«Православные праздники – источник возрождения духовно-нравственных традиций русского народа»
консультация (старшая группа)
Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_pravoslaviya.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Православные праздники – источник возрождения духовно-нравственных традиций русского народа»
Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимает, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины,правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни и жизни детей.
Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.
Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта. Поэтому важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников играют православные праздники.
Слайд №1
В большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Дети очень мало знают о православных праздниках; традициях их проведения.
Именно праздник, являясь частью национальной культуры, помогает в наиболее успешном и активном освоении этой культуры. Мы всегда говорим об особом состоянии души ребенка в момент проживания праздника. Праздник –это, прежде всего, радость, новые яркие впечатления, красочность, творчество. Как наиболее эффективное средство педагогического воздействия, праздник создает возможность для формирования эмоционального восприятия мира, основ нравственности, культуры. В основе русской культуры определяющую роль играет православное мировоззрение, православная вера, православный уклад жизни. Православные праздники, обогащая ребенка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времен и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине.
Слайд №2
Цель нашей работы — создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям посредством проведения православных праздников.
Слайд №3
Задачи вы видите на экране:
Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
Формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного театральным и праздничным представлением.
Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.
Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла православных, народных праздников, которые являются для них яркой и глубоко содержательной игрой.
Православные праздники в детском саду положительно влияют на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события.
В детском восприятии праздника известна удивительная особенность. В памяти остаётся незабываемое осеннее многоцветие – к Покрову, сияние огоньков и ароматов хвои на Рождество, ванильный вкус куличей – на Пасху, берёзки на Троицу,. У каждого праздника есть «свой» цвет, даже запах, своё особенное звучание, своя музыка…
Предлагая детям ознакомиться с праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания.
Слайды №4 -7
Начался учебный год праздником Донской Иконы Божией Матери 1 сентября. Традиционно в этот день у нас проходит праздник «Посвящение в казачата».На празднике присутствовали родители, представители общественности, священнослужители. Сколько удивления, радости мы увидели в этот день.
Слайды №8-10
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы обладает особой привлекательностью, так как в основе его лежит русский фольклор. Сколько живет человек, столько и живут сказки, пословицы, песни и прибаутки. Ведущие и дети, одетые в русские народные костюмы пели русские народные песни, водили хороводы, веселились и играли. Основным содержательным компонентом праздника является рассказ ведущего о чудесной помощи Пресвятой Богородицы жителям Константинополя. По окончании праздника дети ели фрукты, политые шоколадом из шоколадного фонтана. Праздник проводился при активном участии родителей нашей группы семьи Поповых.
Слайд №11
Любим и незабываем для детей самый долгожданный праздник-Рождество Христово. Детские сердечки наполняются радостью в этот день, тем более, что под елкой каждого ждет свой «чудесный мешочек» со сладостями. Родители участвуют в выставке, детей ждут развлечения: «Рождество Христово», «Святки»
Слайды №12-13
Праздник всех праздников — «Святая Пасха». При подготовке проводится серия бесед о том, как православные люди готовятся к нему, рассказывается, что такое Великий пост, о страданиях Иисуса Христа, о великой радости людей в День Воскресения. Дети и родители участвуют в выставке «Пасхальные украшения». Праздник производит яркое впечатление, как на детей, так и на взрослых, так как полон общей радости и ощущения чуда. Развлечение: «Пасха».
Благодаря этим праздникам дети накапливают знания о различных церковных праздниках, о народных традициях. Многое узнают о христианском к ним отношении. На праздниках используются все возможные средства эмоционального общения с детьми: музыка, живопись, игры, сказки, встречи со священниками. Детские впечатления обсуждаются в диалогах, задушевных беседах. Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее.
Организация и проведение праздников способствует совместному проживанию детьми и взрослыми разнообразных событий, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с миром и окружающими людьми, наполняет жизнь ребенка традиционными духовными представлениями и образами.
Совместная деятельность объединяет детей и взрослых, способствует укреплению доверия, взаимопонимания, а также семейных праздничных традиций.
Православные праздники учат ребенка видеть красоту природы, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доброте и творчестве, призывают приумножать красоту окружающего мира.
Для того, чтобы дети знакомились с православными праздниками мы изготовили развивающую игру «Православные праздники».
Слайд №14
Цель игры. Знакомить с православными традициями как радостью жизни христиан. Формировать у детей представления о праздничных днях как установлениях православного календаря. Воспитывать внимание к окружающим людям, желание порадовать их подарками, поделиться радостью праздника в соответствии с православными традициями жизни.
Слайд №15
Игра 1. Лото «Православные праздники».
Цель игры. Формировать у детей представления о праздничных днях как установлениях православного календаря.
Материал. Большие карты по числу игроков, все маленькие карточки.
Правила игры. Каждая маленькая карточка подходит к православному празднику, который изображен на большой карточке.
В этой игре участвуют от одного до четырех игроков. Ведущий дает каждому большую карточку. Маленькие карточки лежат в коробке. Ведущий достает по одной маленькой карточке, игроки внимательно смотрят, называют и выбирают, кому подходит эта картинка. Ребенок, который выбрал подходящую ему картинку, назвал ее, забирает картинку и закрывает одну из ячеек на своей большой карточке.
В игре побеждает тот, кто быстрее всех закроет все ячейки на своей карте.
Слайд №16
Игра 2. «Четвертый лишний».
Цель игры. Формировать у детей представления о православных праздниках.
Материал. Все маленькие карточки.
Правила игры. Игру лучше проводить индивидуально, но можно и с группой до четырех человек. Ведущий выкладывает четыре маленькие картинки, три из которых относятся к одному православному празднику, а одна картинка отличается – она и будет лишняя. Затем ведущий предлагает детям назвать картинки и догадаться, какая картинка лишняя. После того, как ребенок даст ответ, ведущий просит объяснить, почему именно эта картинка лишняя.
Игра 3. «Разложи по праздникам».
Цель игры. Формировать у детей представления о православных праздниках.
Материал. Все маленькие карточки.
Правила игры. Это индивидуальная игра, играет один ребенок, а взрослый ему помогает.
Перед ребенком вперемешку выкладываются все картинки. Задача: правильно разложить картинки на четыре кучки (по праздникам).
Игра 4. «Парные карточки».
Цель игры. Формировать у детей представления о православных праздниках.
Материал. Все маленькие карточки.
Правила игры. В игре участвуют от двух до четырех человек.
Карточки выкладываются на стол картинками вниз. Игроки ходят по очереди. Игрок открывает две любые карточки (переворачивает их картинками вверх). Если картинки одного праздника, то игрок забирает карточки себе, если разного – то возвращает карточки на прежнее место, картинками вниз. При этом игроки стараются запомнить, где какие картинки лежат. Затем, аналогично, ходит следующий игрок.
Игра заканчивается, когда будут разобраны все карточки. Выигрывает тот, кто к концу игры соберет больше всех карточек.
Слайд №17
«Сотворение мира»
Цель игры. Расширять представления детей об устройстве мироздания как процессе Божественного творчества красивого, доброго, премудрого мира. Обогащать представления детей о мире творений, о чудесном устроении мира. Формировать представления детей о многообразии, целесообразности и взаимосвязанности творений окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к творениям окружающего мира.
Игра 1. «Дни творения».
Цель игры. Расширять представления детей об устройстве мироздания как процессе Божественного творчества красивого, доброго, премудрого мира.
Материал. Карточки-цифры, все маленькие карточки.
Правила игры. В этой игре участвуют шесть игроков. Ведущий дает каждому карточку-цифру. Маленькие карточки лежат в коробке. Ведущий достает по одной картинке, дети называют и выбирают, к какому дню творения подходит эта картинка. Ребенок, который выбрал подходящую ему картинку, забирает ее и прикрепляет к карточке-цифре.
В игре побеждает тот, кто без ошибок прикрепит картинки, которые соответствуют дню творения.
Игра 2. «Кто первый соберет картинки».
Цель игры. Обогащать представления детей о мире творений, о чудесном устроении мира.
Материал. Карточки-цифры, все маленькие карточки.
Правила игры. Перед началом игры каждому игроку выдается по одной карточке-цифре. Все маленькие карточки выкладываются на столе картинками вверх. По команде ведущего, игроки начинают заполнять карточки-цифры картинками. В игре побеждает тот, кто первым и без ошибок заполнит свою цифру.
Игра 3. «Найди по описанию».
Цель игры. Формировать представления детей о многообразии, целесообразности и взаимосвязанности творений окружающего мира. Развивать мышление, речь.
Материал. Карточки-цифры, все маленькие карточки.
Правила игры. Выкладываем перед ребенком маленькие картинки и предлагаем найти нужную картинку по словесному описанию и день творения, к которому она относится.
Игра 4. «Загадай загадку».
Цель игры. Формировать представления детей о многообразии, целесообразности и взаимосвязанности творений окружающего мира. Развивать мышление, речь, логику.
Материал. Карточки-цифры, все маленькие карточки.
Правила игры. В этой игре ребенок дает словесное описание одной из картинок, а остальные дети пытаются отгадать картинку и день творения по описанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по духовно-нравственному воспитанию "Традиции русского народа"
Проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе "Традиции русского народа"...
«Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа»
Актуальность данного проекта заключается в том , что каждый человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться к национальной ку...
Анкета "Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа"
Уважаемые родители!Предлагаем ответить на вопросы анкеты, которые помогут узнать о Вашей осведомленности о народных традициях, связанных с историей русской тряпичной куклы.https://quick.a...
Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа
Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Проек...
Презенация «Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа».
В презентации представлен продукт проектной деятельности. Описаны виды деятельности детей по образовательным областям....
Творческий ПРОЕКТ « Календарь тряпичной куклы в возрождении народных культурных традиций русского народа»
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и...
ПРОЕКТ « Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа» Для детей 5-6 лет
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа ра...