития; правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
Запоминание и правильное употребление слов обозначающих цвет очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к 5 годам. Младшие дети повторяют вслед за взрослыми названия отдельных цветов. Правильнее использовать местоимения типа "такой", "не такой". Эти слова взрослый произносит по мере необходимости, от ребенка ни в коем случае не следует требовать их употребления. Основная задача, стоящая перед взрослым - научить детей группировать предметы или по форме, или по цвету, или по величине.
При организации действий с предметами на начальном этапе важно дать ребенку возможность действовать с предметами разной формы: круглой, овальной, прямоугольной, то есть, манипулируя с ними он должен их поворачивать. К 2 годам он справляется с размещением вкладышей любой формы при выборе из предметов 2-х форм.
Дети с рождения различают все цвета спектра, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению. А значит, ребенок ориентируется на цвет при выполнении простых заданий на группировку однородных (палочки разного цвета) предметов и на соотнесении разнообразных (столики с грибочками). Вначале они группируют предметы контрастных (черный - белый, белый - фиолетовый) и близких (красный - оранжевый, синий - фиолетовый) цветов. К 2 годам ребенок способен соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине по образцу при выборе из 2-4-х разновидностей, должен иметь элементарные представления об основных разновидностях величины, формы, цвета. В процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребенка оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнения, сопоставления.
Для детей 3-го года жизни - при создании необходимых для этого условий, характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является с одной стороны основной мишенью развития, а с другой, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.
Ребенок 3-го года жизни продолжает интенсивно накапливать впечатления и представления о важнейших признаках и свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт связывается с конкретными предметами и явлениями.
Итак, к 3-х летнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребенка. То, что достаточно быстро и легко можно сформировать в раннем возрасте, чрезвычайно трудно, а порой и невозможно компенсировать в более поздние периоды. Неправильная точка зрения - ранний возраст, лишь подготовка к психическому развитию.
- Проведение игр с участниками на сенсорное восприятие: «Чудесный мешочек», «Почтовый ящик», «Собери матрёшку», «Найди пару», «Прищепки».
При проведении игр обращается внимание участников на:
-цель игры,
-оборудование, его вариативность
-правила проведения игры,
-подачу инструкций и дозировку помощи,
- контроль, стимуляцию и поощрения ребёнку в ходе игры,
-усложнение заданий с каждым пособием, вариативность игр с ним,
-итог игры, её результат.
- Дискуссия по теме, обмен опытом.
Основные направления для обсуждения:
- сенсорные уголки дома
-время и место организации сенсорных игр
-интерес детей к пособиям и играм с ними
-выбор сенсорных игр в магазинах (основные критерии)
-успехи и трудности в работе с пособиями.
- Выставка игрушек и игровых пособий, направленных на сенсомоторное развитие детей (выставка организуется с учётом зональных зон по сенсорному восприятию).
- Работа в группах по организации сенсорных уголков (участники встречи делятся на группы, на мальбертах изображают макеты, планы сенсорных уголков в домашних условиях, отмечая комнату, место в комнате, окружение, содержание уголка, его изолированность, зональность, хранение пособий, их смену и )
- Основные правила создания минисенсорных уголков дома:
- Удобство и изолированность расположения.
- Доступность для ребёнка.
- Разнообразие пособий и игрушек (по цвету, форме. величине, материалу и фактуре поверхности).
- Безопасность игрового сенсорного материала (по размеру и качеству, остроте и запаху).
- Прочность игровых пособий.
- Сменяемость материала в уголке.
- Наличие в уголке стола и ковровой зоны.
- Возможности для проведения опытов и экспериментов.
- Порядок и расположение материала по зонам.
- Уход за игровым материалом.
- Принципы деление сенсорного материала на новый обучающий и отработанный закрепляющий.
- Вариативность организации уголка.
- Пособия, купленные и сделанные своими руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание адаптивной среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.
Доклад на краевой научно-практической конференции по "Созданию адаптивной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях Краснодарского края....
«Создание развивающей среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного ДОУ»
Презентация проведённой работы данной тематики в неспециализированном ДОУ из двух частей...
Оборудование музыкального уголка для детей раннего возраста
Рекомендации по оборудованию музыкального уголка в раннем возрасте...
Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследован...
Проект "Создание сенсорного уголка для детей раннего возраста" работа с родителями
Данный материал представляет собой проект " создание сенсорного уголка для детей раннего возраста". Цель: обеспечить накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, в...
Паспорт проекта "Создание сенсорного уголка для детей раннего возраста
Данный материал представляет собой паспорт проекта по сенсорному воспитанию...
Сообщение из опыта работы на тему «Создание здоровьесберегающей среды в группе, как средство укрепления здоровья детей раннего возраста»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования приоритетной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том чи...