Шашки: правила игры для начинающих детей и советы по обучению взрослым
консультация (подготовительная группа)
Игры, в том числе и настольные, многими взрослыми воспринимаются как занятие, на которое не стоит тратить свое время, ведь развлекаться можно, якобы и более интересно. Однако следует учитывать, что большинство классических настольных игр зависят не только и не столько от удачи, сколько от умения в них играть. Задача игрока – либо перехитрить соперника, либо превзойти его во внимательности и способности выстраивать стратегию, а значит, увлечение подобным времяпровождением отлично тренирует эти навыки.
Шашки – одна из наиболее широко известных настольных игр, а детские психологи настаивают, что обучить ребенка основным правилам стоит еще в раннем детстве.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шашки: правила игры для начинающих детей и советы по обучению взрослым
Игры, в том числе и настольные, многими взрослыми воспринимаются как занятие, на которое не стоит тратить свое время, ведь развлекаться можно, якобы и более интересно. Однако следует учитывать, что большинство классических настольных игр зависят не только и не столько от удачи, сколько от умения в них играть. Задача игрока – либо перехитрить соперника, либо превзойти его во внимательности и способности выстраивать стратегию, а значит, увлечение подобным времяпровождением отлично тренирует эти навыки.
Шашки – одна из наиболее широко известных настольных игр, а детские психологи настаивают, что обучить ребенка основным правилам стоит еще в раннем детстве.
Зачем это нужно детям?
В возрасте пяти лет средний ребенок начинает видеть взаимосвязь между своими действиями и последующим развитием ситуации, поэтому именно на этом этапе он впервые оказывается способным выстроить некую стратегию. Специалисты по детскому развитию уверяют, что эту новую способность следует развивать как можно скорее, а одним из лучших способов это сделать является обучение малыша правилам игры в шашки.
Игровой процесс в этом случае заставляет думать, ведь выиграть может только довольно умный и внимательный человек. При этом игровая соревновательная составляющая заставляет ребенка возвращаться к задаче снова и снова, чтобы все-таки добиться успеха. Конечно, против серьезного соперника маленький новичок будет постоянно проигрывать, что не слишком интересно, но ведь соперников можно найти и среди одногодков – тогда шансы на успех будут выше.
Регулярно играя в шашки, такой дошкольник приобретает, как минимум способность сосредоточиться на решении какой-то задачи (что большинству детей несвойственно) и усидчивость. Эти качества очень полезны для обучения в школе – ребенок с большой долей вероятности будет делать определенные успехи сразу же. Более того, для победы необходимо уметь продумывать стратегию на несколько ходов вперед, что пригодится на любом этапе жизни. В шашках малыш учится еще и тому, что нужно самостоятельно принимать решения, а некоторые из них могут оказаться ошибочными – тогда нужно уметь принимать последствия собственной ошибки.
Если кто-нибудь из родителей имеет примерное представление об игре, она станет хорошим вечерним досугом, помогающим укрепить семейную атмосферу. Если же таких навыков у родителей нет, да еще они не располагают временем, разумнее отдать чадо в специализированный кружок, где малыша обучат профессионалы.
Принадлежности для игры
Следует заметить, что правила игры в шашки имеют несколько вариаций, именуемых по названию страны, в которой они появились – например, английские, турецкие, итальянские. Всему этому, вероятно, обучат на специальных кружках, но для начала стоит освоить обыкновенные русские шашки, принадлежности для которых можно купить в любом магазине игрушек.
Набор, привычный для нашей страны, выглядит довольно просто. Игровой доской (и заодно, как правило, коробкой для всей игры) является деревянное или пластиковое поле, складываемое пополам в виде чемоданчика, хотя оно может быть изображено даже на картоне. Такое поле является полной аналогией шахматного – оно разделено на восемь рядов по длине и ширине, клетки раскрашены в белый и черный через одну. В качестве игральных фишек выступают шашки – одинаковые фигурки, которых в наборе должно быть по 12 штук черного и белого цветов.
Важным условием является возможность устойчивого положения шашки в перевернутом виде, причем визуально разница между правильно установленной шашкой и перевернутой должна быть очевидной.
Сегодня для удовлетворения детских желаний работает целая индустрия игр, потому классические шашки несколько проигрывают конкурентам в плане красочности оформления. При большом желании можно найти шашечный набор, оформленный специально для малышей – в качестве первого такого подарка для домашнего обучения у подобного решения шансы заинтересовать ребенка окажутся чуть выше.
Правила для начинающих
Именно шашки рекомендуют в качестве первой интеллектуальной игры потому, что здесь нет никаких сложных для понимания правил. В целом запомнить их несложно, хотя для пятилетнего ребенка это может быть определенной проблемой – если так и случилось, не поленитесь найти в интернете специальные стишки, при помощи которых дети могут быстрее запомнить основные правила.
Следует заметить, что люди, ранее никогда серьезно не увлекавшиеся шашками, могут только думать, что знают все правила, тогда как некоторые пункты для них оказываются сюрпризом. Рассмотрим все принципы игры тезисно:
- шашки в начале игры выставляются в три ряда со своей стороны доски, занимая только черные клетки, причем ходить они тоже могут исключительно по черному, то есть только по диагонали;
- шашки всегда ходят только вперед, конец хода должен быть на ближайшей свободной клетке;
- в домашних условиях об этом правиле часто забывают, но игрок не имеет права передумать – даже простое прикосновение к фигурке означает, что теперь он должен походить именно ею;
- соперники ходят по очереди;
- для победы нужно поочередно убить все шашки противника – для этого надо, чтобы вражеская фигурка стояла прямо перед вашей, а сразу за ней было пустое поле;
- назад нельзя ходить, а вот убивать шашки противника можно в любом направлении;
- более того, ходят фигурки только на одну клетку вперед, тогда как убить можно сразу несколько вражеских шашек за один ход, если они располагаются через одну – в процессе можно даже изменять направление движения;
- еще одно правило, которое часто игнорируется: если соперник подставился под удар, игрок не имеет права отказаться его бить;
- шашка, достигшая противоположного края доски, превращается в «дамку» – такая фигурка уже не имеет никаких ограничений по направлению движения или даже длине хода, хотя все равно ограничена только черными диагоналями;
- убить «дамку» может любая обычная шашка;
- в некоторых случаях возможна ничья, если в игре осталось слишком мало фигур, а противники примерно равны (иначе игра может чрезмерно затянуться), или же, если уцелевшие фигуры соперников заблокировали друг друга таким образом, что доступных ходов не осталось.
В некоторых разновидностях игры возможны и другие особые правила, но для малыша пока хватит и этой самой простой версии.
Термины и временные рамки партии
Если хочется, чтобы ребенок не просто иногда играл в свободное время, а занимался шашками относительно серьезно, стоит сразу приучать его к использованию хотя бы основных терминов. Если с простой шашкой все понятно, то бортовая – это та фигурка, которая находится по правому или левому краю поля, а проходная – та, что после следующего хода превратится в «дамку».
«Дамка», как мы уже говорили – это та фигурка, что дошла до противоположного от игрока конца доски, а сам восьмой ряд, превращающий шашку в «дамку», называется дамочным полем. Продуманная комбинация ходов, результатом которой станет превращение простой шашки в «дамку», называется вполне логично – прорыв.
Если фигурка, походив, никого не бьет, это называется тихим ходом, но нужно стремиться делать ударные ходы – когда фигурка побила соперника. Ход, при котором собственная простая шашка целенаправленно подставляется под удар противника, называется поддачей. Разменом именуют ход (точнее, по одному ходу от каждого из соперников), в результате которого у обоих теряется одинаковое количество фигурок.
Если простые шашки одного игрока заблокированы шашками другого так, что не могут ни ходить, ни бить соперника, это называется запиранием. Когда подобная ситуация произошла с участием уже «дамок», которые, стоя в противоположных концах диагоналей, не позволяют аналогичной фигуре соперника выйти из своего угла без поддачи, положение на доске называют «столбняком». Наконец, положение шашек через одну со свободными полями принято именовать решетом.
Советы обучающим непрофессионалам
Научить играть с нуля ребенка не так просто – придется рассказывать ему абсолютно все, даже то, что взрослые привыкли считать очевидным. Проблема кроется еще и в том, что малыш должен все это запомнить сразу, а это и тяжело, и не всегда интересно. Поэтому не спешите вывалить сразу всю информацию – для первого раза хватит и просто расставить шашки на доске. Если можете, всегда добавляйте немного фантазии – пусть вместо безликих шашек на поле сражаются рыцари.
В первой партии нередко советуют использовать по восемь шашек вместо двенадцати – так свободного пространства будет больше, не нужно сразу ввязываться в бой. Объясняйте каждый ход, ваша задача сейчас – не выиграть, а закрепить правила. Громить новичка, или подтрунивать над ним сейчас неуместно, но и поддаваться, полностью проигрывая партию, не стоит – умственному развитию это не поможет, а вот поражение стало бы отличным стимулом для самосовершенствования. Впрочем, иногда немного поддаться для выравнивания сил полезно, ведь никто не захочет постоянно проигрывать без малейшей надежды на успех.
Обращайте внимание малыша на то, что продумывать желательно не только ближайший ход, но и целую комбинацию наперед. Будьте готовы, что дошкольник не сразу освоит игру – он будет ошибаться, но нужно не ругать его в такие моменты, а объяснять, что к чему. А вот за удачные действия нужно хвалить каждый раз.
Помните, что для ума ребенка такая игра поначалу довольно утомительна, поэтому даже в интересной партии делайте перерывы на отдых.
Предварительный просмотр:
Правила шашечной игры в стихотворном варианте
(для быстрого запоминания):
1) Начинать бой можешь смело – Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет, Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все: и стар, и млад, Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет, Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет, Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали, Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов» И чтоб им не было ходов!
Предварительный просмотр:
Шашки правила игры для детей
Правила игры в русские шашки
Как играть в русские шашки?
Шашечная доска Шашечная доска состоит из 64 одинаковых квадратов, попеременно светлых (белых) и темных (светло-коричневых) полей.
Игра ведется только по темным полям. Шашечная доска располагается между партнерами таким образом, чтобы слева от играющего находилось темное угловое поле.
Как можно поиграть в эту игру:
- с живыми людьми
- бесплатно играть с компьютером
- скачать на компьютер
В официальных соревнованиях должна применяться доска, отвечающая следующим требованиям: — иметь игровую поверхность от 40 до 45 см;
— поверхность доски не должна быть блестящей, она должна быть матовой;
— чередование светлых и темных полей должно быть отчетливым, цвет их не должен быть слишком бледным и не должен сливаться с цветом шашек.
1.2. Наименование диагоналей шашечной доски
Косой ряд полей от одного края доски до другого образует диагональ. Диагонали, упирающиеся одним концом в нижний край (борт) доски, считаются нижними диагоналями, а упирающиеся в верхний край — верхними диагоналями. Наибольшая из диагоналей, состоящая из 8 черных полей и пересекающая доску слева направо, называется большой дорогой. Две диагонали (по 6 полей в каждой), лежащие по обе стороны большой дороги, и две диагонали (по 3 поля в каждой), соединяющие первые но концам образуют тройник. Большие диагонали тройника соответственно называются нижним и верхним тройником, малые — нижним и верхним тройничком. Две диагонали, пересекающие большую дорогу и тройник (по 7 полей в каждой), составляет двойник. Они называются нижним и верхним двойником. Следующие за двойником две диагонали (по 5 нолей в каждой) вместе с соединяющими их по концам диагоналями (по 4 поля в каждой) образуют косяк. Соответственно они носят названия нижний и верхний косяк, нижний и верхний косячок.
1.3. Шашки Партнерам перед началом игры предоставляется по 12 шашек (плоских, круглой формы): одному — белых, другому — черных. Шашки расставляются на черных полях первых трех горизонтальных рядов с каждой стороны. Шашки должны отвечать следующим требованиям: — все шашки должны быть одинаковой формы и одного размера; — их диаметр должен быть меньше поля доски на 5-10 мм; — толщина шашки должна равняться 1/4 или 1/5 ее диаметра; — все белые и черные шашки должны быть соответственно одинакового цвета; — они не должны быть блестящими, и их цвет не должен сливаться с полями шашечной доски.
1.4. Ходы шашек и дамок
1.4.1. Ходом в партии считается передвижение шашки с одного поля доски на другое. Первый ход всегда делает игрок, играющий белыми. Партнеры поочередно делают по одному ходу до тех пор, пока игра не закончится.
1.4.2. Шашки разделяются на простые и дамки, но в начальном положении все шашки — простые.
1.4.3. Простая ходит только вперед на соседнее поле по диагонали.
1.4.4. Если в процессе игры шашка достигает одного из полей последнего, восьмого (считая от себя) горизонтального ряда, она превращается в дамку, получая новые права. На доске у каждой стороны одновременно может быть по несколько дамок. Дамки обозначаются сдвоенными шашками, т.е. поставленными одна на другую.
1.4.5. Дамка, в отличие от простой, ходит на любое из свободных полей по диагонали в любом направлении (как вперед, так и назад), но становиться может, как и простая, лишь на не занятые другими шашками поля, причем через свои шашки она перескакивать не может.
1.4.6. Ход считается сделанным, если игрок после передвижения шашки или дамки с одного поля на другое отнял от нее руку.
1.4.7. Если игрок, за которым очередь хода, прикоснется к своей шашке, которой можно сделать ход, он обязан ею пойти. Если прикоснется к двум или более, то должен пойти той шашкой, которой коснулся первой, если ход или взятие возможны. Прикосновение к своей шашке, у которой не оказывается возможного по правилам игры хода, не влечет за собой никаких последствий, и играющий свободен сделать любой возможный ход.
1.4.8. Если игрок при совершении хода передвинул свою шашку или дамку на другое поле, но не отнял от нее руку, он вправе переставить эту шашку или дамку на любое возможное для них другое поле.
1.4.9. Если игрок хочет поправить одну или несколько шашек, он должен предварительно отчетливо объявить сопернику: "поправляю". Поправлять шашки можно только при своей очереди хода.
1.5 Взятие
1.5.1. Если простая шашка находится на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту шашку на свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски.
1.5.2. Если дамка находится на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой имеется одно или несколько свободных полей, она должна быть перенесена через эту шашку на любое свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски.
1.5.3. Взятие шашки соперника является обязательным и производится как вперед, так и назад. Взятие считается одним сыгранным ходом. Взятие своих шашек запрещается.
1.5.4. Взятие должно быть четко обозначено и проводится в определенном порядке. Оно считается законченным после снятия шашки соперника с доски.
1.5.5. Если в процессе взятия шашкой она вновь оказывается на одной диагонали рядом с другой шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через вторую, третью и т.д. шашку.
1.5.6. Если в процессе взятия дамкой она снова оказывается на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей, дамка должна быть обязательно перенесена через вторую, третью и т.д. шашку и занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой шашкой.
1.5.7. После завершения взятия согласно п.п. 1.5.5. и 1.5.6. взятые шашки соперника затем снимаются с доски в порядке их взятия. Это называется последовательным взятием.
1.5.8. В процессе последовательного взятия запрещается переносить шашки или дамки через собственные.
1.5.9. В процессе последовательного взятия разрешается проходить несколько раз через одно и то же поле, но запрещается переносить шашку или дамку через одну и ту же шашку (дамку) соперника более одного раза.
1.5.10. Взятие должно быть четко обозначено, шашка за шашкой, ставя берущую шашку на поле взятия и затем на конечное поле.
1.5.11. Последовательное взятие считается законченным, если игрок по окончании передвижения шашки или дамки отнял от нее руку.
1.5.12. Взятые шашки могут быть сняты с доски только после завершения последовательного взятия и в том же порядке, в каком проходило их взятие.
1.5.13. Снятие взятых шашек с доски считается законченным, когда игрок снял последнюю взятую шашку.
1.5.14. При возможности взятия по двум и более направлениям дамкой или шашкой выбор, вне зависимости от количества или качества снимаемых шашек (дамки или простые), предоставляется берущему.
1.5.15. Если простая при взятии достигает последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда и если ей предоставляется возможность дальнейшего взятия шашек, то она обязана тем же ходом продолжать бой, но уже на правах дамки.
1.5.16. Если же простая достигает последнего горизонтального ряда без взятия и ей после этого предоставляется возможность боя, то она должна бить (если эта возможность сохранится) лишь следующим ходом на правах дамки.
1.6. Шашечная нотация и запись партии
1.6.1. Шашечной нотацией называется система условных обозначений полей доски. Восемь горизонталей доски обозначаются цифрами от 1 до 8, восемь вертикалей — малыми латинскими буквами от "а" до "h" (a, b, с, d, e, f, g, h) или в русском произношении — "а", "бэ", "це", "дэ", "e", "эф", "же", "аш"). Буквой "а" обозначается крайняя левая вертикаль со стороны играющего белыми (крайняя правая вертикаль со стороны играющего черными). Первой горизонталью считается горизонталь, ближайшая к играющему белыми. Каждое поле доски обозначается в зависимости от того, на какой вертикали и на какой горизонтали оно находится, т.е. каждое поле обозначается сочетанием буквы и цифры, показывающих вертикальный и горизонтальный ряды, на пересечении которых расположено поле.
1.6.2. Пользование нотацией дает возможность записывать как целые партии, так и отдельные позиции, например, расположение шашек при начале партии записывается так: белые: а1, а3, b2, с1, с3, d2, е1, е3, f2, g1, g3, h2 (12); черные: a7, b6, b8, c7, d6, d8, e7, f6, f8, g7, h6, h8 (12). Для записи хода шашки или дамки обозначают сначала поле, на котором шашка или дамка стояла, затем ставят тире и записывают поле, на которое она ставится, например: a3-b4. При записи взятия (боя) вместо тире ставится двоеточие. При взятии одним ходом нескольких шашек запись хода производится следующим образом: сначала записывается поле, с которого шашка начала свой ход, затем ставится двоеточие и обозначается поле, на которое она встала после боя. Если необходимо отметить направление взятия, то после записи поля, с которого начался бой, последовательно записывают обозначение полей, на которых совершалось изменение направления. Между обозначениями отдельных полей ставится двоеточие.
1.7. Цель игры
Для каждой из сторон конечной целью является выигрыш либо ничья, в зависимости от задач, которые ставит перед собой игрок в данной конкретной партии.
1.8. Выигрыш партии
1.8.1. Выигравшим партию признается тот, кто первым достигнет положения, при котором его соперник: — признав свою позицию проигранной, заявил о том, что сдается; — не сможет сделать очередной ход; — не имеет ни одной шашки; — не успел сделать установленное количество ходов за определенное время.
1.9. Ничейные окончания
1.9.1. Партия считается закончившейся вничью в таких случаях: — по взаимному согласию оппонентов (один из участников предлагает ничью, а другой ее принимает это предложение); — при невозможности выигрыша ни одного из соперников; — если участник, имея в окончании партии три дамки (и более) против одной дамки противника, своим 15 ходом (считая с момента установления соотношения сил) не возьмет дамку противника; — если в позиции, в которой оба соперника имеют дамки, не изменилось соотношение сил (т.е. не было взятия, и ни одна простая шашка не стала дамкой) на протяжении: * в 2-х и 3-х фигурных окончаниях — 5 ходов, * в 4-х и 5-и фигурных окончаниях — 30 ходов, * в 6-и и 7-и фигурных окончаниях — 60 ходов. — если участник, имея в окончании партии три дамки, две дамки и простую, дамку и две простые, три простые против одинокой дамки, находящейся на большой дороге, своим 5-м ходом не сможет добиться выигранной позиции; — если в течение 15 ходов игроки делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия; — если три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причем очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной.
1.9.2. Порядок признания ничьей в случае повторения позиции: — если играющий сделает ход, в результате которого позиция повторится третий раз или более, то его партнер имеет право до совершения своего очередного хода заявить судье соревнований о прекращении партии и признании ее закончившейся вничью; — если один из играющих хочет сделать ход, в результате которого позиция повторится третий раз (или более), то он, не делая этого хода на доске, должен записать его на бланке и заявить судье о прекращении партии и признании ее закончившейся вничью. Если очередной ход все же будет сделан, то право требования ничьей этим участником утрачивается и восстанавливается вновь в случае очередного повторения той же позиции; — не обязательно, чтобы повторение позиции следовало одно за другим; Требовать ничьей можно и в том случае, если позиция повторяется трижды в различные моменты партии, т. е. через любое количество ходов, но при той же очереди хода; — правильность заявления о признании партии ничьей ввиду троекратного повторения позиции проверяется судьей соревнований за счет времени того из противников, который сделал это заявление. Если проверка установит, что троекратного повторения не было, то записанный заявителем ход считается сделанным и партия продолжается — если при проверке время участника, добивающегося признания ничейного исхода партии, истечет, но будет установлено, что троекратное повторение позиции имеет место, партия признается закончившейся вничью; если троекратного повторения позиции не было, то заявителю, время которого при проверке истекло, засчитывается поражение.
1.9.3. Участник может предложить ничью в тот момент, когда он только что передвинул шашку или дамку. Предложив ничью, он пускает часы партнера. Предложение ничьей и ответ на него должны выражаться в краткой форме: "предлагаю ничью", "согласен", "не согласен",- и не оговариваются никакими условиями. Последний может принять предложение или отклонить его словесно либо ответным ходом.
1.9.4. Если игрок предлагает ничью, когда идут часы его партнера, обдумывающего свой ход, последний может согласиться или отклонить его предложение. Игрок, предлагающий ничью, таким образом, должен быть предупрежден арбитром.
1.9.5. Если игрок предлагает ничью, когда идут его часы, партнер может принять предложение, отклонить его или отсрочить свое решение, пока он не увидит ход играющего.
1.9.6. Если предложение ничьей не будет принято, тот же участник может вторично предложить ничью лишь после того, как другой участник использует на это свое право.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
.Кружок "Умные шашки" по игре в шашки для детей подготовительной группы
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкоьного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участии в соревнованиях. ...
Мастер - класс: «Речевые игры в подготовке детей старшего возраста к обучению в школе»
Цели:Познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи у детей дошкольного возраста.Повысить уровень компетентности родителей в р этого можно избе...
правила игры в шашки для детей
свод правил игры в шашкиШашкиИгры, в том числе и настольные, многими взрослыми воспринимаются как занятие, на которое не стоит тратить свое время, ведь развлекаться можно, якобы и более интересно. Одн...
Мастер - класс для педагогов: «Речевые игры в подготовке детей старшего возраста к обучению в школе»
Цели:Познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи у детей дошкольного возраста.Повысить уровень компетентности родителей в р этого можно избежать, ...
Дидактические игры для начинающих при обучении игры в шахматы
Знакомство с правилами хода, шахматной доской, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти. Удобные дидактические игры облегчают учебно-образовательный процесс и...
Правила игры для начинающих детей и советы по обучению взрослым
Консультация для воспитателей и родителей...
Шашечный турнир Знают взрослые и дети, знает каждый на планете, знает даже детвора — шашки — лучшая игра!
Шашки – замечательная игра, которая учит думать над ходами, анализировать действие противника. Это соревнование стратегий, как интеллектуальных, так и личностных. Такие игры учат аккур...