Выбор игрушек.
материал по теме
Предварительный просмотр:
Понятие игрушки. Выбор игрушки.
Игрушка - великое изобретение человечества, в ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности того или иного народа, той или иной эпохи, передаваемые другим поколениям.
Игрушка - инструмент познания всего богатства человеческой культуры для ребенка, она же показатель тенденций развития самой культуры - для взрослого. Поэтому очень важно для нас, родителей, педагогов, людей самых разных профессий знать эти тенденции, их ценностный духовный смысл, определяющий наше движение с детьми в направлении добра, красоты и истины или в противоположную сторону.
Зафиксированные в образах современных игр и игрушек архетипы плотского бытия, насилия и разврата как главного, как побеждающего начала в человеке воплощают, формируют новый мировой порядок - все они создают картину мира последних времен, при которой игрушки превращаются в антиигрушки. И от нас, взрослых зависит, что окажется сегодня в руках наших детей - игрушки или антиигрушки.
Специалисты детских социальных учреждений (психологи, педагоги, социальные педагоги и др.) должны разбираться в «бездонном океане» игрушечного разнообразия, комплектуя игротеку учреждения такими игрушками, которые бы действительно воспитывали, помогали усваивать социальный опыт и развивать позитивные качества у детей.
Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства коррекционной психолого-педагогической работы. А для этого он должен понимать, какая роль отведена игрушке в процессе социализации детей, какое влияние она оказывает на развитие психики, особенностей личности и поведения ребенка. Ответить на все эти вопросы невозможно, не рассмотрев историю возникновения игрушки, ее назначение, а также современные подходы к классификации игрушки, психолого-педагогические и гигиенические требования к ней.
Выбрать игрушку ребенку с каждым годом становится все сложнее. Если раньше специалисты предупреждали лишь о физическом ущербе, который могут нанести малышу кукла или машинка, изготовленные из некачественных материалов, то сейчас тревогу забили психологи.
«Не все игрушки одинаково полезны», - считают специалисты.
Чем руководствуются родители, отправляясь за подарком ребенку в «Детский мир»? Как показывают опросы, они ориентируются на внешние, поверхностные признаки: цену, размер, дизайн. Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. К чему это может привести, рассказывают специалисты.
Ирина Казунина, директор Межрегиональной общественной организации «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей»: «Любая игрушка является развивающей. Вопрос в том, что она развивает: память, мышление, внимание или агрессию, страх, неврозы? Какой будет взрослая жизнь ребенка, играющего классической бензопилой маньяка? Или, например, сейчас в магазинах продаются говорящие игрушки. Педагоги-логопеды в школе ставят ребенку дикцию. А после занятий он приходит домой, общается со звуковой игрушкой, которая непонятно что и как произносит, и все возвращается на круги своя. Особая проблема - это возраст. Маркировка, которая стоит на игрушках, подчас не соответствует тем развивающим функциям, которые заложены в игрушке. Можно встретить товар, на котором указан такой возрастной диапазон: от полутора до десяти лет. Представьте себе полуторагодовалого ребенка и десятилетнего! Как им можно давать одну и ту же игрушку? Сейчас на рынке появилось очень много обучающих игр. Родители им доверяют. Но возьмем, к примеру, игры по обучению грамоте. Сколько же они содержат ляпов! Производители путают понятие «звук» и «буква», допускают орфографические, грамматические ошибки. И ребенок, пообщавшись с такой «обучающей» игрушкой, все это запоминает и с этими проблемами приходит в школу».
Елена Смирнова, доктор психологических наук, руководитель Центра игры и игрушки Московского психолого-педагогического университета:
«Чтобы ребенок правильно развивался, он должен вкладывать в игру свои слова, мысли и переживания. А если игрушка сама его обнимает, сама с ним разговаривает, сама по себе движется, пользы от нее не будет. Но такой товар дороже, привлекательнее и пользуется большим спросом. А главный критерий для производителей - продаваемость. Вот такой тупик.
Разобраться, что такое «хорошо» и что такое «плохо» в игрушечных магазинах, поможет книга доктора психологических наук Веры Абраменковой «Во что играют наши дети: Игрушка и антиигрушка».
Что такое «антиигрушка»? Это не просто «некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями» вещь. «Антиигрушка, - пишет Вера Абраменкова, - специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности, представляющее опасность для жизни и здоровья детей». Как ее распознать? Она либо очень реалистична, как кукла Барби, вследствие чего «не несет творческого начала». Либо, наоборот, совсем абстрактна, как «покемон» или «телепузик», и приводит к утрате «чувства реальности». Типичные «антиценности» несут в себе монстроподобные куклы. Большая черная обезьяна или чертик могут спровоцировать у ребенка тяжелый невроз. Впрочем, опасной в психологическом отношении может быть и милая плюшевая собачка. Если у игрушки грустное выражение «лица» - «с близко поставленными зрачками или с полузакрытыми веками», - она будет нагонять на ребенка депрессию. Такой же эффект может получиться от игрушки фиолетового или серого цвета.
Вера Абраменкова подсказывает, какие опасности могут таиться даже в полезных играх. И речь идет не только о компьютерных программах. Есть такие игрушки - «шнуровки». Это картонки с дырочками, через которые надо протаскивать веревочку. Такая игрушка призвана разрабатывать мелкую мускулатуру пальцев. Внуку Веры Абраменковой подарили шнуровку в виде фигуры мальчика: «и голова, и живот, и руки картонного ребенка - все в дырках, через которые живой ребенок-сверстник игрушечного - протягивает шнурок». «Баба, а можно мальчика протыкать?», - спросил четырехлетний ребёнок. Бабушка-психолог спохватилась и забрала у ребенка безнравственную игрушку.
Получается, что «антиигрушки» просто оккупировали полки магазинов. Что же делать? Абраменкова предлагает самим смастерить игры, «какие в магазине не купишь». Подойдет любой материал, даже старые колготки. А выкройки есть в книге.
Самое главное, при покупке игрушки то, что она должна быть безопасной. Нужно проверить ее производителя, качество и материал, из которого она сделана. Игрушка должна эстетично выглядеть, чтобы ребенок мог понять, что это за игрушка. Ведь в наше время немало таких игрушек, глядя на которые не понятно зайчик это или лиса. Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка. Игрушка должна включать в себя множество функций. Чем больше действий ребёнок произведет с ней, тем она для него будет ценнее и лучше. Игрушки надо выбирать, а не собирать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проявление гендерных различий в игровых предпочтениях мальчиков и девочек дошкольного возраста ( на примере выбора игрушек).
Аннотация: в статье освещаются результаты исследования дошкольников ДОУ Санкт- Петербурга по вопросу различий игровых предпочтений у мальчиков и девочек. Приводятся описания авторских методик По...
Рекомендации родителям по выбору игрушек
Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки ,соответствующие возрасту ребенка. Эти рекомендации разработаны для детей от 1-2.5 лет, от 2.5-4лет и т.д. Игровая деятельность является ведущей ...
Статья "Правильный выбор игрушек"
В современном мире очень важно выбрать своим детям правильные игрушки...Еще важнее - выбрать игрушку не себе, а как раз ребенку....
Рекомендации для родителей по выбору игрушек для детей
Рекомендации для родителей по выбору игрушек для детей Ни у одного ребенка детство не обходится без игрушек. У кого-то их было настолько много, что они не помещались в одной комн...
Выбор игрушек для детей.
Основные правила выбора детских игрушек....
Рекомендации по выбору игрушек для детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации по выбору игрушек...
Советы по выбору игрушек для дошкольников
Ребёнок не может нормально развиваться без игрушек. С их помощью дети выражают эмоции, строят свой собственный мир и познают окружающий....