Консультация для родителей «Играем пальчиками – развиваем речь»
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей
«Играем пальчиками – развиваем речь.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей «Играем пальчиками – развиваем речь.» | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад «Колобок» ст. Зеленчукской.
Консультация для родителей
«Играем пальчиками – развиваем речь.»
Выполнила воспитатель: Шерстюкова Татьяна Геннадьевна
2018 год
План.
1.Введение.
2.Виды пальчиковых игр.
2.1.Пальчиковые игры без предметов;
2.2.Пальчиковые игры с использованием атрибутики;
2.3.Пальчиковые игры с предметами.
3.Заключение.
4. Список литературы.
Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
С Василием Александровичем трудно не согласиться – двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она.
Давно уже доказали, что высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка позволяет говорить о высоком уровне развития у него памяти, внимания, умения логически рассуждать, связно говорить. Вы, уважаемые родители, можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не может донести в ладошке воду до лица, разливает её, то, значит, у него отстает развитие мелкой мускулатуры. Если после 5 лет ребенок затрудняется в выполнении упражнения «ладонь – кулак – ребро», то это тоже говорит об определенных нарушениях. Обнаружив это, не огорчайтесь, но и не оставляйте ребенка, надеясь, что со временем он догонит сверстников. Это мнение ошибочно. Ребенку нужна ваша помощь. Поиграйте с ним в игры и упражнения для развития мелкой моторики, поиграйте в пальчиковые игры.
Для общей осведомленности хочу сказать, что тренировку пальцев рук ребенка можно начинать уже с 6-7 месячного возраста. Сюда входит массаж пальцев рук каждого пальчика, каждой фаланги, поглаживание и легкое разминание в течение 2-3 минут. Уже с 10 месячного возраста следует проводить простейшие упражнения для пальцев рук. Сначала пальцы ребенка сгибают и разгибают родители или тот, кто с ним занимается, затем ребенок это выполняет самостоятельно. Но и для детей 3-4 лет игры с пальчиками будут интересны, особенно если они будут играть с вами его мамой и папой.
С целью предотвращения переутомления и поддержания интереса ребенка обязательно используйте индивидуальный подход и следите, чтобы длительность занятия не превышала 15 минут. Нельзя заставлять ребенка играть в «ваши» игры насильно. Необходимо увлечь ребенка используя туже игру.
На начальном этапе рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику с опорой руками о стол или другую поверхность. А потом уже в положении с согнутыми руками перед собой на уровне груди.
Пальчиковые игры целесообразно начинать с самых простых упражнений, таких, как «Посолим суп» (собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем названное движение); «Птички» (птички-пальчики «склевывают», например, слова с заданным звуком); «Почистим клювы»(большим пальцем дети тщательно со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки).
Затем можно перейти к более сложным играм.В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки). Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует координации и произвольной моторики, кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Для того чтобы понять принцип проведения «Игр с пальчиками» предлагаю Вам поиграть:
Жил-был зайчик Длинные ушки. Отморозил зайчик Лапки на опушке. Отморозил носик Отморозил хвостик. И поехал греться К ребятишкам в гости. Там тепло и тихо – Волка нет. И дают морковку на обед. | Хлопают в ладоши Три пальца в кулак, указательный и средний – уши Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Трут ладошки друг об друга Сжимают и разжимают пальцы обеих рук Гладят кобчик Трут ладони друг об друга. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук Хлопают в ладоши Поглаживаютживот ладонью ведущей руки по часовойстрелке. |
После того как ваш ребенок научится выполнять простые варианты «пальчиковой гимнастики» можно перейти к более сложным играм с пальчиками. Так, например, существуют упражнения «Кулак-ребро-ладонь», которые используется для развития межполушарных связей. Предлагаю вам на своем опыте прочувствовать воздействие такого рода упражнений на деятельность головного мозга:
Ладони лежат на столе или на коленях правая повернута вверх, а левая вниз. Произнося текст, ладони меняют свое положение, нужно следить, чтобы ребенок не срывался на одинаковое положение рук.
Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
Как вы заметили, если мы используем при игре с пальчиками стишки, то у детей возрастает интерес к игре, у них возникает желание больше говорить.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. «Пальчики здороваются»- кончик большого пальца правой руки поочередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма.
Пальчиковые игры условно разделяются на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики.
1-я группа - пальчиковые игры без предметов;
2-я группа – пальчиковые игры с использованием атрибутики;
3-я группа пальчиковые игры с предметами.
Пальчиковые игры без предметов.
В игровых упражнениях данной группы особо важное значение получает игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Мы (воспитатели) рассказываем детям маленькие сказочки (можно с продолжением); сопровождаем действия пальчиков стихами, содержащими указания, что надо делать детям. Все пальчиковые упражнения выполняются детьми при непосредственном участии взрослых. Например:
Игра «Скакалка».
Ц е л ь. Тренировать большие пальцы рук.
Игровое упражнение выполняется в положении сидя на стульчиках или стоя. Исходная позиция: руки опущены вниз, ладони сжаты в кулачки, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения (с напряжением). Дети крутят «скакалочку» сначала в одну сторону, потом в другую. Воспитатель сопровождает игру четверостишием:
Как у нашей Алочки
Новая скакалочка.
Вертит быстро Алочка
Ручки у скакалочки.
Пальчиковые игры с использованием атрибутики.
В пальчиковых играх второй группы используется различная атрибутика, которая повышает интерес детей к их проигрыванию. Используем пробки или баночки из-под йогурта с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных. Детям нравится надевать на пальчики вырезанные головки или прикреплять фигурки к пальцам с помощью бельевой резинки. Используем игру «Накорми витаминками куклу, лисичку», цель игры кто больше фасолинок (витаминок) даст кукле или лисичке.
Упражнение «Фасолинка».
Ц е л ь. Развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.
Ребенок выбирает в чашечке фасолинку и выполняет следующие манипуляции:
а) кладет фасолинку на одну ладонь и раскатывает ее другой;
б) берет фасолинку в щепоть и катает ее между пальцами;
в) катает фасолинку двумя пальцами (указательным и большим) под слова:
Мы фасолинку в двух пальцах помнем,
О фасолинке зеленой мы споем.
г) кладет фасолинку на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем. Сопровождаем движения словами:
Катись, фасолинка, за окошко,
Катись, фасолинка, к нам в лукошко.
Ты катись, фасолинка, по столу,
Развлекай, фасолинка, детвору.
Пальчиковые игры с предметами.
Пальчиковые игры с предметами привлекательны для детей именно самими предметами. Они отличаются от пальчиковых игр с атрибутами тем, что предметы в этих играх необходимы, без них невозможно провести игру или упражнение.
Упражнение «Лыжник».
Ц е л ь. Упражнять в умении удерживать предмет, который скользит по гладкой поверхности, подушечками пальцев.
Упражнение выполняется на гладкой поверхности стола, на которой находятся предметы, условно изображающие различные объекты (дерево, сугроб, горка и др.) .
Даем ребенку две плоские счетные палочки. Указательный палец и мизинец - это ноги лыжника, которые стоят на лыжах (счетных палочках). При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони.
Ребенок, не отрывая пальцы от палочек, скользящими движениями ведет лыжника по разным маршрутам.
Маршрут можно задавать в стихотворной форме:
Мы на лыжах шли-шли Мы на лыжах шли-шли,
И до дерева дошли. До сугроба мы дошли.
Дерево мы обошли Мы сугроб обошли
И дальше пошли. И дальше пошли.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много:
-нетрадиционные техники рисования,
-плетение;
-лепка (из пластилина, глины);
-нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;
-различные игры – шнуровки;
-конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);
-мозаики;
-вырезание из бумаги и картона;
-вырисовывание различных узоров;
При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Помогите своему ребёнку развить тонкую моторику рук и быстрее научиться правильно, красиво, говорить.
Играйте с детьми, общайтесь с ними, и они это оценят…
Список литературы:
1. Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет.- М.: Рипол классик, 2008.
2. Кислинская Т. А. Гениальность на кончиках пальцев. - М.: Генезис, 2008.
3. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь. - СПб., Изд. дом Литера, 2009.
4. Погудкина И. С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 ЛЕТ (Издательство ООО «Книголюб»)
5. Разенкова Ю.А., Одинокова Г.Ю. Эй, ладошка! Игры с пальчиками. – М.: Карапуз, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"
Ученые сходятся во мнении, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развиия мелкой моторики пальцев рук. Начинать эту работу следует родителям с самого рождения: сначала легкий массаж, потом игры...
консультация для родителей : "играем с пальчиками-развиваем речь".
большой положительный эффект в формировании детской речи-играет развитие мелкой моторики рук....
Мастер класс с родителями "Играем с пальчиками - развиваем речь!" с использованием ЭОР
Задачи:vСоздание атмосферы эмоционального комфортаvОбучение родителей играм и упражнениям, помогающим развивать устную речь ребенкаvАктивизация речевого общения в семье.Наша речь имеет неврологические...
Консультация для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"
Консультация предназначена в помощь родителям для развития связнной речи ребенка....
Консультация для родителей "ИГРАЯ С ПАЛЬЧИКАМИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ!"
Консультация для родителей "ИГРАЯ С ПАЛЬЧИКАМИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ!"...
Консультация для родителей "Играем с пальчиками-развиваем речь"
Стимуляция детских пальчиков и ладони ведет к совершенствованию мелкой моторики руки, что влияет на развитие речи малыша, его мышление и интеллект в целом. Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо ра...
Консультация для родителей "Играем с пальчиками – развиваем речь"
Ученые говорят, что развитие мелкой моторики влияет на развитие мозга ребенка и напрямую связано с развитием речи. Заметили, что если движение рук слажены, то речь у ребенка нормальная для...