ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ
консультация (подготовительная группа)

Макарова Ирина Владимировна

Звуковой анализ слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ33 КБ

Предварительный просмотр:

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что произносим, – это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Это необходимо для  обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.

Звуковой анализ – это:

– определение порядка звуков в слове;

– выделение отдельных звуков;

– различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твёрдый – мягкий).

Во время занятий ребёнок вслушивается в слова и звуки, определяет место звука в слове, различает на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук.

Затем дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Здесь они учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом всё более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звуковым моделям, находить сходство и различие и т. д.

С помощью развлекательных моментов старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребёнок может составлять не только при помощи карточек, но и при помощи мелких пуговиц, игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев (мелкой моторики). Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно.

Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мышцы пальцев.

Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям. Выполнив все упражнения по всем темам, ребёнок начинает читать целыми словами, что облегчает ему восприятие лексического значения слова и способствует развитию речи.

Условные обозначения для схематического выполнения звукового анализа слов:

 твёрдый согласный звук

 мягкий согласный звук

 гласный звук

Запомните!

Всегда мягкие звуки: Ч, Щ, Й

Всегда твёрдые звуки: Ш, Ж, Ц

Буквы Ь, Ъ звуков не дают.

Образец звуковой схемы слова:

                              МУХА           ЧАЙНИК            ТЕЛЕФОН

                             

Порядок выполнения звукового анализа

Этот цветок называется мак. Повтори это слово.

МММАК – скажи, как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его под картинкой.

МАААК – скажи, как я. Какой звук ты слышишь после М? Какой это звук? Возьми жетон, который обозначает гласный звук и положи его после М.

МАК (подчёркнуто артикулируется звук К) – какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его после звука А.

– Назови все звуки в слове МАК по порядку.

– Где находится звук А: в начале, конце или середине слова?

– Какой первый звук в слове МАК? А какой в этом слове последний звук?

 – Назови гласный звук в слове.

 – Назови согласные звуки в слове.

– Сколько всего звуков в слове МАК?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуков...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определенияпоследовательности звуков в слове: выделять данную последовательностьнужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационнымвыд...