Методическая разработка для родителей по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша
методическая разработка (старшая группа)

Субач Светлана Станиславовна

«Блоки Дьенеша, как средство логико – математического развития ребёнка

Воспитатель: С.С. Субач

Здравствуйте, уважаемые родители!

Я думаю, что Вы не равнодушные, а наоборот, заинтересованные в развитии своих детей, подготовке их к будущей взрослой жизни, родители.

Для современного человека, его успешности очень важно умение логически мыслить, обладать аналитическими качествами.

Что же такое логическое мышление?

Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос» — «мысль», «разум».

Наука логика изучает формы, законы и методы познавательной деятельности человека. Упрощённо можно сказать, что это наука об умении правильно мыслить.

Формирование мыслительных процессов дошкольника — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения и Вас, как родителей, т.к. Вы являетесь не сторонними наблюдателями, а полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

 От овладения процессами мышления, умения усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека.

Способность мыслить логически, то есть рационально, находя верные решения, помогает и в профессиональной деятельности, и в отношениях с окружающими, и в быту.

Доказано, что развитие логического мышления нужно начинать с самого раннего возраста.

Исходя из опыта своей работы, я могу сказать, что блоки Дьенеша, как нельзя лучше подходят для развития логического мышления детей.

Золтан Дьенеш – всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии - ФОТО

Логический материал представляет собой 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1.Формой: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные

2.Цветом: синие, красные, жёлтые

3.Размером: большие, маленькие

4.Толщиной: толстые, тонкие - СХЕМА

Младшая группа:

- В начале идёт знакомство с блоками, где детям даётся возможность самостоятельной игры с блоками.

Затем детям предлагаются простые игры:

- «Магазин» в разных вариантах

Каждому ребёнку раздаётся цветной картон (синий, красный, жёлтый) и предлагается развести фигуры по цвету, затем бесцветный картон, различный по форме, далее дети развозят фигуры в соответствии с формой.

На данном этапе идёт закрепление с детьми цвета, умения разделять фигуры по цвету, по форме.

- «Дорожка для Пяточка и Вини» (карточки)

В этой игре идёт развитие умения чередовать фигуры по цвету, далее её можно усложнить, т.е. чередовать фигуры по цвету и форме.

-«Рассели фигуры в домик» - в этой игре идёт развитие умения обрабатывать данные и выбирать фигуру  по двум признакам: каким? ФОРМА и ЦВЕТ

Далее игра усложняется: добавляются фигуры (показ домика для четырёх фигур)

Средний возраст:

- «Второй ряд»

Выложить в ряд 5-6 любых фигур.

Задание: построить под ним второй ряд, но так, чтобы:

-под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера);

-такой же формы, но другого цвета (размера);

-другая по цвету и размеру;

-не такая по форме, размеру и цвету.

В этой игре ребёнок учится сопоставлять три признака: ЦВЕТ, ФОРМУ и РАЗМЕР,

И также вводится понятие – не такая по форме

- «Выкладывание по картинке» (экскаватор и др.)

Вначале дети называют фигуры, из которых состоит предмет, определяют их характеристику и порядок расположения. Затем приступают к работе.

Дальше, можно предложить: заменить фигуры по цвету.

Кроме закрепления свойств, ребёнок принимает самостоятельные решения, развивается глазомер

Старший дошкольный возраст:

- «Игра с одним обручем»

На полу лежит обруч. У каждого ребёнка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего:

- внутри обруча – все красные блоки, а вне обруча – все остальные

ВОПРОСЫ:

- Какие блоки лежат внутри обруча?  (Красные)

- Какие блоки оказались вне обруча? (Не красные)

Верен именно такой ответ, важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри.

При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом друг у друга определяют одним свойством фигуры вне обруча.

Теперь уже  вводится понятие «Блоки» и детей учат для определения свойства применять отрицание, т.е. частицу «Не».

- «Игра с двумя обручами»

На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть.

Затем располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - красные блоки.

На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки.

Их место в общей части двух обручей.

Вопросы:

- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

- Внутри синего, но вне красного обруча?

- Внутри красного, но вне синего?

- Вне обоих обручей?

Следует подчеркнуть, что блоки здесь закрепляют  называть с помощью двух свойств – формы и цвета и выделять блоки, которые подходят под две характеристики, в отдельную группу.

- Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках.

ПОКАЗ СХЕМЫ

- цвет: пятном (красный, жёлтый, синий);

- величину: силуэтом дома (большой, маленький);

-  форму: геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);

 - толщину: условным изображением человеческой фигуры (толстый, тонкий).

Карточки рассматриваются детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них.

Рассматриваются и сами блоки, пользуясь карточками, называется имя каждого блока.

В словаре детей появляются такие определения, как:

«…это красный, большой, толстый блок. На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красные блоки».

- Каждому ребёнку даётся карточка – схема, затем дети меняются карточками.

Дальше задание может усложняться (показ схемы)

В таких играх блок характеризуется уже четырьмя свойствами, т.е. происходит усложнение и ребёнку уже нужно проанализировать блок с четырёх сторон.

Таким образом, вы на практике  убедились, что Блоки Дьенеша являются очень красочным, доступным и незаменимым материалом для развития логического мышления детей, игры с которыми  очень увлекательны и доступны.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Блоки Дьенеша, как средство логико – математического развития ребёнка

Воспитатель: С.С. Субач

Здравствуйте, уважаемые родители!

Я думаю, что Вы не равнодушные, а наоборот, заинтересованные в развитии своих детей, подготовке их к будущей взрослой жизни, родители.

Для современного человека, его успешности очень важно умение логически мыслить, обладать аналитическими качествами.

Что же такое логическое мышление?

Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос» — «мысль», «разум».

Наука логика изучает формы, законы и методы познавательной деятельности человека. Упрощённо можно сказать, что это наука об умении правильно мыслить.

Формирование мыслительных процессов дошкольника — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения и Вас, как родителей, т.к. Вы являетесь не сторонними наблюдателями, а полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

 От овладения процессами мышления, умения усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека.

Способность мыслить логически, то есть рационально, находя верные решения, помогает и в профессиональной деятельности, и в отношениях с окружающими, и в быту.

Доказано, что развитие логического мышления нужно начинать с самого раннего возраста.

Исходя из опыта своей работы, я могу сказать, что блоки Дьенеша, как нельзя лучше подходят для развития логического мышления детей.

Золтан Дьенеш – всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии - ФОТО

Логический материал представляет собой 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1.Формой: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные

2.Цветом: синие, красные, жёлтые

3.Размером: большие, маленькие

4.Толщиной: толстые, тонкие - СХЕМА

Младшая группа:

- В начале идёт знакомство с блоками, где детям даётся возможность самостоятельной игры с блоками.

Затем детям предлагаются простые игры:

- «Магазин» в разных вариантах

Каждому ребёнку раздаётся цветной картон (синий, красный, жёлтый) и предлагается развести фигуры по цвету, затем бесцветный картон, различный по форме, далее дети развозят фигуры в соответствии с формой.

На данном этапе идёт закрепление с детьми цвета, умения разделять фигуры по цвету, по форме.

- «Дорожка для Пяточка и Вини» (карточки)

В этой игре идёт развитие умения чередовать фигуры по цвету, далее её можно усложнить, т.е. чередовать фигуры по цвету и форме.

-«Рассели фигуры в домик» - в этой игре идёт развитие умения обрабатывать данные и выбирать фигуру  по двум признакам: каким? ФОРМА и ЦВЕТ

Далее игра усложняется: добавляются фигуры (показ домика для четырёх фигур)

Средний возраст:

- «Второй ряд»

Выложить в ряд 5-6 любых фигур.

Задание: построить под ним второй ряд, но так, чтобы:

-под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера);

-такой же формы, но другого цвета (размера);

-другая по цвету и размеру;

-не такая по форме, размеру и цвету.

В этой игре ребёнок учится сопоставлять три признака: ЦВЕТ, ФОРМУ и РАЗМЕР,

И также вводится понятие – не такая по форме

- «Выкладывание по картинке» (экскаватор и др.)

Вначале дети называют фигуры, из которых состоит предмет, определяют их характеристику и порядок расположения. Затем приступают к работе.

Дальше, можно предложить: заменить фигуры по цвету.

Кроме закрепления свойств, ребёнок принимает самостоятельные решения, развивается глазомер

Старший дошкольный возраст:

- «Игра с одним обручем»

На полу лежит обруч. У каждого ребёнка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего:

- внутри обруча – все красные блоки, а вне обруча – все остальные

ВОПРОСЫ:

- Какие блоки лежат внутри обруча?  (Красные)

- Какие блоки оказались вне обруча? (Не красные)

Верен именно такой ответ, важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри.

При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом друг у друга определяют одним свойством фигуры вне обруча.

Теперь уже  вводится понятие «Блоки» и детей учат для определения свойства применять отрицание, т.е. частицу «Не».

- «Игра с двумя обручами»

На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть.

Затем располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - красные блоки.

На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки.

Их место в общей части двух обручей.

Вопросы:

- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

- Внутри синего, но вне красного обруча?

- Внутри красного, но вне синего?

- Вне обоих обручей?

Следует подчеркнуть, что блоки здесь закрепляют  называть с помощью двух свойств – формы и цвета и выделять блоки, которые подходят под две характеристики, в отдельную группу.

- Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках.

ПОКАЗ СХЕМЫ

- цвет: пятном (красный, жёлтый, синий);

- величину: силуэтом дома (большой, маленький);

-  форму: геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);

 - толщину: условным изображением человеческой фигуры (толстый, тонкий).

Карточки рассматриваются детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них.

Рассматриваются и сами блоки, пользуясь карточками, называется имя каждого блока.

В словаре детей появляются такие определения, как:

«…это красный, большой, толстый блок. На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красные блоки».

- Каждому ребёнку даётся карточка – схема, затем дети меняются карточками.

Дальше задание может усложняться (показ схемы)

В таких играх блок характеризуется уже четырьмя свойствами, т.е. происходит усложнение и ребёнку уже нужно проанализировать блок с четырёх сторон.

Таким образом, вы на практике  убедились, что Блоки Дьенеша являются очень красочным, доступным и незаменимым материалом для развития логического мышления детей, игры с которыми  очень увлекательны и доступны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие логического мышления с использование блоков Дьенеша для детей 3-4 лет

Какая мать не хочет, чтобы ее ребенок стал умным и образованным человеком. Для достижения этой цели, многие родители занимаются с детьми. Это позволяет с детства научить ребенка читать, считать и логи...

игры на развитие логического мышления с использованием блоков Дьенеша

материал полезен воспитателям подготовительных групп детского сада...

План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша

В материале определены цели и  собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....

«Рекомендации родителям по развитию логического мышления у дошкольников через блоки Дьенеша»

Рекомендации родителям по развитию логического мышления детей....

Методическая разработка Картотека "Игры на развитие логического мышления детей дошкольного возраста"

В разработке представлены игры для дошкольников на развитие логического мышления...

Логические игры с использованием блоков Дьенеша, для детей 4 -5 лет.

Используя блоки Дьенеша, я ставлю перед собой  цель , развивать у детей математические  способности, закреплять знания о ключевых геометрических фигурах. Дети учатся сравнивать предме...