Консультация для родителей. "Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школе"
материал (подготовительная группа)
Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школе
Веселые и нарядные, с букетами цветов, 1 сентября дети идут в школу. Каждый из них надеется быть примерным учеником и получать хорошие отметки, любить своего учителя и школу и вообще рассчитывает на интересную, веселую во всех отношениях жизнь. Не чуждо это радостное настроение и учителям. «Вот мои дети. Какие они все хорошие! Надо только найти к каждому из них свой «золотой ключик». Но вот проходит совсем немного времени, и мы слышим: «Мама, а долго я буду ходить в школу? Я уже устал»; «А когда будут каникулы? Всё учимся, учимся...». И, с другой стороны, можно услышать жалобы учителей на сложности работы. В чем причина недовольства? Каким детям трудно учиться и с какими детьми учителю трудно?
Именно не готовые к школьному обучению дети доставляют учителю больше всего хлопот. Как правило, именно из этой категории «ведут свою родословную» отстающие ученики. Чаще всего эти дети бывают невнимательными на уроке, выпадают из общей работы класса, именно у них быстро пропадают желание учиться и интерес к школьной жизни.
Как можно установить психологическую готовность или неготовность детей к школе? Что же такое в нашем представлении зрелый дошкольник?
«Дошкольную зрелость» можно определить как целостное психическое состояние ребенка дошкольного возраста, характеризующееся высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в дошкольный период детства. Для 6-летних детей с хорошим психическим развитием наиболее типичен кооперативно-соревновательный уровень общения со сверстниками, произвольность в сфере общения со взрослым и открытие ребенком своих переживаний в сфере самосознания. Кроме того, и принципиально важными являются:
- сформированные приемы игровой деятельности;
- развитые социальные эмоции и высокий (для данного периода) уровень нравственного развития;
- развитое воображение;
- высокий уровень наглядно-образного мышления, памяти, речи.
Принято выделять три основные группы трудностей, с которыми сталкиваются не готовые к школе дети.
Первая группа затруднений относится к системе взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками (неумение слушать товарища и следить за его работой, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия);
вторая - к сфере общения со взрослым (непонимание вопросов учителя, его особой позиции, специфичности учебных ситуаций и учебного общения);
третья - к сфере их собственного самосознания (завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя).
Эти три группы трудностей отражают основные стороны психологической готовности ребенка к школе и школьному обучению. Соответственно и показатели психологической готовности к школе подразделяются на эти же группы. Как это ни парадоксально звучит, именно раннее начало школьного обучения создает необходимые условия для практического решения проблемы психологической готовности детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 63.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №97 компенсирующего вида Центрального района Санкт-Петербурга
Воспитатель Матанова Елена Альбертовна
С переходом средней школы на обучение с шестилетнего возраста возникло множество вопросов и проблем. Известно, что ведущей деятельностью шестилетнего дошкольника является игра. Именно в ней формируются воображение, произвольность, умение общаться со сверстниками — все те качества, которые необходимы для будущей учебной деятельности. И если по каким-либо причинам не были созданы условия для развертывания игровой деятельности, то у ребенка возникают нарушения в процессе социализации, не формируется мотивация к учению. А на фоне учебной перегруженности возникают серьезные нарушения опорно-мышечной, нервной, сердечно-сосудистой и других систем.
Материалы, представленные ниже, могут заинтересовать родителей и предоставить им информацию о таком важном периоде в жизни их ребенка, как вхождение в мир знаний.
Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школе
Веселые и нарядные, с букетами цветов, 1 сентября дети идут в школу. Каждый из них надеется быть примерным учеником и получать хорошие отметки, любить своего учителя и школу и вообще рассчитывает на интересную, веселую во всех отношениях жизнь. Не чуждо это радостное настроение и учителям. «Вот мои дети. Какие они все хорошие! Надо только найти к каждому из них свой «золотой ключик». Но вот проходит совсем немного времени, и мы слышим: «Мама, а долго я буду ходить в школу? Я уже устал»; «А когда будут каникулы? Всё учимся, учимся...». И, с другой стороны, можно услышать жалобы учителей на сложности работы. В чем причина недовольства? Каким детям трудно учиться и с какими детьми учителю трудно?
Именно не готовые к школьному обучению дети доставляют учителю больше всего хлопот. Как правило, именно из этой категории «ведут свою родословную» отстающие ученики. Чаще всего эти дети бывают невнимательными на уроке, выпадают из общей работы класса, именно у них быстро пропадают желание учиться и интерес к школьной жизни.
Как можно установить психологическую готовность или неготовность детей к школе? Что же такое в нашем представлении зрелый дошкольник?
«Дошкольную зрелость» можно определить как целостное психическое состояние ребенка дошкольного возраста, характеризующееся высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в дошкольный период детства. Для 6-летних детей с хорошим психическим развитием наиболее типичен кооперативно-соревновательный уровень общения со сверстниками, произвольность в сфере общения со взрослым и открытие ребенком своих переживаний в сфере самосознания. Кроме того, и принципиально важными являются:
- сформированные приемы игровой деятельности;
- развитые социальные эмоции и высокий (для данного периода) уровень нравственного развития;
- развитое воображение;
- высокий уровень наглядно-образного мышления, памяти, речи.
Принято выделять три основные группы трудностей, с которыми сталкиваются не готовые к школе дети.
Первая группа затруднений относится к системе взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками (неумение слушать товарища и следить за его работой, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия);
вторая - к сфере общения со взрослым (непонимание вопросов учителя, его особой позиции, специфичности учебных ситуаций и учебного общения);
третья - к сфере их собственного самосознания (завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя).
Эти три группы трудностей отражают основные стороны психологической готовности ребенка к школе и школьному обучению. Соответственно и показатели психологической готовности к школе подразделяются на эти же группы. Как это ни парадоксально звучит, именно раннее начало школьного обучения создает необходимые условия для практического решения проблемы психологической готовности детей к школе.
Раннее проявление у ребенка каких-либо способностей ничего не говорит о его готовности или неготовности к школе. Даже несомненные математические способности не могут быть гарантией успехов на школьных уроках математики. Для успешного учения необходимо еще многое другое, чего у дошкольника пока просто нет.
Итак, что же включает в себя психологическая готовность к школе?
Интеллектуальная готовность не сводится к имеющемуся у ребенка словарному запасу, специальным умениям и навыкам. Существующие программы, их усвоение потребуют от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя, как говорится, по-детски, учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если интереса нет, и дети должны выполнять задания из чувства ответственности, то такой первоклассник делает все небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. В шестилетнем возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников. Важными являются умение подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность и желание внимательно слушать и точно выполнять эти указания.
В этом возрасте необходимо развивать способность действовать по моральным мотивам, при необходимости отказываясь от того, что непосредственно привлекает, так как шестилетний ребенок способен соподчинять мотивы своего поведения. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели, а именно стремление не пасовать перед трудностями, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями.
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. В шестилетнем возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников. Важными являются умение подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность и желание внимательно слушать и точно выполнять эти указания.
В этом возрасте необходимо развивать способность действовать по моральным мотивам, при необходимости отказываясь от того, что непосредственно привлекает, так как шестилетний ребенок способен соподчинять мотивы своего поведения. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели, а именно стремление не пасовать перед трудностями, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями.
Физическое развитие шестилетнего ребенка
Все органы и системы развиваются и созревают не одновременно. Ребенок растет «не по дням, а по часам»: на шестом году прирост длины тела составляет 8-10 см, а прибавление массы тела - 2,2 - 2,5 кг. У детей хорошо развиты крупные мышцы, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Ребенок выполняет сложные физические движения, но не совсем готов к выполнению мелких, точных и координированных движений пальцев рук. Очень тяжелы статические нагрузки. Поэтому неправильная поза и тяжелый портфель могут привести к искривлению позвоночника. В этом возрасте еще не окончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому рука при письме может уставать.
Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений. Детям легче писать крупные буквы, чем мелкие.
Изучение функциональной зрелости мозга показало, что дети уже готовы к восприятию и переработке значительного количества информации. Слово может направлять внимание ребенка на определенный объект и его свойства. Произвольное внимание детей нестабильно. Если появляется что-нибудь интересное, то внимание переключается на него.
Психическое развитие. Для детей очень характерны высокая эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Попытка долго удерживать внимание безуспешна, так как высокая истощаемостъ нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстрое, так называемое «охранительное» торможение приводят к отвлечениям, двигательному беспокойству уже через 10-15 минут после начала работы.
Память ребенка непроизвольна; он достаточно хорошо запоминает происходящие с ним события, особенно важные для него, имеющие ярко выраженную положительную или отрицательную эмоциональную окраску, запоминает сведения, факты, стихи, почти буквально пересказывает содержание книги или фильма. При этом пересказать буквально ему гораздо проще, чем «своими словами».
Характер мышления в этом возрасте наглядно-образный, или чувственный, то есть при анализе события, явления дети выделяют какой-то единичный внешний признак. Если ребенок оказывается в ситуации, когда нужно оперировать знаниями и решать задачу отвлеченно, ему это трудно, и хотя он пытается это сделать, отсутствие опыта и недостаточное развитие понятийного аппарата не позволяют ему составить суждение о предметах и явлениях. Поэтому в рассказе преобладают наглядные изображения и описания. Дети не могут оценивать', хотя уже умеют сравнивать, не умеют классифицировать, но умеют выделять общее и различное, правда, по одному наиболее существенному признаку. В рассуждениях детей этого возраста есть своя логика, они даже пытаются делать выводы, но им мешает ограниченность опыта и знаний.
Личностное развитие перед школой в большой степени зависит от социальных условий, окружения, среды, в которой растет ребенок, степени социального благополучия.
Возраст 6 лет - это период формирования психологических механизмов. Творчество ребенка в игре, творческое отношение к определенным задачам является одним из показателей становления личности. Психическое развитие и становление личности связано с самосознанием, а наиболее ярко самосознание проявляется в самооценке — это то, как ребенок оценивает себя, свои качества, свои возможности, свои успехи и неудачи. Такая самооценка невозможна без авторитетной корректировки взрослого. При этом эмоции у ребенка часто заслоняют объективность. Кроме того, авторитет взрослого так велик, что собственную оценку заслоняет оценка взрослого. Своих сверстников ребенок оценивает так, как оценивает их взрослый. Вместе с тем дети могут предвидеть предполагаемую реакцию взрослого, и поэтому поведение одного и того же ребенка с различными взрослыми различно (они знают, что с кем можно). Как правило, ребенку нравится быть «хорошим», получать подкрепление собственной самооценки: «я - хороший».
Сниженная самооценка чаще всего формируется у детей, успехи которых не удовлетворяют взрослых. Постоянная неудовлетворенность собой, неверие в возможный успех очень быстро приводят к апатии, нежеланию учиться. Поэтому надо не столько показать ребенку его неудачи, сколько помочь увидеть свои возможности.
Дети любят мечтать о своем будущем, стремясь подражать при этом взрослым. Они уже имеют представление о деятельности взрослых, о ценности профессий, о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». Они, как правило, идеализируют взрослых, стремясь получить именно от них положительное подкрепление: одобрение, ласку, поощрение. Вместе с тем в их отношениях со сверстниками важна и их оценка (прежде всего положительная). Все дети этого возраста хотят быть «самыми-самыми». Они любят хвастаться, очень радуются своим достижениям, а в случае неудачи расстраиваются до слез. Поэтому взрослым важно быть очень внимательными при оценке ребенка в присутствии сверстников. При этом недопустимы ситуации, когда в присутствии всех детей указывают на чьи-то недостатки, а тем более демонстрируют неуспехи, трудности. При добром отношении взрослых, при понимании и внимании основная установка ребенка только на хорошее: «я - хороший», «ты - хороший», «мы - хорошие». Дети, выросшие в неблагоприятных условиях, не столь наивны и непосредственны. Они умеют хитрить и притворяться, могут быть расчетливо эгоистичными.
Ребенок может сознательно управлять своим поведением, но еще легко отвлекается, не может ставить перед собой цели. Он уже понимает разницу между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо», может подчиняться только требованиям взрослого, а заставить себя самого отказаться от «хочу» ради «надо» ему еще трудно. Он умеет строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, умеет жить и работать в коллективе, подчиняться его требованиям.
Седьмой год жизни относится к переходным («кризисным») возрастным периодам. Такие периоды характеризуются особо быстрыми изменениями как в физическом, так и в психическом развитии детей.
Скорость изменений в переходные периоды развития столь велика, что буквально каждый месяц жизни приносит что-то новое. Так, типичный ребенок шести с половиной лет существенно отличается по уровню психолого-физиологической зрелости как от ребенка шести лет ровно, так и от семилетнего. За редкими исключениями у ребёнка, не достигшего шести с половиной лет, процесс прохождения кризиса не только не закончился, но часто даже не начался. У шестилетнего ребенка по сравнению с семилетним недостаточно сформированы центральные тормозные процессы, значительно более низка произвольность поведения, высока утомляемость, хуже сформирована способность к концентрации и к переключению внимания, преобладает игровая мотивация.
В школе образование строится в логике учебных предметов, не характерной для дошкольного образования.
Потенциальные возрастные возможности ребенка на пороге школы - это:
- положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру; ребенок доброжелателен, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других;
- инициативность и самостоятельность в игре, общении, рисовании, в решении элементарных социальных и бытовых задач;
- ребенок легко выбирает себе род занятий и партнеров, способен порождать и воплощать разнообразные, сменяющие друг друга замыслы;
- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх; ребенок способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции; в ходе совместной деятельности он обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему;
- творческие способности, фантазия, воображение, проявляющиеся в игре (оригинальность замысла, гибкость развертывания сюжета), в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении;
- освоение собственного тела и телесных движений; ребенок с удовольствием бегает, прыгает, лазает, видоизменяет ранее усвоенные движения применительно к новым условиям; движения приобретают произвольный характер;
- волевое начало, проявляющееся в продуктивной деятельности ребенка; он стремится к достижению цели, старается сделать продукт качественно, переделывает, если не получилось; произвольность проявляется и в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам;
- познавательные способности, проявляющиеся в любознательности; ребенок задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, любит наблюдать, экспериментировать; проявляет интерес к познавательной литературе, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими;
- одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений; она проявляется не только в том, что ребенок обладает знаниями, умениями, навыками, но и в том, что он способен принимать на ее основе собственные решения.
Этот «возрастной портрет» отражает принципиально возможные достижения детей к моменту поступления в школу, однако ни один ребенок не обладает всем комплексом этих характеристик одновременно. Поэтому этот портрет не может служить критерием определения уровня развития конкретного ребенка, но задает общий ориентир для педагогов дошкольных учреждений и начальной школы, а также для родителей детей, поступающих в школу.
Компетентность - качество личности, предполагающее, что индивид не просто информирован и умеет применить эту информацию, но, и использует ее в качестве основы для принятия собственных решений.
Это качество уже присуще ребенку к концу дошкольного периода развития.
Творческие способности (креативность) - категория, также привычная для педагогов. Довольно часто, однако, под творческими способностями понимается некая неоформленная смесь чего-то необычного, оригинального и хорошей обучаемости, понятливости ребенка. Мы же под творческими способностями имеем в виду не набор каких-то специальных способностей, которые в этом возрасте еще могут не проявиться, а лишь общее отношение ребенка к окружающему миру как к объекту преобразования и открытия. В этом отношении творческие способности, безусловно, соприкасаются со следующей сферой развития ребенка - любознательностью.
Любознательность, исследовательский интерес — качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. Недаром детей называют «почемучками». Однако, как показывают современные исследования, это естественное свойство детей в последнее время проявляется все реже, причем особенно редко оно встречается именно в системе образования. В то же время именно любознательность лежит в основе общей познавательной активности человека; развитие мыслящего индивида невозможно без живого, активного интереса к окружающему миру, который доставляет необходимую исходную информацию для размышления. Причем информация эта должна быть открыта самим субъектом, а не предоставлена ему в готовом виде. Именно постоянная готовность педагогов давать детям информацию, опережая их желание получить ее, а также исключение для ребенка возможности совершить ошибку приводят к исчезновению обычных детских вопросов. Развитие любознательности, несмотря на природную естественность этого детского свойства личности, требует сложных, отточенных педагогических технологий и тонкого понимания личности ребенка этого возраста.
Инициативность (самостоятельность, свобода, независимость). Это те черты, которые, возможно, обладают наибольшими потенциальными возможностями с точки зрения перспективы развития личности. И в то же время именно инициативность и независимость человека, по всей видимости, представляют собой наибольшую проблему как с точки зрения социокультурных особенностей нашего общества, так и с точки зрения развивающих образовательных технологий.
Очень важно обеспечить ребенку такое образование, чтобы он сам был субъектом деятельности. Только в такой деятельности происходит развитие главных психических свойств ребенка, развитие его личности. Если, как уже описано выше, педагог постоянно стремится показать ребенку, как надо что-то сделать, рассказать, как правильно, то в этих видах деятельности главные субъекты - педагоги. Это их, а не его деятельность, он в ней не свободен и ничего не определяет. В конце концов, ребенок приучается действовать только по подсказке, не может принять самостоятельного решения, перестает верить в собственные силы. Он утрачивает одно из фундаментальных свойств личности — способность проявлять инициативу. Свобода и независимость ребенка являются необходимым условием его развития как личности. Разумеется, под независимостью и свободой понимается личная свобода человека, которая, естественно, ограничена свободой и независимостью других людей. Для развития у ребенка чувства собственного достоинства совершенно необходимым является развитие у него толерантности (терпимости) к мнениям, суждениям и оценкам других людей.
Коммуникативность (социальные навыки), образ «Я» (базовое доверие, чувство защищенности). В возрастных характеристиках коммуникативность, связанная с социальными навыками ребенка, объединена со сферой развития у ребенка образа «Я», представления о себе. Это сделано, во-первых, потому, что сфера представления ребенка о себе теснейшим образом связана с развитием его коммуникативной сферы, и, во-вторых, потому, что традиционный смысл, который в российской педагогике вкладывается в понятие социальной сферы, обычно сводится к отношениям индивида и коллектива либо общества людей.
Что же касается представления ребенка о себе, то эта сфера развития его личности, безусловно, является основной в этом возрасте. Малышу жизненно необходимо позитивное отношение к нему со стороны окружающих (особенно близких взрослых); это позитивное отношение рождает у него положительный образ «Я», который дает ему возможность жить и развиваться дальше. «Я хороший, меня любят, и у меня все получается» — такое самоощущение ребенка является совершенно необходимым для его неискаженного развития. Это самоощущение рождается очень рано, еще в младенческом возрасте, хотя, конечно, оно еще не может быть выражено в такой форме. Это раннее чувство называется чувством базового доверия. Возникающее на первом году жизни ребенка доверие к себе и к миру лежит в основе всего его дальнейшего эмоционально-личностного и социального развития и в очень сильной степени определяет направление и качество этого развития. Если у ребенка не возникает доверия к окружающему миру, его развитие искажается и принимает неблагоприятные формы, которые потом бывает чрезвычайно трудно исправить.
Ответственность представляет собой качество личности, которое можно охарактеризовать как обратную сторону инициативности и независимости. Ребенок, который способен проявлять инициативу, отнюдь не всегда автоматически понимает, что она налагает на него определенные обязательства: довести дело до конца, постараться сделать его хорошо, сдержать данное слово. Это чувство ответственности за себя как субъекта в его развитых формах, разумеется, может присутствовать только у взрослого человека. Однако предпосылки такой ответственности закладываются именно к концу дошкольного детства и нуждаются в помощи педагога для их развития. При этом обычной педагогической ошибкой является отождествление чувства ответственности с дисциплиной. Основное отличие этих качеств заключается в том, что ответственность — результат личной инициативы ребенка и следствие принятого им самим решения, в то время как дисциплинированность вполне может быть присуща безынициативному, пассивному человеку, который взял на себя роль добросовестного исполнителя. Однако именно из ответственности, а отнюдь не из дисциплинированности вырастает осознание человеком себя как личности - свободной и ответственной.
Произвольность является качеством личности, дополняющим чувство ответственности и обеспечивающим ребенку возможность осуществления основных видов деятельности. Произвольность в отечественной психологии рассматривается как следствие способности человека к соподчинению мотивов. В дошкольном возрасте такое соподчинение уже существует в виде способности ребенка к принятию правил и овладению своими непосредственными желаниями. К концу дошкольного возраста эта способность развита достаточно для занятия ребенком позиции субъекта учебной деятельности.
Именно шестилетний возраст является наиболее благоприятным (сенситивным) для обучения чтению. Если начинать позже, то освоение грамоты будет осуществляться с большим трудом и напряжением. Припомним, как легко усваивают родной и любой другой язык дети и как трудно взрослым изучать иностранный язык. Важно не упустить оптимальные сроки, тем самым, способствуя своевременному психическому развитию, предупреждению его возможной задержки.
Письмом шестилетние овладевают медленнее, чем семилетние. У них еще недостаточно развита тонкая координация движений, взаимодействие движений со зрением. Подготовка к письму включает и овладение плавными ритмическими движениями. И здесь помогут музыкальные занятия, упражнения с предметами под музыку, различные упражнения для развития тонкой моторики руки.
В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению. Принятие более значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативные возникающие желания.
Особенности современного обучения первоклассника
в условиях начальной школы
В начальной школе усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.
Начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании — местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления.
Что такое «умение учиться?» Умение учиться есть характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях.
Когда заходит речь о человеке, умеющем учиться, возникает образ книжника, одержимого познавательной страстью. Однако умение учиться обнаруживает себя не только в сфере познания и не совпадает с умением пользоваться справочной литературой и добывать нужную информацию из книг. Человек, умеющий учиться, умеет, в сущности, следующее: соизмеряя возможности и условия достижения цели, он не останавливается перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, не казнит себя, не ждет, чтобы его выручили, не объявляет задачу глупой или неинтересной, но ищет способы ее решения.
Подчеркнем еще раз: это не только интеллектуальные, познавательные задачи. Умение учиться применимо ко всем сферам общественного сознания - науке, искусству, нравственности, праву.
Итак, в умении учиться выделяют две составляющие:
- Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку недостает его знаний и умений, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться? В начальной школе должна быть заложена основа не только предметного знания, но и знания о собственном незнании. Если ученики на протяжении всего начального обучения будут предъявлять только свои знания и всячески ограждаться от встречи с ситуациями, где их знания вступают в противоречие с новыми фактами, то в основной школе умение учиться станет достоянием немногих избранных.
- Поисковые действия, которые необходимы для приобретения недостающих умений, знаний, способностей для ответа на второй вопрос самообучения: как научиться?
Этот вопрос имеет три ответа, три способа выйти за пределы собственной компетентности:
- самостоятельно изобрести недостающий способ действия, то есть перевести учебную задачу в творческую, исследовательскую, экспериментальную;
- самостоятельно найти недостающую информацию в любом «хранилище», прежде всего в книгах и Интернете;
- запросить недостающие данные у знатока и умельца.
Умение работать с книгой и прочими источниками информации может быть сформировано весьма рано, но не на первых шагах обучения: дети должны, по крайней мере, выучиться читать. Систематическое освоение этого способа расширения собственной компетенции — задача основной школы.
В ряду всех «хранилищ» материального и духовного опыта, которые могут стать для умеющего учиться, источником расширения его индивидуального опыта, особо выделена фигура учителя.
С чем не надо путать умение учиться? Умение учиться в качестве ценности и цели образовательного процесса вошло в обиход массового педагогического сознания как бытовой термин задолго до его понятийного анализа в теориях обучения. Не случайно в школьных программах умение учиться просто через запятую было добавлено к списку более классических школьных умений: школьники должны уметь считать, читать, писать, учиться. Произошло это в конце 70-х годов под влиянием информационной революции, предъявившей производителям новое требование пожизненной переквалификации. Что же стало пониматься под термином «умение учиться»? Для ответа на данный вопрос выделим основные представления о школьнике, не обладающем таким умением.
Обычно за жалобой учителей и родителей, что «он (а) не умеет учиться», стоят две группы симптомов.
- Ребенок с трудом включается в работу, часами просиживает за домашним заданием, отвлекается, забывает вопрос задачи, едва начав ее решать... В подавляющем большинстве случаев психологическое обследование выявляет нормальный уровень развития интеллектуальной сферы ребенка при низком уровне развития организации деятельности.
- Ребенок с трудом усваивает новый материал, плохо запоминает, при пересказе не выделяет существенного, нуждается в большом числе тренировочных упражнений... И в этом случае психологическое обследование редко обнаруживает грубое снижение интеллектуального уровня; однако у ребенка, как правило, наблюдается интеллектуальная пассивность, невладение эффективными стратегиями мыслительных и мнемических действий.
Пропедевтику и коррекцию подобных проявлений «неумения учиться» также ведут двумя путями. Ребенка учат:
- навыкам самоорганизации;
- применению оптимальных мнемотехник и мыслительных стратегий.
Обучение навыкам самоорганизации и умственного труда существенно повышает эффективность обучения школьников.
Однако понятия «обучаемость» и «умение учиться» не совпадают. Они различаются по чрезвычайно существенному параметру: по способу передачи знаний, умений, способностей от учителя к ученику. Хорошо обучаемыми называют тех учеников, которых легко учить. Умеющими учиться называют тех, кто способен учить себя, то есть быть субъектом учения - инициатором постановки и решения новых задач.
Кроме того, умение учиться нередко отождествляется с умением выполнять задания индивидуально, не обращаясь ни к кому за помощью. Обычно такая работа называется самостоятельной, однако это неверно. Само значение слова «самостоятельность» как «свобода от внешних влияний, принуждения, от посторонней поддержки и помощи... способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность» (Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова) указывает на резкое сужение понятия при рассмотрении самостоятельности лишь как умения обходиться без помощи.
Природа независимости, инициативности, решительности явно не сводится к предметным умениям. На ранних этапах обучения, когда ребенок еще не в состоянии справиться с новой задачей без всякой помощи, умение учиться обнаруживается в способности ребенка инициировать учебное взаимодействие со взрослым, высказывая предположения о неизвестном, предлагая способы проверки своих гипотез. Точками рождения учебных инициатив младших школьников являются встречи с противоречиями.
Что должны знать родители о здоровье шестилетнего ребенка?
Вот и наступил последний год перед поступлением вашего ребенка в школу. В любой семье этот год заполнен не только приятными волнениями и ожиданием, но и массой непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы полны желания, чтобы малыш не только хорошо учился, но и оставался здоровым и веселым. Многое здесь зависит от того, насколько серьезно и ответственно вы отнесетесь к этому вопросу. «До школы еще целый год», - часто слышим мы от родителей и отвечаем: «До школы только один год». И вы должны многое успеть, если хотите, чтобы ребенок и легко учился, и сохранил свое здоровье.
Крепкое здоровье ребенка - основа успешного обучения в школе. Но всегда ли задумываемся над тем, что по силам нашим детям, а какие нагрузки могут нанести вред его здоровью? Часто мы считаем пустяками именно то, что очень важно, что может помочь сохранить и укрепить его здоровье.
В настоящее время, все больше и больше детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. Это не проходит бесследно и приводит в дальнейшем к целому комплексу школьных проблем. Родители сетуют, на то, что до школы со здоровьем не возникало никаких проблем, у ребенка не находили никаких отклонений, он не состоял на особом учете, спокойно рос, да и в медицинской карте, где имеются заключения всех специалистов, стоит: «Здоров». И вдруг внезапно здоровье ухудшается. Но так ли уж внезапно? Неужели ни от чего ребенок становится нервным, плаксивым, раздражительным, часто болеет? Почему же так происходит и кто в этом виноват? Необходимо понять, что ни от чего здоровье не ухудшается. Ведь школа - очень серьезный, переломный этап для ребенка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, и новые нагрузки, напряженный умственный труд, ограничение движений.
Ребенок, привыкший много играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко сокращается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Первокласснику нужно привыкнуть к новому коллективу, к требованиям учителя, к необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Безусловно, для детей 6-7-летнего это большой труд и, как показывает практика, для многих малышей непосильный. Чтобы превозмочь возникающие трудности, требуется определенная зрелость всех систем организма. И в основе этого - здоровье, силы для преодоления нагрузок. Понятно, что больной, ослабленный, быстро утомляющийся ребенок столкнется в школе с большими трудностями. И будет поздно, если родители обратят внимание на состояние здоровья сына или дочери лишь тогда, когда оно резко ухудшится, когда малыш «сорвется» от непосильной нагрузки.
Сохранить здоровье своего ребенка - основная задача и обязанность родителей. Подорвать его легко, а вот восстановить, избавиться от различных нарушений, обрести прежнее состояние - для этого потребуется уже значительно больше времени. Цена пятерок вашего малыша будет очень сомнительна, если у отличника расстроится сон, если он станет раздражительным, плаксивым, если у него появятся синяки под глазами. Но помните: беречь - совсем не значит «дрожать» над ребенком, потакать всем его капризам, выполнять любые желания, охать и причитать вокруг «бледного и слабого». Беречь здоровье – значит, уметь объективно оценить состояние здоровья, понять, что надо вовремя вылечить, исправить, укрепить, твердо знать, как организовать режим дня, труд и отдых ребенка, как научить его усидчиво работать, как правильно закаливать и многое другое. Обо всем этом надо позаботиться еще до школы. Только таким образом вы сумеете помочь маленьким ученикам успешно преодолеть первый серьезный этап в их жизни.
Вы скажете: «Это всем известно, банально, ничего нового». Конечно, ничего принципиально нового мы не изобрели. Мы только хотим, чтобы вы стали более внимательны к своему ребенку, к его здоровью и понимали, что ни от чего здоровье не ухудшается. А многие школьные трудности, которые волнуют взрослых, тесно связаны с состоянием здоровья ребенка.
Первое, что надо сделать при подготовке ребенка к школе, - объективно оценить его здоровье. Как выглядит здоровый ребенок? Активный, веселый, с хорошим настроением. (В понятие «здоровье» входит и оценка поведения ребенка, его эмоциональная настроенность, соответствие физического и психического развития возрасту). У него прекрасный аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться и минут 20 работать очень внимательно, не отвлекаясь. Он не хлюпает носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогание, головную боль или боля в животе, у него нет хронических заболеваний, постоянных простуд.
Важно не забывать, что здоровье ребенка, а значит, и его школьные успехи закладываются еще в раннем детстве, когда активно формируются все системы в организме ребенка, определяются пути их дальнейшего становления. И еще реже видят родители связь между состоянием здоровья ребенка и семейным климатом, взаимоотношениями родителей и детей. Уже давно доказано, что здоровье ребенка во многом зависит от эмоционального и психологического состояния матери во время беременности. Имеет значение все - и волнения, связанные, например, с учебой, экзаменами, бытовой неустроенностью, отношениями с мужем, родителями и т.д. Неудивительно, что в результате маминых «нервов» малыши в течение первого года жизни бывают очень беспокойными, крикливыми, не спят ночами, плохо едят, медленно прибавляют в весе, отстают в развитии.
А вечные простуды? Редко когда родители могут сказать, что ребенок ничем не болел. Как правило, с поступлением в ясли и детский сад начинается цепь так называемых простуд, а на самом деле вирусных инфекционных заболеваний. Постоянные ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции), гриппы, ангины, бронхиты - все очень серьезно. Многие считают, что корь, свинка и другие детские инфекции опасны, а простудные - нет. Это большая ошибка! Любое из этих заболеваний, а особенно частые заболевания, значительно снижает функциональные возможности организма ребенка, создает фон для возникновения других, нередко хронических заболеваний, для повышенной утомляемости, низкой умственной работоспособности, нарушений поведения и, как следствие, низкой успеваемости.
Часто болеющего ребенка отличишь сразу. Он обычно бледен, малоактивен, ослаблен, плаксив. У него может быть длительное небольшое повышение температуры, плохой сон, снижение аппетита, быстрая утомляемость. Такие дети зачастую отстают в физическом и психическом развитии. Получается как бы замкнутый круг: острые болезни могут порождать хронические, а хронические заболевание, что называется, высевая ребенка из холок, нарушают его нормальное развитие.
Рассмотрим, какие нарушения в состоянии здоровья детей наиболее типичны, с какими нарушениями в здоровье первоклассники чаще обычного приходят в школу.
Прежде всего, мы должны отметить заболевания зубов. Всем известно, что хорошие зубы - залог здоровья. Однако задумайтесь, всё ли вы делаете для того, чтобы зубы у вашего ребенка были здоровыми. Скорее всего, нет, так как более 90% детей приходят в школу уже с больными зубами. А ведь заболевание это не проходит бесследно для всего организма. Больные зубы - это и различные хронические воспалительные очаги в организме, и ревматизм, и болезни почек. Но особенно страдают органы пищеварения: при наличии больных (кариозных) зубов в желудок попадает плохо пережеванная и мало пропитанная слюной пища. Дети, имеющие больные зубы, быстро утомляются, они рассеянны, и у них, безусловно, чаще отмечаются трудности обучения.
Самая распространенная болезнь зубов — кариес, разрушение зуба с образованием в нем полости. Вначале возникает боль при приеме холодной и горячей пищи, а если зуб не запломбирован, появляется нестерпимая боль, так как внутри зуба проходит воспалительный процесс с последующими осложнениями.
Когда же надо начинать заботиться о зубах ребенка? В детском саду, в школе? Нет, уже поздно. Об этом необходимо подумать маме еще во время беременности. Правильное питание, мясо - молочно - растительная диета, достаточное количество фруктов, овощей, творога, яиц и, безусловно, своевременное лечение своих зубов - вот где основа хороших зубов у вашего ребенка.
И все-таки, какова непосредственная причина развития кариеса зубов? Наиболее распространенная - гниение остатков пищи, застревающей между зубами. В результате гнилостного брожения остатков пищи у детей возникает неприятный запах изо рта и начинается разрушение зубов. Многие специалисты, называют причиной кариеса большое количество сладостей, избыток углеводов. По их мнению, нельзя давать ребенку перед сном ни конфет, ни печенья, так как глюкоза (при закрытом рте) преобразуется в кислоту,
разрушающую эмаль зубов. Сладкое печенье, конфеты, другая твердая пища, которая забивается надолго между зубами, оказывают очень плохое влияние. Отсюда правило — после еды необходимо прополоскать рот, а лучше всего почистить зубы (будем откровенны: не все родители прививают вовремя своим детям этот элементарный гигиенический навык и на практике делают очень мало для сохранения зубов своего ребенка). Наверняка трудно встретить такую маму, которая, угощая ребенка сладостями, думает о том, что приносит в жертву его зубы. Мы согласны с известным детским врачом, что самые лучшие для ребенка сладости, самые полезные для его зубов продукты - это фрукты, овощи, фруктовые и овощные соки.
Когда и как надо учить ребенка правильно ухаживать за зубами. Практика показывает, что многие родители уверены в том, что за молочными зубами ухаживать совершенно не обязательно. Вот вырастут постоянные, тогда. А тогда уже будет поздно. Начинать чистить зубы необходимо уже при появлении у младенца первых четырех резцов. Рекомендуется использовать маленькую мягкую щеточку. Причем надо не столько чистить зубы, сколько массировать десны для их укрепления и улучшения кровотока. Дошкольники с 3-х лет могут чистить зубы уже самостоятельно, нужно только научить их. И лучше всего, как и во всем остальном, учить не словами, а личным примером. Это и нагляднее, и эффективнее. А уж если вы заметили у ребенка на зубах черные точки, образующуюся полость, следует немедленно обратиться к зубному врачу.
Какие еще могут быть нарушения в развитии зубов и на что надо родителям обратить внимание? Помимо кариеса часто встречаются искривление зубов и неправильный прикус. И в этом случае не стоит надеяться, что «само пройдет». Обратитесь к специалисту, посоветуйтесь, а его рекомендации постарайтесь выполнить. Начинать выравнивать зубы лучше с 4-летнего возраста. Пренебрежение этой проблемой, непонимание может стать причиной больших трудностей в дальнейшей школьной жизни ребенка.
Следующее, о чем необходимо сказать, - это осанка. Ведь в настоящее время в школу приходит более 30% детей, имеющих нарушения осанки. У одного ребенка прямая спина, развернутые плечи, хорошая походка, а у другого - круглая спина, одно плечо выше другого, лопатки выступают, живот выпячен. Может быть, это ваш ребенок? К сожалению, родители замечают нарушения только тогда, когда на них укажет врач, и не придают этой «мелочи» особого значения. Но это очень серьезно, и нужно торопиться. Ведь ребенок растет, и исправить осанку с каждым днем будет все труднее.
Дети, имеющие нарушенную осанку, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие. Обратить внимание на осанку ребенка важно еще и потому, что с началом обучения в школе маленькому ученику придется длительное время сидеть за столом, за партой, т.е. статическая нагрузка, самая тяжелая для ребенка, будет очень большой. Даже если у малыша до школы все было в порядке - это фактор риска для его здоровья, а уж если нарушения были еще до школы - риск возрастает вдвойне. Вот вам и еще одна причина будущих проблем.
В норме позвоночник обладает несколькими физиологическими изгибами в переднезаднем направлении, уравновешивающими друг друга (рис. 1.2). Глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони данного человека. Во фронтальной плоскости остистые отростки всех позвонков располагаются на одной вертикальной линии: при осмотре со стороны спины позвоночник должен быть прямым. Это считается нормой. Формирование изгибов позвоночника начинается с рождения, заканчивается в шесть-семь лет и закрепляется к 14-17 годам.
Длительное вынужденное положение тела постепенно приводит к отклонениям от нормального расположения позвонков. Сначала это связано с изменением тонуса мышц, поддерживающих позвоночник: при желании человек все же может выпрямиться, а отдых, гимнастика и массаж способны вернуть нормальную осанку. Если вредные нагрузки повторяются систематически и действуют подолгу, наступает деформация связочного аппарата и межпозвоночных сочленений, а искривление позвоночного столба становится постоянным.
У ребенка, ведущего естественный, подвижный образ жизни, изгибы позвоночного столба почти всегда являются оптимальными для его роста и веса. Под нарушениями осанки понимают сглаживание или увеличение физиологических изгибов позвоночника. Это еще не болезнь, и такие изменения обратимы.
Искривлением позвоночника -сколиозом - называют появление дополнительных изгибов во фронтальной плоскости и скручивание позвоночника.
В подавляющем большинстве случаев деформирования позвоночника формируются в раннем детстве, а потом лишь прогрессируют.
Ребенок, особенно дошкольник, благодаря очень гибкому неокрепшему позвоночнику легко приспосабливается к любым вынужденным позам за счет быстро наступающей деформации позвоночного столба. При этом дети не жалуются до тех пор, пока искривление позвоночника не станет стойким и выраженным! В этом заключается коварство сколиоза: возникая в раннем возрасте, как приспособительная реакция, он может заявить о себе через много лет уже необратимыми неврологическими осложнениями.
Ребенок, у которого правильная осанка, голову и туловище держит прямо, плечи - на одном уровне, слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые. Для того чтобы вы смогли оценить состояние осанки собственного ребенка, коротко остановимся на некоторых ее нарушениях.
При вялой осанке голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях. При сутуловатости голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен. Для лордотической осанки характерен ярко выраженный прогиб поясничного отдела позвоночника. Для кифотической осанки - увеличение глубины как шейного, так и поясничного изгибов (спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен).
Большая часть этих отклонений носит чисто функциональный характер и связана в основном с нарушением симметрии мышечного тонуса (слабость мышечного тонуса). Причинами функциональных нарушений осанки могут быть общая ослабленность организма, нерациональная организация режима, нарушение зрения, понижение слуха, недостаточность общего физического развития и двигательной активности.
К еще более серьезным заболеваниям относится сколиоз, в основе которого лежит боковое искривление позвоночника со скручиванием позвонков. В последнее время принято считать, что сколиоз - это заболевание наследственное, ведущее к нарушениям функции органов грудной клетки, а также к косметическим дефектам. Взрослые должны при первом же подозрении на нарушенную осанку обратиться к специалисту (хирургу-ортопеду или педиатру) и за оставшийся год принять срочные меры.
А что могут сделать сами родители для того, чтобы сохранять у ребенка хорошую осанку? Французские врачи отмечают, что позвоночный столб ребенка легко деформируется под влиянием самых различных причин. Вспомните, на каком матраце спит ваш ребенок. Наверняка вы стараетесь сделать его постель помягче, поудобнее. Вы не правы! Матрац, наоборот, должен быть жестким. В этом случае он исправляет неправильное положение тела, выпрямляет спину. Если ребенок спит на мягком матраце, позвоночник принимает вогнутую форму, что приводит к округлению спины. Не рекомендуется использовать и пуховую подушку. Она слишком мягкая и задерживает много тепла, поэтому дети потеют. Самая подходящая подушка - плоская, желательно из пера или конского волоса.
Для детской мебели детальные требования разработаны давно. В соответствии с этими нормами выпускают мебель для детских садов и школ, да и во многих домах у дошкольника есть собственные подобранные «по росту» стульчик и стол для занятий и игр.
Рост ребенка, см | Высота поверхности стола над полом, мм | Высота сидения над полом, мм |
90-100 | 420 | 240 |
101-115 | 460 | 260 |
116-130 | 520 | 300 |
Важно и то, за каким столом занимается, рисует ребенок. Не приходится ли ему высоко тянуться до него, или он вынужден сидеть в неудобной, сгорбленной позе. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Не усаживайте его на очень низкий стул, высоту которого вы увеличили с помощью, скажем, толстой книги. Лучше всего, конечно, иметь парту с регулируемым по высоте сиденьем. Стул должен быть придвинут к столу, но так, чтобы грудь не упиралась в край стола: это затрудняет дыхание. Не позволяйте ребенку сидеть на поджатой ноге: в таком положении полностью нарушается равновесие тела. И уж совсем плохо, когда дети сидят, низко наклонившись к столу, как говорят, «уткнувшись носом» в альбом, тетрадь, книгу. Следите также за положением книги и тетради.
Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий; движения во всех видах; подвижные игры на воздухе; утренняя гимнастика; закаливание; достаточное освещение и правильно подобранная мебель; специальные комплексы физических упражнений. С этими комплексами можно познакомиться в книге А.Е.Лебедевой и Е.В.Русаковой «Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста» (М., 1970). Выполняйте их вместе с ребенком, только не время от времени, а регулярно. И еще: посмотрите на себя в зеркало. Ваша осанка должна быть примером для ребенка.
Заболевания уха, горла, носа (ЛОР - органы) многие родители считают не стоящими серьезного внимания и не задумываются над тем, что не только в период болезни, но и после нее еще довольно долго функциональные возможности организма ребенка снижены, а значит, снижена трудоспособность, повышена утомляемость. Затрудненное дыхание через нос, постоянно открытый рот, не проходящий насморк, периодическое воспаление среднего уха (отит), частые ангины свидетельствуют о неблагополучии в этой области.
Затрудненное дыхание через нос возникает в результате значительного увеличения так называемых носовых миндалин (аденоидов). Это, естественно, препятствует поступлению достаточного количества кислорода воздуха в легкие и в различные клетки организма, особенно клетки головного мозга, что приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности, ухудшению памяти и, как следствие, к комплексу школьных проблем. Кроме того, холодный воздух, поступая в дыхательные пути через рот, минуя придаточные пазухи носа, не успевает нагреться. Поэтому, в осеннее, зимнее время года верхние дыхательные пути постоянно переохлаждаются. В результате возникают частые простудные заболевания, еще больше ослабляющие организм. Частые отиты, следствием которых у ребенка бывает снижение слуха, так же могут стать одной из причин затруднений в учебе.
Частые заболевания ангинами приводят, как правило, к увеличению миндалин, образованию в них гнойных пробок, т.е. хроническому воспалению. В результате в организме ребенка образуется стойкий очаг инфекции. А последствия этого могут быть разными - от общей ослабленности организма до поражения сердечно-сосудистой системы, снижения темпов физического и психического развития. Надеемся, что теперь родителям станет более понятно, почему все заболевания уха, горла и носа необходимо вылечить обязательно до поступления ребенка в школу.
Неотъемлемым условием успешного обучения является хорошее состояние зрения, особенно у детей, поступающих в школу с 6-летнего возраста. Несмотря на то, что для многих дошкольников характерно гармоничное развитие органа зрения, все-таки около 4% детей уже до поступления в школу имеют близорукую рефракцию (миопию). Эффективность мер, направленных на охрану зрения, зависит не только от врача, но и от педагога и родителей. Именно родители должны иметь представление об особенностях строения и функционирования органа зрения и знать круг тех необходимых педагогических и гигиенических мероприятий, которые помогут сохранить зрение ребенка. Это особенно важно потому, что начало обучения связано с резким увеличением нагрузки на глаза, тем более, что возраст 6 - 7 лет совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения.
Одна из самых распространенных проблем со зрением - аномалии рефракции (оптических возможностей глаза) - близорукость, дальнозоркость и астигматизм, в отличие от нормальной рефракции - эмметропии.
Доказано, что рефракция глаза формируется в детстве. Глазное яблоко растет, сохраняя правильную шаровидную форму, и одновременно развивается его оптическая система. Примерно к 12 годам глаз достигает окончательного, «взрослого» размера, и к этому времени завершается формирование первичной рефракции глаза. Результат нормального развития - соразмерная, эмметропическая рефракция.
Если в период роста ребенка систематически нарушаются правила гигиены зрения, а также при наличии наследственной предрасположенности начинает развиваться близорукость. Такая опасность подстерегает почти каждого второго современного человека! Когда ребенок подолгу и без перерывов смотрит на близко расположенные предметы, особенно при недостаточном освещении, цилиарная мышца постоянно находится в напряженном состоянии. На такой режим работы эта мышца не рассчитана. Глаз приспосабливается к чрезмерной для него нагрузке за счет изменения формы глазного яблока - в период роста это происходит довольно быстро. В результате искажаются правильные анатомические соотношения в оболочках глаза, что нарушает их питание. В дальнейшем патологические изменения глазного яблока только прогрессируют, что ведет к более серьезным осложнениям, вплоть до слепоты. Это уже болезнь - прогрессирующая миопия.
Вывод прост, хотя и не очень утешителен. Только неукоснительное соблюдение правил гигиены с самого раннего возраста позволяет человеку сохранить хорошее или хотя бы удовлетворительное зрение в дальнейшем. Критическими являются первые 10-12 лет жизни. Основных правил зрительной гигиены всего три.
- Большую часть времени ребенок должен смотреть вдаль. Напомним, что для глаза «даль» начинается приблизительно с расстояния 0,6-1 м.
- Зрительная работа должна быть разнообразной. Это необходимая тренировка и гимнастика для органов зрения.
- Освещенность при разглядывании различных предметов должна быть достаточной, не меньше, чем под открытым небом в пасмурный летний день.
Выходит, и чтение, и рисование, и компьютер, и телевизор - абсолютно неподходящие занятия для ребенка. Это действительно так - многие достижения цивилизации не были предусмотрены биологической эволюцией человека. В этом отношении совершенно правы противники раннего освоения чтения и письма или общения ребенка с компьютером. Однако, приходится искать компромиссные решения.
Особое внимание уделяется детям, составляющим так называемую группу повышенного риска по развитию близорукости. Входит ли в нее ваш ребенок, вы узнаете, если обратитесь к врачу-окулисту. Сделайте это своевременно, до школы, так как подобные дети требуют ограничения зрительной нагрузки, особенно при работе с мелкими деталями, при занятии штриховкой, при чтении текста, набранного мелким шрифтом. Условия для слишком быстрого роста близорукости создаются и в том случае, если ребенок редко бывает на свежем воздухе, мало двигается, часто болеет, а также рассматривает предметы на близком расстоянии. Кроме того, вы должны быть особенно внимательны, если сами страдаете близорукостью. При любых занятиях ребенка важно следить, чтобы освещенность рабочего места была достаточной, чтобы свет падал правильно (слева — если ребенок работает правой рукой, и справа — если он работает левой рукой).
Рекомендуются специальные упражнения для укрепления зрения, которые можно выполнять дома: быстрый перевод взгляда с близкого предмета на удаленный объект и обратно в течение 0,5-1 минуты. Для этого можно использовать яркие картинки или шары, подвешенные на расстоянии. Нужно приучать ребенка во время работы давать отдых глазам, расслабляться. Эти упражнения несложны, но эффективны, они способствуют улучшению функционального состояния зрения и действуют особенно благоприятно при близорукости слабой степени.
Особую группу составляют дети с нарушением нервно-психического здоровья. У них чаще всего возникают в школе различные проблемы, они выделяются уже в детском саду, доставляя много хлопот родителям, воспитателям, они чересчур живые. Их невозможно удержать на одном месте, заставить внимательно слушать, усердно заниматься каким-то делом. Они плаксивы, раздражительны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, при малейшей неудаче обижаются, плачут, даже пускают в ход кулаки. Родители и воспитатели выбиваются из сил, требуя послушания, но видя, что все напрасно, вынуждены признаться в собственном бессилии. Или наоборот - застенчивые до пугливости, нерешительные, робкие. Такие дети, еще не начав выполнять задание, пасуют, оправдываясь, что оно «очень трудное», «вокруг шумят», «голова болит». Всегда виноват кто-то другой (но на самом деле они заранее знают, что не справятся с этим заданием). В результате ребенок все разбрасывает и отталкивает задание в сторону. Очень часто эти дети плохо спят, боятся темноты, у них отмечаются тики (например, подергивание век), ночное недержание мочи, различные вредные привычки (кусание когтей, покашливание, выдергивание волос и т.п.).
Нельзя сказать, что родители не обращают внимания на подобное состояние ребенка. Однако зачастую они не всегда правильно понимают и оценивают его, нередко считают эти особенности поведения избалованностью или характером, проходящими недостатками дошкольного возраста, порой поддаются чувству раздражения, показывают свое нетерпение и нетерпимость, срываются, совершая тем самым подчас непоправимые ошибки. Объяснения у взрослых всегда находятся: «мы тоже устали», «и у нас вся жизнь на нервах», «не до капризов, заботы одолели». Каждый борется (и не в переносном, а в прямом смысле) с ребенком так, как считает нужным, в соответствии с личными представлениями о необходимых требованиях к поведению. Стандартная оценка взрослыми такого поведения - избалованность, капризы, непослушание, невоспитанность. Не понимая истинных причин, родители, естественно, не всегда верно выбирают и тактику своего поведения, и тактику воздействия на ребенка.
Конечно, такие дети часто вызывают раздражение даже у любящих родителей. Однако опыт показывает, что частые наказания, окрики, желание настоять на своем во что бы то ни стало, в подобных случаях не помогают, а только провоцируют ухудшение состояния ребенка. Не имеет смысла вступать с перевозбужденным малышом в дискуссию, пытаться перекричать его, в чем-то убедить, грубо удерживать, заражаться его яростью и гневом. Ни к чему хорошему это не приведет. Лишь ваше хладнокровие и выдержка помогут ребенку остыть, успокоиться. Лучше не использовать жесткие меры, они лишь озлобляют ребенка. Прежде чем наказывать, обвинять его, строго требовать подчинения, необходимо разобраться - не связано ли его поведение с нарушением здоровья и не требуется ли помощь врача. Больше того, рекомендация показать ребенка детскому психиатру (нередко родителей об этом просят и воспитатели детского сада, а в дальнейшем и учитель в школе) вызывает бурную реакцию протеста, обиду. Бывают и непреклонные ответы: «Разве мой ребенок нервнобольной? Они согласны идти к любому врачу, но только не к психиатру». Чаще всего это непонимание и страх: вдруг поставят на учет, узнают знакомые и т.п. А если и идут на диспансеризацию перед школой, то с одной целью - не сказать ничего, скрыть самое существенное, убедить себя и доктора, что все в порядке. Короче, честолюбие превыше всего, а страдает ребенок. Ведь если родители ничего не рассказывают врачу о своем беспокойстве, о нарушениях поведения ребенка, а, наоборот, уверяют, что «это он сейчас разнервничался», то за короткое время приема разобраться в истинном положении трудно. Отсюда и понятное заключение в медицинской карте: «Здоров». А ребенок обречен на тяжелую адаптацию к школе, на целый комплекс проблем и в итоге - на серьезный срыв здоровья. Ведь все эти нарушения - признаки неблагополучия, сигналы тревоги. Именно в этих случаях речь идет о нарушениях нервно-психического здоровья, которые относятся к категории так называемых пограничных расстройств, т.е. находящихся на грани кормы и болезни.
Среди детей, поступающих в первый класс, подобные нарушения встречаются в 15 - 20% случаев, и эти дети требуют особого внимания родителей еще задолго до поступления в школу. Неправильный педагогический подход, отсутствие своевременной коррекции и лечения чаще всего приводят к резкому ухудшению состояния здоровья ребенка, к усилению невротических проявлений и в результате к целому комплексу школьных проблем. Конечно, ребенку всегда нужно объяснить, в чем он ошибся, что надо исправить. Но делать это надо терпеливо, тактично, не оскорбляя и не унижая его достоинства. Похвала, ласковое слово, терпение и выдержка родителей всегда сделают свое доброе дело.
Еще раз напоминаем вам - не откладывайте визит к врачу. Только своевременно принятые меры помогут вашему ребенку преодолеть все трудности, которые ждут его в начале учебы.
Особое внимание при подготовке ребенка к школе надо обратить на его речь. Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Однако все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4 - 5 годам. Этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. К сожалению, в жизни мы очень часто наблюдаем, что любящие родители, общаясь с ребенком, коверкают слова, «сюсюкают», имитируя неправильную речь малыша. Сыну или дочери уже 5 лет, а бабушка или мама ласково его уговаривает: «Вовочка сейчас будет ням-ням кашку», «Деточка, посмотри, вон какая бибика едет», «Ой, у Машеньки бо-бо». Почему-то считается, что таким образом с ребенком устанавливаются более доверительные отношений. При этом не учитывается, что подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным произношением, но и надолго закрепляет недостатки. Речь ребенка может развиваться полноценно только в том случае, если окружающие будут четко, правильно выговаривать все слова, без скидки на возраст малыша. Необходимо неоднократно, терпеливо повторять вместе с ребенком те слова, которые даются ему с трудом. Только не надо передразнивать, смеяться над ним. Это ведь очень обидно! Гуляете ли вы с малышом, читаете ли ему сказку, попросите рассказать, что он видел, что слышал, и если ребенок делает в произношении слов ошибки, мягко поправьте его.
Еще раз напомним, что к 4 - 5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки. Однако в силу разных причин у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией (расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков). Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков, таких, какр, л, свистящих - с, з, ц, шипящих - ш, ж, ч, ш.. Эти звуки либо отсутствуют в речи малыша, либо искажаются, заменяются. Так ребенок может говорить «ука» вместо «рука», «вампа» вместо «лампа», «фыфка» вместо «шишка». Дислалии могут быть разными по своей сложности и проявлениям. Один ребенок неправильно произносит 1—2 звука, а другой - 5 - б звуков. Но в том и другом случаях необходимо устранить все недостатки звукопроизношения еще до начала обучения в школе. И не теряйте времени! Иначе эти дефекты закрепятся, и малыш будет писать слова так, как слышит. В итоге - неизбежные ошибки в письме. Ведь полноценная речь является непременным условием успешного обучения.
Поэтому прислушайтесь, правильно ли говорит ваш ребенок. Простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки речи является показы различных картинок с изображением предметов, в названиях которых нужный звук стоит в начале, конце и середине слова. Например, при проверке звука «с» предлагаются картинки - санки, косынка, автобус, усы; звука «р» - рука, забор, корова. Таким образом вы проверяете следующие звуки: л, л (мягкий), й, р, г, к, х, с, с (мягкий), з, з (мягкий), ц, ш, ж, ч, щ. В результате ваших исследований станет ясно, какие звуки ребенок произносит неправильно. Что же делать? Самое разумное - обратиться за помощью к специалисту-логопеду. Ведь коррекция звукопроизношения - сложный длительный процесс. Поэтому мы и советуем сконцентрировать внимание на речи вашего ребенка в 4 - 5 лет, когда еще до школы есть время. Ну а, если в вашем маленьком городе или селе логопеда нет? Постарайтесь воспользоваться разлитыми пособиями, например: Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» (М., 1981}.
На что же еще в этот последний перед школой год необходимо обратить
особое внимание? Прежде всего – постепенно приучить ребенка к новой организации жизни, в которой чередуются такие виды деятельности, как занятия, отдых, игры, питание, сон. Другими словами, чтобы облегчить переход к первому, наиболее тяжелому этапу школьной жизни, необходимо воспитать у ребенка привычку действовать по новому распорядку дня – уроки, продлённый день, домашние задания, прогулки и т.п.
Это необходимо для того, чтобы сформировать у ребенка выносливость, выработать навыки (организованность, аккуратность, проявление воли), которые пригодятся ему в будущем. В этом смысле в более благоприятном положении находятся воспитанники детских садов. Ведь они уже привыкли к определенному распорядку дня: занятия, прогулки, дневной сон, питание - все в определенное время, все знакомо. Они уже многое умеют - самостоятельно одеваться, умываться, чистить зубы.
Ну а если ребенок не посещает детский сад и проводит все время дома, где распорядок его дня довольно часто связан со степенью занятости взрослых? Такому малышу будет трудно сразу приспособиться к новому режиму, которого потребует обучение в школе, если не приучить его к этому заранее.
Возьмите за пример организацию жизни дошкольника в детском саду. Ни один из тех видов деятельности, которыми ребенок занимается в группе, не должен отсутствовать в его жизни дома. Малыша нужно научить быть самостоятельным - самостоятельно одеваться, уметь пользоваться приборами за столом, владеть гигиеническими навыками, в определенное время вставать и ложиться спать, завтракать, обедать и ужинать, играть и гулять. Если вовремя не привить необходимые навыки, малыш будет выглядеть среди будущих одноклассников неловким и неуклюжим, неумехой, чем он рискует вызвать и насмешки детей, и недовольство учителя. А главное - все это будет отягощать его, приведет к излишнему утомлению и в результате к ухудшению здоровья.
Поэтому мы подробнее остановимся на всех этих вопросах и проанализируем все режимные моменты и их организацию. Ваш ребенок проснулся утром. Не заставляйте его сразу вставать, не дергайте, не торопите. Вы опаздываете на работу? Что же, учтите это и рассчитайте свое время так, чтобы ласково поговорить с малышом, пожелать ему доброго утра. А затем - обязательная утренняя гимнастика. Лучше, если вы тоже наденете спортивный костюм и встанете рядом. Личный пример - самое лучшее воспитание.
После утренней гимнастики - непременные водные процедуры (умывание, душ) и, конечно, необходимо почистить зубы. Надеемся, что вы уже с ранних лет приучили своего малыша к тому, что чистить зубы - обязательно. Он, конечно, имеет свою маленькую мягкую зубную щетку, и вы показали ему, как правильно ею пользоваться.
Не забывайте и про закаливание, поскольку оно относится к наиболее эффективным мерам предупреждения простудных заболеваний. Необходимо постепенно приучать ребенка мыться холодной водой (последовательно понижая температуру) полезно и систематическое посещение бассейна. Шестилетние дети должны самостоятельно, без напоминания и контроля со стороны взрослых умываться, причесываться, одеваться и обуваться, пользоваться носовым платком, а также туалетом. Конечно, здесь от вас требуется большая выдержка. Так и хочется самому побыстрее одеть малыша, застегнуть пуговицы, завязать шнурки (ведь некогда!), но будьте терпеливы. Пусть он научится делать все это сам. Пусть сначала медленно, неумело, зато в школе не будет такой ситуации, когда все дети уже оделись на прогулку и ждут только вашего сына, а он копается и никак не может собраться. Это очень неприятно.
А теперь про завтрак. К сожалению, мы часто наблюдаем, что первоклассники приходят утром в школу голодные. Причины - «не хотелось», «маме было некогда», «проспали». До учебы ли тут, когда от голода кружится голова? Поэтому ребенка обязательно нужно приучить утром завтракать. А вечно торопящиеся взрослые должны оставить время на то, чтобы ребенок мог спокойно поесть.
А затем - занятия, так же, как будет в школе. Эти занятия должны быть короткими - 15 - 20 минут (более продолжительные еще трудны для ребенка). Главное - надо стремиться к тому, чтобы малыш в течение этого времени научился внимательно, сосредоточенно работать. Пусть это будет рисование, лепка, конструирование, прочтение книги важно, чтобы он умел слушать взрослого, понимать вопросы, выполнять задания. Но будьте осторожны! Вот не прошло и 10 минут, а сын уже не слушает вас, крутится, лезет под стол, зевает... Сразу же прервите занятие, отвлеките его, дайте отдохнуть. Ни в коем случае не досиживайте «обязательные» 20 минут. Уговоры, упреки, наказание здесь не помогут. Результатом будет утомление, негативная реакция и в итоге упорное нежелание учиться. Будьте доброжелательны и терпеливы, не забывайте похвалить ребенка даже за самый маленький успех и за труд. Постепенно он привыкнет к занятиям.
Особое внимание необходимо уделить пребыванию ребенка на воздухе. Для 6 - 7-летних детей это 3 - 3,5 часа в день. Не забывайте, что самое тяжелое для малыша - находиться длительное время без движения. Используйте прогулку для того, чтобы он мог бегать, прыгать, бросать мяч, играть в различные подвижные игры, организуйте небольшие спортивные состязания (кто лучше пройдет по скамейке, кто быстрее добежит до дерева, пролезет через обруч). Это особенно важно для не очень ловких, неповоротливых детей, у которых плохо развиты моторные навыки. Некоторые родители, опасаясь, как бы с таким ребенком чего-нибудь не случилось, щадят его, не пускают играть с другими детьми («чтобы не обидели»), заставляют его спокойно играть рядом с собой в песочек, не дают побегать («вдруг упадет»). Это большая ошибка! Наоборот, эти дети нуждаются в особом внимании, в специальных играх и упражнениях, направленных на развитие ловкости и координации движений.
Мы уже говорили о том, что малыш должен привыкнуть к приему пищи в строго определеннее время: например, в 8 ч - завтрак, в 13 ч - обед, в 16 ч - полдник, в 19 ч - ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна). Если у ребенка выработается привычка есть в одни и те же часы, вы избежите многих проблем, связанных с плохим аппетитом.
И, наконец, правильная организация сна. Учтите, что б - 7-летний ребенок должен спать 11,5 - 12 часов в сутки. И это не только ночной, но и обязательный полутора - двухчасовой дневной сон. Часто приходится слышать: «Он у меня уже большой и давно не спит днем!» Поэтому мы еще раз подчеркнем - дневной сон обязателен для б-7-летнего ребенка. Это наилучший вид отдыха, который помогает снять нервное напряжение и снизить неблагоприятное влияние наиболее тяжелой статической нагрузки (неподвижная поза). А в первом классе она будет очень большой (четыре урока в день). Поэтому совершенно необходимо выработать у ребенка привычку спать после обеда. Кстати, у 6-летних первоклассников дневной сон после обеда является обязательной составной частью школьного режима.
Ну а если ребенок не хочет спать? Не привык, переутомился, перевозбудился. Пусть полежит, а вы попросите его закрыть глаза и послушать интересную сказку (здесь может быть много вариантов).
Вечером ребенок тоже должен ложиться спать в строго определенное время - не позднее 21ч. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы после ужина малыш не перевозбуждался, не смотрел «страшные» фильмы, не играл в шумные, подвижные игры. Постарайтесь к вечеру выяснить с ним все неприятные проблемы, простить за какой-нибудь утренний или дневной проступок. И никогда не превращайте сон в наказание. Как часто слышишь: «Ах, ты не хочешь... (следует перечисление), за это немедленно ляжешь спать!» И у ребенка закрепляется связь: провинился - иди спать. Значит, спать - это наказание, а наказание всегда тягостно. В результате все это неблагоприятно отразится на качестве его сна. Малыш может вскрикивать во сне, просыпаться, плакать, а утром встанет невыспавшимся, капризным. Некрепкий, тревожный сон, недосыпание непременно скажутся на самочувствии ребенка. Поэтому, если вы видите, что ребенок перевозбужден, капризничает, успокойте его, погуляйте перед сном 30 - 45 минут. И уж конечно, когда ребенок лег спать, позаботьтесь о том, чтобы в соседней комнате не работал громко телевизор или радиоприемник, притушите свет, а если у вас гости, попросите их говорить потише.
Итак, до школы осталось мало времени. Используйте его таким образом, чтобы у вашего малыша было как можно меньше проблем в этот трудный для него период. Многое зависит от вас, от вашего терпения и организованности, желания помочь своему ребенку. Только при этом условии вы сохраните и его здоровье, и интерес к учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школе
Консультация проводилась для родителей детей подготовительной к школе группы. Здесь опсианы основные аспекты психологической готовности ребенка к школе, а также с какими трудностями сталкиваются в шко...
Консультация для родителей "Что такое готовность к школьному обучению? "
для успешного обучения в школе важнее не содержательная подготовка по предмету, которая при неумелом ее проведении может привести к перегрузке, нежеланию учиться и таким образом затормозит развитие ре...
Консультация для родителей "Психологические аспекты готовности к школьному обучению"
Психологическая готовность к школьному обучению. Основные компоненты. Что важно знать перед поступлением в школу....
Консультация для родителей:"Что такое готовность к школьному обучению ? "
Что такое готовность к школьному обучению ? – это школьная зрелость, подразумевающая достаточный уровень развития физиологического, психологического и функционального, которые необходимы для усп...
Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школе?
Даны рекомендации родителям о том, что такое готовность к школьному обучению, как помочь ребенку подготовиться к школе, что должны знать родители о здоровье 6-летнего ребенка и его физическом развитии...
Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности к школьному обучению: скоро в школу»
. Что же будет отличать наших детей от большинства ребят которые не ходили в сад? А вот что: современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в школу, в первый класс неготовыми к обучени...