Проект: «Огород на окне» - «Лаборатория монстров»
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №43 Колпинского района Санкт-Петербурга
Паспорт педагогического проекта
«Огород на окне» - «Лаборатория монстров»
Авторы проекта:
Воспитатели:
Ефимова А. И.
Левицкая И. А.
Участники проекта:
воспитатели, родители и дети старшей группы «Теремок»
Апрель - май 2019 г.
Паспорт педагогического проекта
Тема: «Огород на окне» - «Лаборатория монстров»
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь».
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники: дети, воспитатели группы, родители воспитанников.
Срок реализации: 6 – 7 недель.
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально–коммуникативное развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор семян и инвентаря;
- подбор наглядного материала (иллюстрации);
- дидактические игры;
- подбор подвижных игр;
Необходимые условия для реализации проекта:
- заинтересованность родителей и детей.
Актуальность данного проекта: влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне – весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне».
Таким образом, решаются задачи познавательно –исследовательского, социально – исследовательского, социально – личностного, эстетического развития ребёнка.
Цель проекта: формирование у дошкольников интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в условиях группы детского сада, воспитание у детей любви к природе, создание в группе мини — огорода на подоконнике.
Задачи проекта: Расширить знания детей о культурных растениях.
Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (редиска, лук, салат, горох, бобы, фасоль);
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Развивать познавательные и творческие способности.
Проблема:
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое,
чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как
за ними нужно ухаживать.
.
- Методы проекта:
- Метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»);
- Словесные методы: беседа, проблемные вопросы, рассказы – описание, чтение литературы, загадки.
- Практическая деятельность в природе (труд в природе, изобразительная деятельность с отображением природы).
- Игровые методы и игра, практическая работа и поисковая деятельность;
- Экскурсии.
Метод трех вопросов:
Методика «Три вопроса»
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Где можем это узнать? |
Овощи растут на огороде | Что нужно для роста и развития овощей? | Спросить у взрослых |
Без воды растения не вырастут | Можно ли овощи выращивать на окне? | В энциклопедии |
Солнце – источник тепла и света | Чем отличается посадочный материал? | В интернете |
Овощи могут расти в земле | Какие овощи можно выращивать на окне | Прослушать по радио, посмотреть по телевизору |
Овощи богаты витаминами | Что вырастет из семечка? | В художественной литературе |
Задачи по работе с родителями:
- ознакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;
- предложить родителям помочь в организации проведения проекта «Огород на окне» – контейнеры, землю, семена для посадки;
- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту;
- наладить тесное взаимодействие с родителями воспитанников по экологическому воспитанию;
- подготовка консультации для родителей.
Предполагаемый результат: Дети приобретут опыт ухаживания за растениями в закрытых помещениях, познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
- У детей сформируются представления о росте растений в комнатных условиях.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растениям.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Продукт проектной деятельности: получение рассады для посадки на территории детского сада.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный (срок 15.04.2019 – 19.04.2019г.). Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта. Подготовка информационного пространства (консультации для родителей, папки – передвижки, фотовыставка). Сбор дидактического и наглядного материала по теме проекта.
Задачи:
- определить актуальные знания детей по теме проекта;
- вызвать интерес к решению поставленных задач.
Формы организации работы 1 этапа:
- планирование проектной деятельности по теме проекта, опираясь на художественную литературу и интернет ресурсы;
- подбор художественной литературы, пословиц, поговорок;
- подбор дидактических, малоподвижных игр;
- составление плана взаимодействия с родителями и детьми;
2 этап – практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Задачи:
- создание проблемной ситуации;
- развивать выразительность речи, моторику рук;
- развивать познавательные способности у детей в процессе совместной деятельности.
Формы организации работы 2 этапа:
Познавательное развитие Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие | Просмотр мультфильмов об овощах. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Рассматривание семян, иллюстраций. Опыт «На свету и в темноте». Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде. Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. Рассматривание при помощи микроскопа строения лука. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). Рассматривание цветочных семян через лупу. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде», Проговаривание чистоговорок : «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи». Разучивание потешек, пословиц, поговорок, связанных с огородом, овощами. Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В.Михалкова «Овощи». Чтение художественной литературы: В.Коркин «Что растет на нашей грядке», Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка», Дидактические игры: «Огород», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощной магазин», «Заготовки на зиму», «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки», «Что лишнее». Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Кафе «Витаминка». Настольно – дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Овощи – фрукты», «Третий лишний», лото, домино. Раскрашивание картинок Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник» Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей. Работа детей с книжками-раскрасками П/игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты». Физ.минутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем» «Росточки», Мы капусту солим» Театр пальчиков и языка, Пальчиковые игры, П/И «Овощи в корзину», |
3 этап – Заключительный этап:
По реализации проекта «Огород на окне» были достигнуты определенные результаты:
1.Дети познакомились с культурными овощными растениями.
2.У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3.В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания об условиях для роста растений.
4.Дети увидели многообразие посевного материала.
5.Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6.В группе был создан огород на окне.
7.Дети стали более уважительно относиться к труду.
8.Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Мы так же обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов. Собрали богатый материал по темам «Культурные растения». На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи; дети различают и уверенно называют овощи, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы.
Трансляция проекта: Изготовление совместно с детьми журнала наблюдений, который доступен для просмотра педагогам, детям и родителям.
Вывод: Детям понравилось ухаживать за растениями, они с интересом занимались огородом, при этом чувствовали себя взрослыми, хозяйками.
Подведение итогов проекта: Осмысливая результаты проекта, мы пришли к выводу, что данная форма работы очень эффективна во всех группах детского сада. Работа над проектом детям очень понравилась, принесла много радости, дала новые знания. Повысился уровень знаний детей по данной теме. Дети стали более отзывчивы и внимательны к растительному миру в группе и на улице. У родителей сформировалась активная позиция по решению заданных проблем, совместно с детьми. Дети высказали пожелания узнавать о других растениях, поэтому работа по проектной деятельности будет продолжена.
Перспективы дальнейшего развития.
Данный проект может быть не только краткосрочным, но и долгосрочным. Его можно расширить, добавить задачи, поставить новые цели, возможна смена совместной деятельности взрослых и детей. Таким образом, проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений, так как он как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить новые умения и знания.
Используемая литература:
1.Корнилова В, М, «Экологическое окно» в детском саду
2.Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.
3.Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
4.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
5.Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006 г.
6. Интернет – ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Консультация для родителей
«Исследовательская деятельность детей в детском саду»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Начиная с самого раннего детства, ребенок исследует и познает окружающие его предметы. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»
Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая и не замечая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, почему идет дождь или снег, для чего на небе луна, откуда прилетает ветер и многое другое.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.
3адача взрослых – не пресекать, а активно развивать исследовательскую деятельность детей.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельности «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Конспект беседы со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром «Что необходимо для роста растений?»
Цель. Развивать интерес к жизни растений; уточнить представления об условиях, необходимых для жизни растений (вода, почва, свет, тепло) ; воспитывать трудолюбие; прививать практические навыки посадки семян в землю; учить работать коллективно; расширять экологический кругозор; предложить проверить семена на всхожесть.
Ход беседы
Воспитатель: Посмотрите внимательно на растения в уголке природы. Как вы считаете: растения - живые существа или нет?(ответы детей) Конечно, живые! И как всем живым существам, им необходимы хорошие условия. Какие? Давайте по порядку: сначала растения сажают; значит, для этого нужна земля. А если растение не поливать, что с ним может случиться? (ответы детей)Оно завянет. Значит, необходима вода. В темное место растения не ставят; значит, им нужен свет. А еще им необходимо тепло, потому что на холоде ничего не растет. А в чем еще нуждаются растения? (ответы детей) За ними нужно ухаживать - рыхлить землю, пропалывать ее, удобрять, укрывать растения от холода, обрабатывать от вредителей. А если просто посадить и не ухаживать за ними, растения погибнут.
Сейчас мы с вами посадим в контейнеры семена культур (огурцы, помидор, горох) чтобы проверить их на всхожесть, потому что семена хранятся определенное время и могут не взойти, но сначала вы должны определить, какие это семена, а я подпишу контейнеры с землей.
Дети вместе с воспитателем сеют семена, накрывают их пленкой, чтобы земля не высохла и семена взошли быстрее, и ставят на подоконник, на солнечную сторону.
Воспитатель. Давайте заведем дневник наблюдений и будем записывать в него все изменения, которые произойдут с семенами. Посмотрим, вырастут у нас в группе или нет. А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки об овощах.
До поры до времени не сеют семени.
Сей в срок - будет прок.
Каков уход, таков и плод.
Сей лук от семи недуг
Кто ест лук, тот избавлен от мук.
Лук да баня все правят.
Весной пролежишь - зимой с сумой побежишь.
Труд кормит, а лень портит.
Кто весной не сеет, тот осенью жалеет.
Земля - матушка, а хлеб - батюшка.
МОЛОДЦЫ, а теперь объясните их значение.
В конце похвалить детей за старательность.
Конспект занятия по лепке в старшей группе «Овощи»
Цель: закреплять приемы лепки сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание.
Задачи:
1) Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (овощи, передавая их характер особенности;
2) Развивать глазомер;
3) Закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать пластилин, не пачкать одежду)
4) Воспитывать интерес к русскому фольклору, загадкам.
Оборудование: Пластилин, стеки, подкладная доска, салфетка, муляжи овощей.
Индивидуальная работа:
-показать ребенку приемы работы с куском пластилина
-помочь ребенку при затруднении
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе есть сюжетно-ролевые игры. Но самая любимая игра детей это магазин. Вот сегодня на занятии мы пополним сюжетно - ролевую игру «Магазин» овощами.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с Вами поиграем. Перед Вами стоит корзина с овощами. Я буду загадывать загадки, тот из Вас, кто отгадает, подходит к корзинке и достает загаданный овощ на ощупь.
1. В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. /Помидоры/
2. Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые. /Огурцы/
3. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая. /Морковь/
4. Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые, и дети? /Лук/
Воспитатель задаёт всем детям наводящие вопросы:
Какой овощ по форме?
Какой овощ по цвету?
Что особенного по фактуре (есть пупырышки, вытянутый и т. д.?
Теперь мы сами попробуем сделать такие овощи. Но давайте с начало внимательно рассмотрим их. Например, помидор, какой он формы?
Дети: круглый
В: Какой цвет?
Д: красный
В: А на ощупь, какой помидор, потрогайте?
Д: ровная поверхность
В:А морковь какая?
Д: длинная, оранжевая, не ровная.
В: Правильно, молодцы
Теперь смотрите внимательно, я выполняю несколько предметов, на образец. Подняли глазки и смотрим на меня.
1) Берем кусочек, сжимаем его в руке, чтобы он стал пластичным.
2) Начинаем придавать куску форму задуманного предмета.
3) Работаем стекой, оформляем бороздки.
4) Прикрепляем отдельные детали.
Выбирайте, кто, что будет делать. Аккуратно приступайте к выполнению. Воспитатель следит за организацией рабочего места, и за работой детей, выполняет индивидуальную работу с ребенком.
Пальчиковая гимнастика.
А сейчас разогреем наши пальчики, приготовим их к работе.
Наши синие цветки распускают лепестки
.Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки.
Воспитатель: Теперь я предлагаю выложить ваши вылепленные овощи на красивую тарелочку и поставить на стол и полюбоваться их разнообразием и изобилием. Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи овощи вам понравились больше всех и почему?
Воспитатель: Какие замечательные овощи у нас с Вами получились! От настоящих не отличить, так и хочется попробовать. Теперь в нашем магазине будет работать большой овощной отдел.
Воспитатель: Давайте с Вами поиграем и закрепим название овощей.
Игра называется «Волшебный мяч» (дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя овощи) .
Поговорки:
Огород – для семьи доход
«Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)».
Где труд – там и счастье.
Кто не работает, тот не ест.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Терпение и труд все перетрут.
На все руки мастер.
Кончил дело, гуляй смело.
Труд человека кормит, а лень портит.
Где лад, там и клад.
Один за всех и все за одного.
При солнышке тепло, при матери добро.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
СТИХИ
Что растёт на нашей грядке?
Что растёт на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат –
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
Запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку:
Что растёт на нашей грядке?
(В. Коркин)
Овощи
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. Ох!
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка и свёкла? Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. Ох!
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла. Ох!
И суп овощной оказался не плох! (Ю. Тувим)
Зеленеет лук
Зеленеет лук в воде,
Пузырьки на бороде,
Пузырьки, пузырьки –
Шалуны, озорники!
Каждый этот пузыречек
Очень бороду щекочет.
Если так щекотать,
Всяк захочет хохотать!
Лук трясет бородой,
Навостряет стрелки:
- Скоро буду молодой
Лежать на тарелке!
Баклажан
Темно-синий Баклажан
С кустика свисает
И красивые усы
Щеткой поправляет!
Бобы
Мы бобы, гордимся,
что для разных каш годимся
Что плоды у нас в стручках,
как в волшебных сундучках.
Те, кто с детства дружит с нами
Те, растут богатырями.
Горох.
Что за лодочка такая,
Вся зелёная, кривая,
Вниз по речке не плывёт,
А на кустике живёт?
Сколько в ней сидит гребцов –
Круглых, гладких молодцов!
Раз, два, три, четыре, пять...
Долго нам ещё считать?
Шесть – и без больших хлопот
Всех пловцов отправим в рот.
До чего хорошие
Вкусные горошины!
Кабачок .
А зелёный кабачок,
Повернулся на бочок:
Сладко спит на грядке
как малыш в кроватке.
Картошка
Из картошки много блюд
Приготовить можно
И простых и сложных:
Её варят, жарят, трут,
На костре ее пекут.
Что вкуснее в целом мире,
Чем картошечка в мундире?
Лук
Луковица золотая
Круглая, литая.
Есть у ней один секрет-
Нас она спасёт в обед:
Может вылечить недуг
Вкусный и душистый лук!
Морковь
Я – морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей!
Огурец
Погляди на огурец,
Огурец – такой хитрец!
Ловко одевается,
Под листьями скрывается.
Разгребу рукой листву,
С грядки огурец сорву.
Пополам разломлю,
Густо-густо посолю.
Сам я огурцы ращу,
Приходите –угощу!
Помидор
Я – толстый красный помидор,
Люблю детишек давних пор.
Я – витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!
Свекла
Свёкла для борща годится,
Покраснела, как девица.
Без неё и винегрет
Не получишь на обед.
А. Максакова
Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка.
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.
Т. Казырина
А у нас в саду порядок
Мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох,
Уродился, не плох!
На второй редиска,
Друг от друга близко.
А на третьей репка,
И сладка и крепка.
На четвертой огурцы
Поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой,
Подрастает ловко.
На шестой зеленый лук,
Он и лекарь, он и друг.
На седьмой огромной грядке,
Ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки,
У них толстые бочки.
На девятой арбуз
Полосатый карапуз.
А десятая отныне,
Нам подарит даже дыни!
Ж. Дарк
Летом огород - что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.
А по осени там пусто!
Скоро в град придёт зима
Люд разъехался в корзинках
в погреба и закрома!
И. Михашина
Дети все стремятся к маме.
Я сижу в своей панаме.
Я люблю свой огород.
Здесь клубника лезет в рот.
Щи - талочка
Чищу овощи для щей. Хлопаем в ладоши.
Сколько нужно овощей? Развести руки в стороны.
Три картошки, Загибаем три пальца.
Две морковки, Загибаем два пальца на левой руке.
Луку полторы головки, Загибаем три пальца на правой руке.
Да петрушки корешок, Загибаем один палец левой руки.
Да капустный кочешок. Загибаем палец правой руки.
Потеснись-ка ты, капуста, Ладошками отодвигаем капусту в сторону.
От тебя в кастрюле густо. Выставляем ладошку.
Раз, По – очереди выставляем
Да, указательный палец,
Три, средний палец.
Огонь зажжен. Хлопаем.
Кочерыжка Правой рукой показываем на центр.
Выйди вон! Правой рукой показываем на дверь
Загадки про овощи.
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зелёным листом
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок -
Зелёненький лесок.
(Редиска)
В землю бросишь
Крошку-блошку,
Полежит она немножко,
И гляди - уже растёт
Самоварчик-корнеплод.
(Репа)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?
(Лук)
Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста)
Лето целое старалась -
Одевалась, одевалась...
А как осень подошла,
Нам одёжки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок
(Капуста)
Без окон, без дверей,
Полна горница людей.
(Огурец)
Золотая голова велика, тяжела,
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(Тыква)
Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчатая, вкусна!"
(Картошка)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
Всех круглее и краснее.
Он в салате всех вкуснее,
И ребята с давних пор
Очень любят...
(Помидор)
Маленький, горький
Луку брат.
Взрастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков..? (Горох)
Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросла.
Над землёй трава,
Под землёй алая голова. ( свекла)
Редис
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зелёным листом
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок -
Зелёненький лесок.
Репа
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.
Чеснок
Маленький, горький
Луку брат.
Взрастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго.
Семя
Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет.
Горох
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков..?
План экспериментальной деятельности
Земля.
Название мероприятия: Экспериментально-опытное занятие «Какая земля».
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется
Материал, оборудование: Земля в контейнерах
Вода
Название мероприятия: Вода и растения
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Солнце
Название мероприятия: Солнце и растения
Цель: Определить роль солнца в жизни растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
Человек
Название мероприятия: Человек и растения
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками ( один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)
Экскурсия в магазин «Семена».
Цель: Расширять знания детей: где можно приобрести семена, землю, предметы ухода за растениями.
Задачи:
1. Продолжать формировать понятия - специализированный магазин, продавец, покупатель.
2. Познакомить детей с разновидностью семян, предметами ухода за ними.
3. Воспитывать уважительное отношение к труду продавца - консультанту.
4. Вызывать у детей желание узнавать, откуда появляются семена, как их хранят, и что с ними делать дальше.
Предшествующая работа:
Воспитатель предварительно договаривается с работниками магазина о приходе детей на экскурсию.
В магазине педагог обратила внимание детей на разнообразие семян, кашпо, лотков под выращивание рассада , цветов и других растений (пальмы, виноград и т.д.). Воспитатель предлагает осмотреться и сформировать свои вопросы на восприятии увиденного.
Дети задавали вопросы продавцу - консультанту:
- Откуда привозят семена?
-Кто и как выращивает такие красивые цветы?
- Почему полезнее земля для растений, которая в магазине, чем земля с газонов?
- Почему так много горшков для цветов?
- Если различия для посадки, или можно использовать любой горшок?
-Насколько важен уход за растениями, или их можно просто поливать?
-Как надо правильно садить растения?
Педагог обратила внимание детей, что в магазин постоянно заходят люди, и что покупают. Покупатели покупают не только семена и кашпо, они так- же покупают специальные «подкормки» для растений.
А для чего это надо попросим рассказать продавца.
После возвращения из магазина, дети обмениваются впечатлениями. Вместе с воспитателями делают вывод о полезности растений и важности ухода за ними. Вместе вспоминают полезные советы продавца-консультанта. Педагог предлагает выбрать полученную информацию и использовать её во время разбивка огорода на подоконнике.
Дидактические игры:
«Вершки и корешки»
Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета –те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки ).
«Что сначала, что потом».
Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.
Материал. Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами), яблоко.
Ход игры
Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.
«Закончи предложение».
Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал. Мяч.
Ход игры
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковь…
Огурец зеленый, а свекла…
Редиска мелкая, а редька…
Кабачок большой, а тыква…
Помидор кислый, а чеснок…
Морковь в земле, а помидор…
Помидор круглый, а морковь…
Пальчиковые игры
Тема "Фрукты"
Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга
На базар ходили мы,
(мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины,
(средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины,
(указательные пальцы)
Но купили мы арбуз —
(большие пальцы)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)
Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)
1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.
Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.
3. Яблоки кислые.
Махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.
4. Яблоки соберем в корзины.
Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".
5. Дома сварим из яблок варенье.
Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.
7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.
8. Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).
Пальчиковая игра "Варим мы компот"
Используется пособие "Клавиатура" (авторское). Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха:
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Пальчиковая игра "В сад идем мы погулять"
Сад — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.
Раз, два, три, четыре, пять.
В сад идем мы погулять:
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Физкультминутки
Бабушка кисель варила
Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) На горушечке,
(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).)
В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)
Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)
Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)
Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)
Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)
У старушечки На горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)
Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)
«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)
Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)
Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)
Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)
Жил один садовод, он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)
Он принес чемодан
Полный разных семян. (Дети шагают.)
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена. (Дети приседают и встают.)
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)
На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
— Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!
Вот так яблоко
Вот так яблоко!
(Встали.)
Оно
(Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.
(Руки на пояс.)
Руку протяните,
(Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите.
(Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать,
(Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать.
(Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну
(Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву!
(Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко!
(Встали.)
Оно
(Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.
(Руки на пояс.)
«Цветок распустился»
Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке.
Рассказы детей.
Рассказ Тани Устиновой.
Огород в нашей группе.
Мы с ребятами и воспитателями посадили огород на подоконнике. Там растет лук, овес, перец и цветы. Мы поливаем его водой. Овес быстро вырос, потом лук. Мы подходим к огороду, наблюдаем за тем как растут растения.
Рассказ Вики Глазыриной.
«Бабушкин огород».
У моей бабушке есть огород. Там растут: картошка, капуста, морковка и кабачок. Мы с мамой помогаем бабушке. Мы копали землю, сажали рассаду, поливали. Осенью собрали урожай и сварили вкусный суп.
Сказка «Репка» на новый лад.(коллективная)
Это чудо огород, на окошке он растет. В форме репке он оформлен. В огороде дел не мало, в огороде много дел. Дед не сеет больше репку, а сажает лук, овес, перчик. Лук полезен для здоровья, в перце много витамин. Дед поливкой лука занят, бабка увлеклась цветами, бархатцы уже взошли. Но и внучка не лениться- то овес прополет быстро, то вместе с Жучкой, с кошкой собирает сено в стог. Мышка зорко смотрит- где, кому она нужна, быстро всем она поможет. Вот такие здесь дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотографии с проекта "Огород на окне"
Как оформить "Огород на окне" в старшей группе? Может быть вам помогут мои фотографии....
Итоговое мероприятие по проекту «Огород на окне» Физкультурный досуг Тема «Веселый огород»
Данный материал - это сценарий физкультурного досуга. Задачи :создать радостное настроение, развивать у детей мышечную силу, выносливость, быстроту реакции, ловкость, внимание, быстроту мышления...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Огород на окне». «Огород Смурфиков»
Посадка ,ухаживание и наблюдение детей за посаженными семенами овощей....
Экологический проект «Огород на окне» В рамках реализации всероссийского проекта «Эколята – дошколята».
Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны,...
Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне». Краткосрочный Тема: «Веселый огород» группа раннего возраста
Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне»Краткосрочный Тема: «Веселый огород» группа раннего возраста Актуальность темы проекта: проект направлен на расшир...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ-ПРОЕКТ "ОГОРОД НА ОКНЕ" проект по окружающему миру (младшая группа)
проект по окружающему миру (младшая группа)...
Проект огород на окне «Чудо огород!» Группа №6
Дети группы раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности ...