Логопедические шифровки или разбираемся в логопедическом диагнозе
консультация
"Логопедические шифровки или разбираемся в логопедическом диагнозе"
«Мама, а нас сегодня смотрела тетя логопед…». Эта фраза знакома родителям детей, посещающих обычный детский сад. Особенно старшую и подготовительную группу. Почему особое внимание логопед в детском саду уделяет именно этим возрастным группам?
Потому что в младших группах детского сада, как правило, встречается физиологическое (возрастное) нарушение звукопроизношения, которое при нормальных условиях, с улучшением работы органов речи (речеслухового и речедвигательного анализаторов) и когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи, самостоятельно изживаются.
Обследование устной речи детей логопед в детском саду проводит два раза в год – в первые 2 недели сентября и в последние 2 недели мая. После диагностики логопед в детском саду отбирает тех, с кем будет проводить индивидуальные и/или групповые занятия в течение года или шести месяцев (в зависимости от речевого нарушения). В мае проводится контроль коррекционной работы.
— Вот Вам тут логопед направление оставил…
А это уже слова воспитателя, передающего родителям маленький листочек, на котором в графе диагноз…
Да, да, настоящая ШИФРОВКА! И вот тут испуганные мамы, папы, а особенно бабушки хватаются за голову.
— Что с моим ребенком?
— Почему они не пишут по-человечески?
— Куда с этим кошмаром бежать?
Без паники!
На самом деле в логопедических диагнозах нет ничего страшного, если знать, что скрывается за таинственными буквами. Итак… Попробуем расшифровать все, что написал логопед в детском саду:
ФНР – ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
ОНР – ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
ФНР – ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
Такие расстройства могут проявляться:
- в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
- в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).
Чаще всего нарушаются:
- свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
- шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
- сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
- заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)
Дошкольников с ФНР логопед в детском саду берет на занятия полгода.
ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки (свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие). Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые ( па-па-па вместо па-ба-па). И, когда логопед в детском саду спрашивает, какие звуки он слышит? Малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы). А он, вследствие ряда причин, оказывается нарушенным или несформированным.
Фонема — минимальная единица звукового строя языка. Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема имеет основной вариант — звук, находящийся в сильной позиции: для гласных — это позиция под ударением, для согласных — позиция перед гласным или сонорным.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
- при сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
- невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Основные проявления, характеризующие ФФН:
- Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «сь»: «сюмка» вместо «сумка», «сяська» вместо «чашка», «сяпка» вместо «шапка».
- Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими сапка вместо шапка, «р» заменяется на «л» лакета вместо ракета.
- Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно (т.е. один звук, не в слоге или слове), но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова».
Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года.
ОНР – ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т.д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связнаой речи – умение рассказывать и пересказывать.
Для детей с ОНР характерно:
- Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;
- Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;
- Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
- Речь детей с ОНР малопонятна.
Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.
Детям с ОНР логопед рекомендует перевестись в коррекционный логопедический детский сад. В условиях обычного общеобразовательного детского сада ОНР полностью не исправляется.
Вот и все, что скрывают таинственные диагнозы детского логопеда.
Поэтому не надо ничего бояться, а необходимо сходить по направлению логопеда на Психолого-Медико-Педагогическую комиссию, специалисты которой определят уровень недоразвития речи Вашего ребенка и дадут рекомендации по ее оптимальному улучшению.
И тогда родителям, разобравшимся в аббревиатурах, можно будет спокойно заводить тетрадочку для логопедических занятий и приступать…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskie_shifrovki_ili_razbiraemsya_v_logopedicheskom_diagnoze.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
"Логопедические шифровки или разбираемся в логопедическом диагнозе"
«Мама, а нас сегодня смотрела тетя логопед…». Эта фраза знакома родителям детей, посещающих обычный детский сад. Особенно старшую и подготовительную группу. Почему особое внимание логопед в детском саду уделяет именно этим возрастным группам?
Потому что в младших группах детского сада, как правило, встречается физиологическое (возрастное) нарушение звукопроизношения, которое при нормальных условиях, с улучшением работы органов речи (речеслухового и речедвигательного анализаторов) и когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи, самостоятельно изживаются.
Обследование устной речи детей логопед в детском саду проводит два раза в год – в первые 2 недели сентября и в последние 2 недели мая. После диагностики логопед в детском саду отбирает тех, с кем будет проводить индивидуальные и/или групповые занятия в течение года или шести месяцев (в зависимости от речевого нарушения). В мае проводится контроль коррекционной работы.
— Вот Вам тут логопед направление оставил…
А это уже слова воспитателя, передающего родителям маленький листочек, на котором в графе диагноз…
Да, да, настоящая ШИФРОВКА! И вот тут испуганные мамы, папы, а особенно бабушки хватаются за голову.
— Что с моим ребенком?
— Почему они не пишут по-человечески?
— Куда с этим кошмаром бежать?
Без паники!
На самом деле в логопедических диагнозах нет ничего страшного, если знать, что скрывается за таинственными буквами. Итак… Попробуем расшифровать все, что написал логопед в детском саду:
ФНР – ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
ОНР – ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
ФНР – ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
Такие расстройства могут проявляться:
- в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
- в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).
Чаще всего нарушаются:
- свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
- шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
- сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
- заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)
Дошкольников с ФНР логопед в детском саду берет на занятия полгода.
ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки (свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие). Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые ( па-па-па вместо па-ба-па). И, когда логопед в детском саду спрашивает, какие звуки он слышит? Малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы). А он, вследствие ряда причин, оказывается нарушенным или несформированным.
Фонема — минимальная единица звукового строя языка. Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема имеет основной вариант — звук, находящийся в сильной позиции: для гласных — это позиция под ударением, для согласных — позиция перед гласным или сонорным.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
- при сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
- невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Основные проявления, характеризующие ФФН:
- Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «сь»: «сюмка» вместо «сумка», «сяська» вместо «чашка», «сяпка» вместо «шапка».
- Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими сапка вместо шапка, «р» заменяется на «л» лакета вместо ракета.
- Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно (т.е. один звук, не в слоге или слове), но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова».
Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года.
ОНР – ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т.д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связнаой речи – умение рассказывать и пересказывать.
Для детей с ОНР характерно:
- Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;
- Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;
- Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
- Речь детей с ОНР малопонятна.
Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.
Детям с ОНР логопед рекомендует перевестись в коррекционный логопедический детский сад. В условиях обычного общеобразовательного детского сада ОНР полностью не исправляется.
Вот и все, что скрывают таинственные диагнозы детского логопеда.
Поэтому не надо ничего бояться, а необходимо сходить по направлению логопеда на Психолого-Медико-Педагогическую комиссию, специалисты которой определят уровень недоразвития речи Вашего ребенка и дадут рекомендации по ее оптимальному улучшению.
И тогда родителям, разобравшимся в аббревиатурах, можно будет спокойно заводить тетрадочку для логопедических занятий и приступать…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»
Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...
Логопедические шифровки
Советы логопеда....
Консультация для родителей «Логопедические шифровки или разбираемся в логопедическом заключении»
Консультация для родителей...
Логопедические шифровки
Что означают логопедические диагнозы....
Консультация для родителей "Логопедические шифровки или разбираемся в логопедическом заключении"
Для родителей логопедическое заключение чаще звучит как настоящая шифровка, набор непонятных слов или аббревиатура. И вот тут испуганные мамы, папы, а особенно бабушки хватаются за голову....
«Логопедические шифровки или разбираемся в логопедическом диагнозе»
laquo;Мама, а нас сегодня смотрела тетя логопед…». Эта фраза знакома родителям детей, посещающих обычный детский сад. Особенно старшую и подготовительную группу. Почему особое внимание л...
Консультация для родителей: «Логопедические шифровки или логопедический диагноз?»
Обследование устной речи детей логопед, как правило, проводит два раза в год – в первые 2 недели сентября и в последние 2 недели мая. После анализа данных обследования речи логопед определяет, е...