«Развитие воображения у ребенка дошкольного возраста»
статья
Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать), так же как и овладение, различными другими элементами культуры, являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения человека. Таким образом, воображение – это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие воображения у ребенка дошкольного возраста»
Многие дошкольники испытывают страх, тревогу, неуверенность в себе, заторможенность, замкнутость, одиночество, неумение общаться, а другие, наоборот, развязность и суетливость, особенно это заметно, когда дошкольник переходит на новый этап и становится школьником. Для того чтобы снять зажатость, заторможенность, замкнутость, расширить их сферу общения, необходимо развивать воображение, т. к. в психической жизни дошкольника оно занимает исключительно важную роль. Изучением воображения дошкольников занимались исследователи: Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л.
Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л. С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Глубоко подметил это К. Д. Ушинский, который писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и одно образнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение, имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой». Именно развитию мышления и воображения необходимо уделять наибольшее внимание в воспитании ребенка от 5 до 12 лет. Этот период называют сензитивным для развития познавательных процессов.
Воображение и фантазия это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. И если в сензитивный период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация театрализированной деятельности.
Особенности воображения у детей
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?
До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение – это самостоятельный процесс. В 4-5 лет ребенок начинает планировать
, составлять в уме план предстоящих действий. В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение со взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.
Список литературы
1.Асмолов А. Г. Главное – сохранить почемучек / А. Г. Асмолов // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 3. – с. 68-72.
2.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте - Спб: СОЮЗ, 1997.с 96.
3.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М., 1986.
4.Обухова Л.Ф.Возрастная психология / Л.Ф.:Обухова. – М.: Юрайт, 2018.
5.Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие воображения у детей дошкольного возраста
призентация для защиты методического портфолио...
Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста
Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста...
"Воображение как составляющая развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста"
Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. ...
«Развитие воображения у ребенка дошкольного возраста»
Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать), так же как и овладение, различными другими элементами культуры, являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображени...
"Воображение как составляющая развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста"
Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее....
«Воображение как составляющая развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Воображение как составляющая развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста» ...