возрастные кризисы
консультация

Федоренко Мария Сергеевна

Возрастные кризисы — особые,относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии, ведущие к новому качественно специфическому этапу,характеризующиеся резкими психологическими изменениями.Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой,которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_pomoshch_pri_vozrastnyh_krizisah.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Психотерапевтические подходы в решении возрастных проблем

  1. Психоаналитический подход.

Данный подход берет начало от принципов и методов психоанализа, исходящего из динамического понимания психических явлений. Цель психотерапии - понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни.

Терапевтические отношения используются для того, чтобы выявить, объяснить и изменить эти субъективные значения. Отношения "терапевт-пациент" рассматриваются как отражение восходящих к раннему опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов. В ходе терапевтических отношений пациент бессознательно переносит на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства, которые таким образом становятся доступны осознанию. В свою очередь, терапевт может также неосознанно переносить на пациента свои субъективные значения и чувства. Осознавание системы переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода.

При психоаналитическом подходе главным фактором личностного развития и поведения считаются первичные влечения и потребности, а невроз — следствием их вытеснения в бессознательное и конфликта с сознанием. Основными процессуальными характеристиками психоаналитического консультирования, несущими ценностный смысл, являются:  модели (динамическая, экономическая, генетическая, структурная, адаптивная);  процедуры (конфронтация, прояснение, интерпретация, проработка);  анализ проявления бессознательного (сновидения, защиты, симптомы и т.д.)

  1. Гуманистический подход.

Гуманистический подход – это определение целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возможностей человека, способности к росту. Важнейшими понятиями гуманистической психологии являются: самоактуализация (процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его личностного потенциала), опыт (личный мир переживаний человека, совокупность внутреннего и внешнего опыта, то, что человек переживает и «проживает»), организм (как сосредоточение всего опыта переживаний), Я-концепция (самовосприятие, более или менее осознанная устойчивая система представлений индивида о самом себе, включающая физические, эмоциональные, когнитивные, социальные и поведенческие характеристики), конгруэнтность — неконгруэнтность (степень соответствия между воспринимаемым «Я» и актуальным опытом переживаний, между субъективной реальностью человека и внешней реальностью, между Я-реальным и Я-идеальным). Важным условием для успешной реализации потребности в самоактуализации выступает наличие адекватного и целостного образа «Я», отражающего истинные переживания и потребности, свойства и стремления человека и формирующегося в процессе принятия и осознания всего многообразия своего собственного опыта («открытость опыту»). Однако человек часто сталкивается с такими собственными переживаниями и собственным опытом, которые могут в большей или меньшей степени расходиться с представлением о себе. Способность или неспособность человека переработать новый опыт и интегрировать его связана с особенностями формирования Я-концепции в процессе воспитания и социализации, в частности с потребностью в положительном принятии (внимании). Отсутствие безусловного принятия со стороны родителей формирует искаженную Я-концепцию, которая не соответствует тому, что есть в опыте человека. Неустойчивый и неадекватный образ «Я» делает человека психологически уязвимым к чрезвычайно широкому спектру собственных проявлений, которые также не осознаются (искажаются или отрицаются), что усугубляет неадекватность Я-концепции и создает почву для роста внутреннего дискомфорта и тревоги, которые могут стать причиной повышенной психологической уязвимости или различных психических расстройств, в частности невротических нарушений.

Таким образом, в рамках этого подхода в самом общем виде невротические расстройства рассматриваются как результат блокирования специфически человеческой потребности в самоактуализации, невозможности раскрыть смысл собственного существования, отчуждения человека от самого себя и от мира. Разнообразные подходы в рамках гуманистического направления объединяет идея личностной интеграции, восстановления целостности и единства человеческой личности. Эта цель может быть достигнута за счет переживания, осознавания, принятия и интеграции существующего опыта и нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса.

  1. Когнитивный подход.

Данный подход опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений у человека. Цели и задачи когнитивного подхода ориентированы на "перепрограммирование" мышления и когнитивных процессов как механизма возникновения проблем и образования симптомов. Когнитивная модель. Теоретики данного направления утверждают, что, чтобы понять человеческое поведение, нужно понять человеческое мышление.

Когда люди демонстрируют аномальные паттерны функционирования, представители когнитивного направления в психотерапии указывают на когнитивные проблемы, такие как неадекватные допущения и нелогичное мышление. Когнитивисты пытаются помочь людям распознать и изменить свои ошибочные идеи и процессы.

Психотерапевты данного подхода считают, что когнитивным процессам обучаются посредством классического обусловливания, оперантного обусловливания и подражания. С другой стороны, когнитивные теоретики разделяют точку зрения когнитивистов других школ, что способность мыслить является наиболее важным аспектом человеческого функционирования.

  1. Экзистенциальный подход.

Данный подход берет начало в гуманистической психологии и работах ее. Сущностное ядро этого подхода - в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно - в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т. д.), а не к отдельным изолированным аспектам, процессам и проявлениям. Категориальный аппарат гуманитарного подхода включает в себя представления о "Я", идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном росте, экзистенции, смысле жизни и т. д.

Экзистенциальный подход, как считают психологи считают – это аномальное поведение, результат того, что человек уклоняется от своих жизненных потребностей. Экзистенциальные психотерапевты побуждают людей принять на себя ответственность, осознать, что они свободны выбирать иной курс и наполнить свою жизнь большим смыслом. Выделяют следующие формы психотерапии: индивидуальная психотерапия; семейная психотерапия; групповая психотерапия.

  1. Гештальт-терапия и позитивная психотерапия в работе с человеком, переживающим кризис личности.

Гештальттерапия была разработана Ф.Перлзом на основе психоанализа, экзистенциональной философии с её представлением о свободе человека и его ответственности за собственный внутренний мир. Основной целью групповой гештальттерапии является достижение личностной зрелости. Под зрелостью понимается оптимальное состояние здоровья, когда личность способна взаимодействовать со средой, свободно удовлетворяя свои потребности. Это становится возможным благодаря терапии непродуктивных стереотипов поведения и замене их полноценными и адекватными реакциями.

Задача гештальттерапии - вернуть связь с собой, уравновесить идеал и своё "Я", с умом следовать примеру. Должно быть, равновесие желаний и долга. Нельзя не учитывать интересы окружающих, но и не следует "наступать на горло собственной песне", а пропеть её, отыскать то, что больше всего подходит для души. А человек нередко отбрасывает одно, не обретя другого, испытывая глубокое разочарование, утрачивая радость бытия, чувство свободы, самопроизвольность. Это случается с большинством в обществе. Человеку необходимо осознать себя, свои трудности, прийти на помощь себе, не притворяться беспомощным. "Не могу" - одна из форм психологической защиты, за этим стоит "Не хочу". В гештальттерапии осознание идёт через опыт переживания. Психолог - гештальтист не советует, не объясняет, а вскрывает чувства.

Человек поддерживает свой динамический баланс при помощи осознания и удовлетворения потребностей, отреагирования чувств, событий. Как только потребность удовлетворена, чувства отреагированы - гештальт завершается, т.е. теряет свою значимость, отступает на задний план, освобождая место для формирования нового гештальта. Когда этот ритм формирования не удовлетворяется, чувства не отреагированы - гештальт остаётся незавершённым. Такое неотреагированное или невыраженное чувство становится причиной многих неразрешимых проблем и через некоторое время оказывает воздействие на текущие психологические процессы. Например, нередко трудности, которые испытывают женщины в отношениях с мужчинами, являются следствием неотреагированных чувств по отношению к значимым мужчинам в прошлом. Гештальт приёмы помогают отреагированию чувств. Травмирующий гештальт завершается и уходит в фон.

Тема: Психологическая помощь при возрастных кризисах

  1. Защитные механизмы при критических ситуациях. Помощь при острых критических состояниях.

Под кризисным состоянием понимается такое состояние личности, когда происходит дисбаланс в жизни и деятельности человека, в результате чего возникает неразумное с точки зрения личности и социально неадекватное поведение, поступки и действия, а также срыв нервно-психического и соматического состояния. Это ситуация невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого опыта. Психологический кризис - это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами.

Все люди испытывают различные внешние и внутренние проблемы, которые могут быть эпизодическими или связанными с развитием или переходом от одной стадии жизненного цикла к другой. Хотя у человека есть много адаптивных средств для того, чтобы справиться с этими трудностями, неожиданное усиление таких воздействий или уменьшение способности управлять ими приводит к недостатку обычных защитных механизмов.

Кризисное состояние - это также и разрушение всего внешнего, неукорененного, всего, что сидит в человеке неглубоко. И одновременно это проявление внутреннего, укорененного, действительно личного. Разрушение внешнего и проявление внутреннего важно, прежде всего, для истинного созревания личности, становления Человеком. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, соприкосновение с истинной экзистенциальной глубиной человеческого существования.

Кризисы приводят личность к глубинному переживанию тайны смысла жизни, духовного пространства культуры. Кризис - это не просто способ переведения личности в новое качество более полноценного социального индивида, а нечто большее. Кризис приводит к интроекции в сознание личности новых жизненных ценностей и, таким образом, становится действительным преображением индивида.

психологическая защита - «продуктивное средство решения внутреннего конфликта: защитные механизмы ограничивают развитие личности, «собственную активность» (Ф. Василюк, Э. Киршбаум,. Роттенберг, И. Стоиков).

Рассмотрим защитные механизмы при критических ситуациях:

Отрицание - наиболее простой механизм психологической защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии новыми обстоятельствами, их игнорированием «не замечай этого».

Проекция - проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и самопринятия на этом фоне «обвини это» - неприятие себя из-за неспособности справиться с трудностями.

Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта к детским стереотипам поведения «плачь об этом».

Замещение - развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного или значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на самого себя «напади на что-то, заменяющее это».

Подавление - развивается для сдерживания страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозит попаданием в прямую зависимость or агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним «не помни об этом».

  1. Факторы, способствующие разрешению кризисов личности. Понятие значимого Другого в психологии. Психолог как значимый Другой.

Современные исследователи влияния личностных факторов на успешность преодоления кризисных ситуаций выделяют различные факторы, обусловливающие эффективность разрешения кризисов личности:

- аналитичность сознания — способность рассматривать ситуацию в целом и в отдельных аспектах выделять взаимосвязи, детерминанты и свойства некоторых объектов;

- диалогичность сознания — способность видеть несколько вариантов развития событий, способов решения проблем, предполагать наличие возможности нескольких вариантов решений. Важнейшим условием эффективности антикризисного управления считается наличие у руководителя рефлексивных способностей, т.е. способностей подвергать анализу собственную деятельность, используемые средства и методы организации деятельности, личностные и профессиональные качества, влияющие на результат.

«Значимый другой» — это личность, оказывающая влияние на других людей, что выражается в качественном изменении их смысловых образований и поведенческой активности». 
         В критических возрастах происходят, главным образом, смены основных переживаний в этом и заключается перелом и суть кризиса. При этом внешние изменения объективно могут быть не столь значительными, но значительно отношение личности к этим изменениям, когда личность понимает, необходимость новых возможностей. Это выражается в глубокой перестройке внутреннего мира, в изменении потребностей и побуждений личности. Переход от одной стадии возрастного развития к другой всегда сопровождаются кризисом, который создает почву для дальнейшего развития личности . Таким образом, в широком смысле, в возникновении кризиса играют, большое значение, как внешние, так и внутренние факторы, которые соединяются в переживании личности. Сам же кризис, как перелом и противоречие является необходимым условием и показателем развития личности. Понимание возрастного кризиса в отечественной психологии, является фундаментальным и выходит за рамки возрастного, подчеркивая сущностные признаки личностного кризиса. Результатом переживания кризиса «является метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа-Я».

Таким образом, значимый Другой  - это лицо, имеющее максимально высокую степень авторитетности и эмоциональной привлекательности, хотя и не обладающее властными полномочиями («кумир»), или значимый другой, располагающий статусом власти и, вместе с тем, эмоционально-положительно воспринимаемый, однако лишенный референтности («симпатичный начальник»), также может быть и психолог.

  1. Конструктивная позиция, ее формирование и роль при кризисах личности. Методы самопомощи.

Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов предполагает принятие реальности, готовность к честному анализу сложившейся ситуации, способность различать главное и второстепенное, выделять составные части в возникшей проблеме и решать ее поэтапно. Полноценно функционирующий, самореализующийся индивид  – это человек, которого отличают свобода (спонтанность, самовыражение, реализация своего потенциала), доверие (вера в себя и других, в свою способность справляться с трудностями и т. д.), честность (как искренность, аутентичность, осознанность).

Эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению; точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлинная же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире – обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия и т. д.

Таким образом, единственно конструктивная  возможность состоит в том, чтобы изменить что-то в себе или своей жизни таким образом, чтобы действительно получить возможность «жить своей жизнью», ощущать подлинность и настоящее своего бытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возрастные кризисы раннего и дошкольного детства"

Возраст-это ключевое понятие для проектирования систем развивающего образования и соответственно - для периодизации нормативного развития человека в течение всей (индивидуальной) жизни. Основой понима...

Возрастные кризисы детей

Известный психолог Выготский придавал кризисам большое значение....

Возрастной кризис:тактика поведения родителей

Кризис 3 лет и 7 лет-это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку  детства. Поэтому, если вы увидели, что ребенок очень резко изменился и не в  лучш...

Возрастные кризисы у дошкольников

Возрастные кризисы у дошкольниковОт рождения до  3 лет ребенок воспринимает себя и маму как единое целое: видит глазами мамы, чувствует то, что мама,  эмоционально реагирует на окружающий ми...

Возрастные кризисы у детей

Всю жизнь нам сопутствуют кризисы развития....

Отрицательные проявления волевой сферы детей в периоды возрастных кризисов

Табличка "Отрицательные проявления" краткая и содержательная (не только - что это такое, но и как опознать, одно с другим не перепутать, и что предпринять в тот самый неприятный момент). Сама составил...

Консультация "Возрастные кризисы(3-х лет, 7-ми лет):особенности их протекания и условия воспитания, ориентированные на успешное преодоление кризисов" для родителей детей не посещающих детский сад

Возрастные кризисы у детей являются неотъемлемым составляющим успешного развития ребенка. Это и вспышки гнева и капризы, ссоры с родителями и близкими. Психологи считают что не пережив ...