«Совместная игровая деятельность дошкольников как средство развития взаимоотношений»
статья (старшая группа)
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка.
Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже не достаточнообщаться только со взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmst_deyatel-st.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Совместная игровая деятельность дошкольников как средство развития взаимоотношений»
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения со сверстниками ребёнок более самостоятелен и независим.
Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребёнок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.
А создаёт наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.
По определению известного педагога А.П. Усовой, дошкольная группа - это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретаем социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.
Группа детского сада для ребенка - источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности - игровой, трудовой, изобразительной и др.
Возрастная группа это не просто объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями, а устойчивая система, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе, что во многом определяется характером.
Положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменение положения «непопулярного» ребенка может способствовать не только улучшению «микроклимата» вокруг него с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, но и включение его в деятельность, где он сможет себя показать с луч шей стороны.
В своей работе мы большое внимание уделяем изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников.
Потребность всегда участвовать в совместной деятельности со сверстниками младшего дошкольного возраста к старшему. И если ребята не принимают своего товарища в игру, исключают из игры в случае нарушения правил это действенная воспитательная мера детского общества по отношению к своему сверстнику,
Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов - интересный объект для педагогического наблюдения, для изучения детских взаимоотношений, а собственно игровых навыков и умений детей.
По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на формирование и поддержание положительных взаимоотношений в играх, мы условно разделили детей на четыре подгруппы:
Первая подгруппа: дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. (Однако, и среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют на других детей.)
Вторая подгруппа: дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений.
Третья подгруппа: дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры.
Четвертая подгруппа: дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний: эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу.
Однако какими бы ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.
Так, во взаимодействии друг с другом дети могут не только успешно согласовывать свои желания, но и оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, проявлять по отношению к нему сочувствие и сопереживание. Перед игрой совместно планируют ее ход и содержания, распределяют роли. В игровом взаимодействии происходит дальнейшее свертывание ролевых действий. К этому возрасту способы разрешения конфликтов все больше приобретают социально одобряемые формы.
В таких навыков построения и поддержания общения с окружающим миром, как того требуют социальные нормы и правила жизни в обществе.
В своей работе мы постоянно помним, что игра для ребенка - желанное, интересное, увлекательное занятие. Наша задача сделать эту игру полезной, обучающей способам взаимодействия и сотрудничества, дающей возможность формировать определенные навыки общения детей друг с другом.
Игра - средство «проработки» знаний и должна носить коллективный характер, т.е. необходимо каждого ребенка включить в общую игру. Но здесь надо помнить, что коллективная игра - это не когда каждый из детей должен подчиняться коллективу, а коллектив - плану воспитателя, - это творческий процесс, в котором каждый играющий воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.
«Хорошая» игра развивает у ребенка способности взаимодействовать с другими людьми:
- во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия
- во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
Правильно организованная работа с детьми, во многом помогает нам формировать умения общаться и взаимодействовать детей друг с другом в процессе игровом деятельности - это умение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе деятельности.. адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров но деятельности, умение регулировать свое поведение в соответствии с нормами морали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВМЕСТНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного ...
Семинар - практикум для педагогов по теме "Игровая деятельность как основное средство развития индивидуальности ребенка"
В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразований стал переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Среди методологич...
Конспект совместной игровой деятельности по народно - эстетическому развитию : "Викторина в гостях у Василисы"
Конспект совместной игровой деятельности по народно - эстетическому развитию : "Викторина в гостях у Василисы"...
Совместная игровая деятельность дошкольников, как средство развития взаимоотношений
Совместная игровая деятельность дошкольников, как средство развития взаимоотношений. Материад для родителей...
Семинар-практикум для воспитателей «Игровая деятельность, как основное средство развития индивидуальности ребёнка»
laquo;Игровая деятельность, как основное средство развития индивидуальности ребёнка»...
Семинар – практикум для воспитателей «Игровая деятельность, как основное средство развития дошкольников»
Повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в метод...
Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство развития творческой активности дошкольников"
Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство творческой активности дошкольников"...