Консультация на тему: «Инновационные формы работы с семьей»
консультация

Агафонова Ольга Александровна

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в образовательном процессе детей, однако в реальных взаимоотношениях логопедов, воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu2.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Инновационные формы работы с семьей»

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в образовательном процессе детей, однако в реальных взаимоотношениях логопедов, воспитателей и родителей существует определенная дисгармония.

Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, педагогическая неграмотность, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании и обучении своих детей.

Поэтому воспитатели и логопеды должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в образовательный процесс большей части семей.

  1. Презентация дошкольного учреждения

Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, образовательной программой, коллективом педагогов и специалистов; показать (фрагментарно) все виды деятельности, которые используются в образовательной деятельности детей.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании образовательной работы с детьми, которая оказывается разными специалистами (логопедом, воспитателем, социальным педагогом).

  1. Открытые занятия с детьми в логопедической группе для родителей

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения образовательных занятий, в том числе коррекционных.

Логопед или воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

  1. Педагогический совет с участием родителей

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем, связанных с образовательным процессом детей.

Ход педсовета

  1. Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.
  2. Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.
  3. Подведение итогов анкетирования.
  4. Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.
  5. Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.
  6. Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.
  1. Беседы с родителями

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу образования, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится логопеду или воспитателю, они заранее планируют тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

  1. Тематические консультации

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически. Продолжительность консультации 30—40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

  1. Групповые собрания родителей

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания и обучения детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Повестка дня групповых родительских собраний включает беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление логопеда; медицинской сестры, музыкального работника; обсуждение текущих организационных вопросов.

По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с логопедом и воспитателем.

  1. "Круглый стол" с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы обучения и воспитания.

На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

  1. Конференция с родителями

На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания и обучения детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

  1. Общие собрания родителей

На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.

На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.

Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом, логопедом и  воспитателями.

  1. Наглядная пропаганда

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью логопеда и воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.

Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть уголок для родителей.

  1. Наряду с традиционными формами существуют современные формы работы с семьей.

В последние годы наблюдается массовое внедрение ИКТ в дошкольном образовании. Современные требования работы с семьей тоже неразрывно связано с ИКТ.

Беда многих современных семей – отстраненность от образовательного и педагогического процессов, так как родители не имеют элементарных психолого-педагогических знаний.

Традиционные формы работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности:

- ограниченное количество времени у родителей как для посещений родительских собраний, так и для консультаций со специалистами;

-отсутствие возможности получить необходимую информацию.

Поэтому предлагаются такие современные формы работы:

  1. Создание сайта группы, который может быть расположен на сайте детского сада;
  2. Электронное портфолио логопеда и воспитателя;
  3. Создание банка презентаций по разным направлениям работы с детьми;
  4. Создание различных консультаций на сайте группы
  5. Знакомство с документацией и информацией с новостями группы и ДОУ
  6. Разработка педагогических обучающих семинаров.

Такие формы работы позволят привлечь родителей к участию в образовательном и воспитательном процессах, способствуют созданию благоприятного климата в семье, эмоционального комфорта ребенка в садике и за его пределами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению...

Консультация для педагогов на тему: «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»

 Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при п...

Консультация для воспитателей на тему «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»

Консультация для воспитателей на тему: «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»...

Консультация для педагогов на тему: «Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников».

Консультация для педагогов на тему:«Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников»....

Консультация для родителей на тему: "Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ ".

. Несмотря на то, что дети проводят очень много времени в детском саду, родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физ...