Ранний возраст детей
статья
Предварительный просмотр:
Особенности организации образовательного процесса в группах детей раннего возраста.
Первые годы жизни ребенка – важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большой степени зависит от этого периода.
Уникальность этого этапа состоит в стремительности развития ребенка, что требует самого пристального внимания и родителей, и врачей, и педагогов.
Как помочь ребенку в период адаптации
Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша. И для родителей. Для ребенка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.
И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребенка в детский сад, насколько серьезные последствия он может иметь.
Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходима согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе.
Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы.
Основная задача педагога - заслужить доверие ребенка.
Педагогу, работающему с детьми младшего возраста, следует прежде всего любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях.
Детям нравиться в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.
Педагог – профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малышей. Он может предложить:
- игры с песком и водой ( дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);
- монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);
- сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку – пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);
- рисование фломастерами, маркерами, красками;
- слушание негромкой, спокойной музыки («Утро Грига», «Король гномов», Шуберта, «Мелодия»);
- заняться смехотерапией.
«Одомашнивание» группы
Каждый малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров группы и спальни – они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку хотелось с удовольствием идти в детский сад, нужно «одомашнить» группу.
Введение элементов семейного быта в практику работы групп раннего возраста должно стать нормой для воспитателей.
Неплохо будет, если родители принесут из дома любимую игрушку малыша, с которой он привык играть и засыпать, тарелку и ложку, которыми он привык пользоваться дома.
Создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид помогут прикроватный коврик, занавесочка, пижамница, фитоподушечка, сделанные мамой. Все эти атрибуты становяться для малыша символом и частичкой дома.
Очень хорошо иметь в группе альбом с фотографиями всех детей группы и их
Родителей. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать в дали от дома.
Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий,
Сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Основная задача игр с детьми в адаптационный период
-- наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.
В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Например игра «Ладушки»
Дети стоят около воспитателя врассыпную или сидят на стульчиках по кругу.
Воспитатель поет песенку и одновременно инсценирует свое пение жестами, побуждая малышей к активным действиям.
-- Ладушки, ладушки
(воспитатель показывает ладошки)
Где были?
--У бабушки!
(вращает кистями)
Испекла нам бабушка
(хлопает в ладоши)
Сладкие оладушки,
Маслом поливала,
Деток угощала.
Коле два, Оле два
(раздает «оладушки « детям)
Ване два, Тане два.
Всем дала!
(показывает в руках два «оладушка»)
Для проведения игры воспитатель готовит корзиночку с «оладушками» -- это могут быть кольца от пирамидки, по два на каждого малыша.
Игра «Нежно гладим мы зверят»
(текст А. В. Головчак)
Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка – пищалка.
Воспитатель произносит текст и выполняет движения:
--- Нежно гладим мы зверят,
(ладошкой гладит игрушку 8 раз)
И зверята не пищат.
Попищим поскорей,
(сжимает игрушку 8 раз)
Чтобы было веселей.
Для детей раннего возраста ориентиром в неизведанном мире является педагог. Современный воспитатель должен владеть знаниями особенностей раннего возраста, он должен стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребенка. Это значит, что взрослые
В процессе общения с ребенком обеспечивают ему:
Чувство психологической защищенности;
Доверие к миру;
Эмоциональное благополучие;
Формирование базиса личностной культуры;
Развитие его индивидуальности.
Для полноценного развития ребенку совершенно необходимо, чтобы его любили, уважали и предоставляли практически неограниченные возможности для движения, изучения окружающего мира и приобретения опыта.
Нужно обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее.
Развивать малыша – это значит садиться с ним за стол и вести себя, как на уроке. Педагог должен использовать все свое воображение, изобретательность, быть творческим и интересным для ребенка.
Особенности развития ребенка в раннем возрасте.
Ранний возраст охватывает от 1 года до 3 лет. Этот возрастной этап имеет
свои особенности. Основными видами деятельности является предметная деятельность и ситуативно - деловое общение. Ситуативность, как отличительная особенность ребенка раннего возраста, она проявляется в том, что все действия и переживания малыша определяются ситуацией и неразрывно связаны с ней.
Зависимость от наглядной ситуации определяет особенности поведения детей в разных обстоятельствах. Более сильное впечатление может затормозить или прервать начатое ребенком действие.
Ситуативность проявляется и в особенностях взаимодействия ребенка с людьми. Главными поводами общения выступают практические действия
приуроченные к данному месту и времени, поэтому общение ребенка характеризуется, как ситуативно деловое.
Ситуативность поведения ребенка раннего возраста проявляется в особенностях его восприятия и мышления, которые практически неотрывны от действия. Только активно действуя с предметами малыш в доступной его полноте познает их свойства, его мышление имеет наглядно действенную форму.
Своеобразные отношения ребенка раннего возраста к окружающему миру
выражаются в ярко выраженной эффективности поведения, так как эмоции малыша ситуативны, они легко возникают, бурно проявляются, быстро меняются на противоположные.
В период раннего возраста ведущей деятельностью является предметная деятельность, в ней ребенку впервые открываются функции предметов.
Особенность предметной деятельности в раннем возрасте состоит в сотрудничестве ребенка и взрослого, которые предоставлены в схеме:
Ребенок – предмет – взрослый.
Педагогическая позиция взрослого направлена на изменение характера общения. Взрослый, используя ситуативно – деловое общение вместе с предметом передает способ действия с ним.
Действуя с предметами, малыш узнает величину, форму, цвет, пространственные отношения (далеко, близко), разделения целого на части.
Общение становиться речевым, взрослый называет предмет и озвучивает способ действия с ним.
Важно помнить, что за первые годы у детей трижды происходит смена ведущих видов деятельности. Первый год – общение, второй год -- предметная, третий год – предметно –игроавя.
Важно использовать пособия для индивидуальной игры ребенка с предметами (развивающий стол). Нужны дидактические наборы: шары, кубики, кольца, пирамидки разного размера, дидактические столики, сенсорные столы, сухой бассейн, разрезные картинки.
На третьем году вводятся сюжетные игрушки, которые служат возникновению отобразительных действий (купания, кормления кукол),
а также сюжетноотобразительной и ролевой игры.
К концу третьего года нужны наборы для игр в больницу, магазин, парикмахерскую, что способствует обогащению тематике игр.
Для развития наглядно-действенного мышления нужны савочки, формочки, молоточки втулочкой, предметы для уборки дома.
Для инсценировки: тематические наборы; дом с куклами; сказки:
«Колобок», «Курочка ряба», «репка», «Теремок» и др.
Для развития мелкой моторики рук нужны различные застежки, шнуровки, не мелкая мозаика и т. д., для развития движений: велосипеды, машины-каталки, качалки, мячи, машины и т. д.
К 3 годам поведение ребенка становится более не зависимым от воспринимаемой ситуации. Это происходит благодаря развитию речи
и общения со взрослыми. Именно в этом возрасте ребенок произносит известную фразу «я сам» и ограничивает участие взрослых в своих делах.
Если взрослые не принимают во внимание возросшую потребность ребенка к самостоятельности, это приводит к возникновению упрямства, желания делать все наперекор требованиям взрослых.
В процессе общения, игры, в ходе предметной деятельности происходит дальнейшие развитие психических процессов восприятия, памяти, мышления, формируются новые интересы и требования.
От 2,5 до 3 лет интенсивно развивается воображение. Ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, во время игры взрослый побуждает детей пройти тихо мимо спящего мишки и не разбудить его, или весело погреметь погремушками, чтобы разбудить солнышко и птичек.
На третьем году жизни внимание малыша еще не устойчиво, но сосредоточение на деятельности, которая для него эмоционально значима,
Более длительно. Ребенок может заниматься ее 10 – 12 минут.
У детей на третьем году жизни преобладает зрительно – эмоциональная память. Малыши сравнительно быстро запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если это вызвало интерес.
В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие ребенка. В этот период увеличивается рост и вес ребенка, меняются пропорции его внутренних органов, развиваются легкие, увеличивается сердце, укрепляется иммунная система, постепенно растет сопротивляемость к инфекциям.
На протяжении 2 – 3 года развивается скелет и мускулатура малыша. К 3 годам позвоночник отличается большей гибкостью, поэтому неправильное воздействие может привести к искривлению осанки.
К концу раннего возраста становятся видны половые различия развития мышечной силы, к 2 годам появляется 20 молочных зубов.
Нервные процессы отличаются слабостью и малоподвижностью. Низкий предел работоспособности нервных клеток приводит к быстрому утомлению,
поэтому в раннем возрасте очень важно правильно организовать режим
для малышей. Режим – это рациональное распределение всех режимных процессов, при правильном их чередовании и смене видов деятельности.
Режим обеспечивает:
- нормальное функционирование внутренних органов ребенка;
- своевременное удовлетворении всех органических потребностей ребенка
(еде, сне, отдыхе);
- предохраняет нервную систему от переутомления;
- способствует выработке динамического стереотипа поведения;
- положительно влияет на развитие речи, движений, действия с предметами;
- является средством формирования КГН.
В результате сущностью педагогического процесса в группах раннего возраста становится педагогическое взаимодействие как процесс организации жизнедеятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками (как процесс «действия вместе», равноправного сотрудничества и общения, направленного на достижение определенного результата деятельности, вследствие чего происходит соразвитие его субъектов — педагога и ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей раннего возраста. «Дети любят потешки!»
Койносова Елена Станиславовна Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/С№14 Консультация для родителей раннего возраста "Дети любят потешки!"...
Консультация для родителей детей раннего возраста «Дети любят потешки!».
В раннем возрасте, основные сферы взаимодействия взрослого с ребёнком – речевое развитие и эмоциональный отклик. Дети начинают познавать мир, учатся полноценно общаться, познают нормы правильного...
Картотека утренней гимнастики для детей раннего возраста (дети 2-3 лет).
Картотека утренней гимнастики для детей раннего возраста (дети 2-3 лет)....
Консультация для родителей детей раннего возраста " Дети любят- потешки! "
Консультация для родителей " Дети любят - Лети любят потешки! "...
Консультация для родителей детей раннего возраста «Дети любят потешки»
В раннем возрасте, основные сферы взаимодействия взрослого с ребёнком – речевое развитие и эмоциональный отклик. Дети начинают познавать мир, учатся полноценно общаться, познают н...
Мастер класс по экспериментированию в группе раннего возраста «Экспериментирование в раннем возрасте детей, как средство развития исследовательской активности детей».
Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.В этот период познавательная активность детей – это исследовательска...
ПРОГРАММЫ по развитию речи для детей раннего возраста, детей дошкольного возраста с ОНР и ТНР "МАЛЕНЬКИЕ ГОВОРУНЫ"
Создать условия для развития речи и коммуникативных навыков детей раннего возраста посредством дидактической игры....