Консультация для родителей "Устное народное творчество в жизни дошкольника"
консультация (старшая группа) на тему
Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Разнообразие видов устного народного творчества говорит о мудрости и ценности знаний народа в области воспитания детей, в отношении к жизни в целом. В этой консультации даны рекомендации родителям по использованию пословиц, поговорок, закличек, приговорок, загадок, считалок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 14.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Устное народное творчество в жизни дошкольника»
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Никто не может назвать точное время, когда родились песни, сказки, былины. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.
Разнообразие видов устного народного творчества говорит о мудрости и ценности знаний народа в области воспитания детей, придании особой значимости дружбе, духовным качествам человека, отношении к жизни в целом.
Пословицы – народная мудрость, свод правил жизни. О каких только сферах жизни и ситуациях не говорят они, чему только не учат. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, учат любить родную землю, понимать труд как основу жизни, формируют нравственную сторону человека. В пословицах – философское осмысление жизни:
-Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
-Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
-Играй, играй, да дело знай.
Поговорки – это поэтические, устойчивые, краткие выражения, использующиеся для образно – эмоциональной характеристики людей, их поведения, каких-то житейских ситуаций:
-Глуп, как осел.
-Надулся, как индюк.
-Вышел Иванушка-сам королек.
Из поколения в поколение передаются из уст в уста народные сказки. В них собраны многовековые традиции, особый способ отражения реальности, охвачены жизненные явления и судьбы. Они привлекают остротой социального смысла, выдумкой, игрой фантазии.
В сказках главными героями являются как животные, птицы, так и люди со своими достоинствами и недостатками. Каковы бы ни были действия героев, исход событий, всегда присутствует мораль, позволяющая делать выводы. Красота родной речи, повторения, обороты делают народные сказки поистине настоящим кладом нашей культуры.
Устное народное творчество – это очень ценная кладовая нашей отечественной культуры. От того, насколько люди будут помнить и беречь его, зависит будущее нашего народа, его духовность и целостность.
Издавна человек наделял природу способностью жить, чувствовать, действовать, влиять на его судьбу. Особая роль отводилась природным объектам и явлениям. Считалось, что служа солнцу, воде, ветру, земле люди будут вознаграждены хорошим урожаем, благополучием и процветанием. Поэтому широко использовались в народе заклички.
Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания, имитирующие крестьянский труд. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и собраны особые переживания и восхищение:
-Матушка-репка,
Уродись крепка,
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста.
-Секи, секи дождь,
-На бабину рожь,
-На дедово семя –
-Чтоб взошло вовремя.
Приговорки – интимное обращение с природой один на один. Они обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям:
-Ветер, ветер, ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу.
В старину погода имела большое значение. От нее зависела жизнь людей. Многочисленные наблюдения людей позволили создать народные приметы. Это позволило крестьянам готовиться к сельхозработам, вовремя сеять и убирать урожай, делать запасы на зиму:
-Дым столбом – к морозу.
-Жуки жужжат – к ненастью.
Русский народ всегда ценил в человеке ум и сообразительность. Главным средством его развития являлась загадка.
Загадки – это иносказательное изображение предмета или явления действительности, которые предлагается отгадать.
Загадки позволяли обратить внимание на скрытые, невидимые признаки предметов. Ведь человек привык схватывать лишь яркие внешние признаки. Отсюда – загадки создавались под влиянием глубоких наблюдений в природе:
-Стоит старичок – красный колпачок (гриб)
-Один пастух – тысячи овец пасет (небо и звезды)
Считалка – это ритмичное стихотворение, предназначенное непосредственно для расчета играющих. Для считалки характерно то, что можно четко произносить каждое слово и даже его кричать. Считалки - исстари придуманный способ осуществления объективной справедливости.
-Ягодка – малинка.
Медок – сахарок.
Воспитатель Дитятьева В.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни дошкольника».
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Никто не может назвать точное время, когда родились песни, сказки, былины. Они переходили от поколения к поколению вместе...
Консультация для родителей «Устное народное творчество в жизни дошкольника»
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Никто не может назвать точное время, когда родились песни, сказки, былины. Они переходили от поколения к поколению вместе с обы...
Консультация для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни дошкольника».
Консультация для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни дошкольника». ...
Народное творчество в жизни дошкольника
Консультация для воспитателей...
"Народное творчество в жизни дошкольников"
Дидактическая игра, трафареты. " Дымковская игрушка "Народное творчество - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость...