Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
консультация (подготовительная группа)

Новикова Ирина Александровна

Материал посвящен понятию "психологическая готовность", ее основынм компонентам - мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Под «готовностью к школе» понимаются не только отдельные знания и умения, но и  их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, уровень развития которых может быть разным.

Психологическая готовность, это, прежде всего мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовность – это наличие у ребенка желания учиться. Большинство родителей на вопрос о том, хочет ли их ребенок идти в школу, однозначно ответят положительно. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть пойти в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что там не надо днем спать, и, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие, интересные и новые для него предметы.  Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника, с соответствующими правами и обязанностями, составляют «внутреннюю позицию» школьника.

Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка, поделиться своим положительным опытом.

Если Вы хотите помочь ребенку учиться в школе с удовольствием, начните со следующего:

  • расскажите, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе;
  • на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
  • воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению  новых знаний;
  • воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
  • никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Многие родители считают, что интеллектуальная готовность является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее – это  обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей и их разочарований при отборе в школу.

Интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, начальные навыки у ребенка должны быть. Однако главное – это наличие у ребенка достаточного психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, что способствует успешному обучению в школе. Именно в дошкольный период родитель должен обратить на это внимание, выстроив «фундамент», остальные «кирпичики» будут накладываться легче, и дом будет крепким.

Ребенок, поступающий в школу,  должен уметь различать цвет и форму, уметь скопировать фигуру, уверенно держать карандаш, уметь отвечать на вопросы: «Почему?», «Что..., если...», «Если..., то...» - уметь решать простые логические задачи.

У детей шестилетнего возраста, готовых к школе, должны быть сформированы элементарные математические представления. Они должны уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение – впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед. Проверьте в этом ребенка, играя с ним.

Ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший, больше, меньше, равно).

Мы часто стараемся заранее научить ребенка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказывается, что у ребенка нет главного – умения сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.

Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет не столько об умении ребят к ним подстраиваться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно развивать такое умение и дома, давая детям разные, начиная с простых, задания. При этом обязательно нужно просить ребенка повторить слова взрослого, чтобы убедиться в том, что они все услышал и правильно понял. В более сложных случаях можно предложить ребенку объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. Если дается несколько заданий подряд (или если ребенок затрудняется в выполнении сложного задания), можно прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.

Для тренировки волевой готовности эффективны графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под диктовку или по заданному образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребенок быстро устает, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычеркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, можно облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть еще 5-10 букв).

Если деятельность ребенка нормализуется, можно говорить о наличии достаточной волевой готовности. Если же ребенку сложно сосредоточиться, волевая регуляция поведения у ребенка отсутствует, это говорит о неготовности к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним выполнять тренировочные упражнения и, прежде всего, учить его слушать слова взрослого.

Чтобы успешно учиться в первом классе, ребенок должен уметь понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность.

Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координации, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать). Обратите внимание на точность копирования – величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий. Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если линии «дрожат», если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена координация, то необходимы специальные тренировочные занятия.

Развитию тонких двигательных координации очень способствует рисование, штриховка, раскрашивание (но небольших) поверхностей, нанизывание бусинок, лепка, определение «вслепую» форм предметов – сначала самых простых, потом посложнее. В быту эти навыки хорошо развиваются при застегивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и любых узлов.

Очень важный элемент готовности к школе – умение ребенка работать по инструкции. Посмотрите, как он работает с конструктором, со сложными игрушками, как выполняет ваши указания. Если видите, что ребенок без отвлечения работать не может, на инструкцию не обращает внимания или быстро ее забывает, не списывайте это на возраст и не надейтесь, что «со временем пройдет». Занятия, направленные на умение действовать по инструкции, проводить не очень просто – наберитесь терпения. Вам придется настойчиво и спокойно возвращать ребенка к той задаче, которую поставили. Но не проводите эти занятия, если ребенок устал, перевозбужден или не окреп после болезни. Лучше, если вы не будете заставлять ребенка, а используете всесильные возможности игры. Гораздо легче привлечь его внимание и повысить ценность занятия, если работа эта будет не одноразовой, а переходящей – от одного дня к следующему. Например, с девочками можно кроить одежду для кукол, а с мальчиками строить флот, гараж и т. п. Старайтесь избегать укоряющего тона, окриков и одергиваний. Недопустимы и такие выражения: «Сколько раз повторять одно и то же», «Опять ты делаешь не так». Не забудьте похвалить ребенка за хорошо выполненную работу – даже если сделано не все и не совсем так - «сегодня уже лучше, но ты забыл...».

Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение  жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе.

Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.

У ребенка надо сформировать следующие навыки общения:

  • умение слушать собеседника, не перебивая его;
  • говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
  • пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей.

Родители должны не только научить ребенка слушать других, но и признавать его право на собственное мнение. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка и подчиняться формуле: «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться. Все это – залог того, что общение в любой среде не будет доставлять вашему ребенку огорчения.

В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ребенок играет со своими сверстниками, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли  доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Что входит в понятие "психологическая готовность к школе": личностная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность....

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Психологическая готовность формируется у ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. По каким признакам определить психологическую готовность ребенка к школе? Какими навыками должен обладать ребе...

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

В этой статье мне захотелось более подробно расскрыть  все моменты психологической готовности ребенка к обучению в школе. В ней я рассмотрела основные критерии ипозии  готовности детей к шко...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ          Часто считается, что по достижении 7-летнего возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, ...

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе...

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»

Cоставляющими психологической готовности ребенка к школе; Что такое «Готовность к обучению в школе?»; Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?...

Презентация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным."

«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А  Тест для родителей....