Дети 1-2,5 года:
· желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
· различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические - типа богородской игрушки);
· игрушки для построения упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию признака, по размеру - типа пирамидок и матрешек;
· игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука, самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. (Желательно их делать на глазах у детей.)
· перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра ("ударные");
· конструкторы и мозаики;
· игрушки контрастных размеров;
· игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и кубические;
· качели, прыгунки.
В 2,5-4 года еще добавляются:
· разрезные плоскостные картинки, кубики с картинками;
· парные картинки;
· трехместные матрешки, пирамидки на конусной основе из 5 колец, формы-вкладыши;
· 2-3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);
· разнообразные некомплектные конструкторы - без образцов изделий;
· игрушки с разным принципом звукоизвлечения - пианино, арфа или гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики, ксилофон;
· пособия для развития мелкой моторики рук - шнуровки, застегивающиеся коврики;
· предметы "взрослого обихода", которые можно разбирать на части, - сломанные часы, фотоаппараты;
· емкости для хранения мелких предметов - сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и т.п.
· машинки крупные и средние, куклы средней величины с наборами одежды, мебели, посуды; наборы для "профессиональных" игр (типа "Маленький доктор");
· игрушечные животные (натуральной окраски);
· большие мягкие игрушки и напольные подушки, тканевые мячики;
· объёмные книги сказок о животных.
В 4-5 лет еще добавляются:
· различные куклы, комплекты одежды, посуды, мебель;
· игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать природной);
· костюмы для ряжения;
· коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т.п., тематические наборы открыток, марок, значков;
· цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые), азбука на кубиках;
· наборы для профессиональных игр (типа «Маленький доктор);
· дидактические игры «Подбери пару», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», лото "Зоологическое", "Цветы";
· игры "Водоем", "Поймай рыбку", "Колпачки" и т.п.
В 5-7 лет еще добавляются:
· настольно-печатные игры - лото, пазлы;
· настольные игры - домино, шашки, шахматы;
· Танграм;
· Мозаики (с графическими образцами различной степени сложности – чертежи/схемы, расчленение на элементы, и т.д.);
· Дидактические игры (виды животных, виды растений, виды профессий, и т.д.);
· Наборы головоломок (лабиринты, кубик Рубика, проволочные головоломки, и т.д.);
· Серии картинок для установления последовательности событий;
· Набор объемных тел для группировок (цвет, форма, величина).