«Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников»
консультация

Профилактика по предупреждению речевых нарушений – это одна из главнейших задач образовательного учреждения и важное направление логопедической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Консультация для родителей

«Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников»

           

Профилактика по предупреждению речевых нарушений – это одна из главнейших задач образовательного учреждения и важное направление логопедической работы.

Диагностика и коррекция речи особенно актуальная в работе с младшими дошкольниками. Как показывает практика, с каждым годом число неговорящих детей возрастает. Причины этого явления неоднозначны: нарушения ЦНС, ММД (минимальная мозговая дисфункция), различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери и натальные осложнения, которые возникают в процессе родов, целый ряд причин в постнатальный период, т.е.  от рождения до года.

Чем больше срок патологической речи, тем больше сил и времени потребуется  для коррекции. Ни в коем случае не ждите 5 лет. Главное – не  откладывайте первый визит к неврологу, ортодонту, дефектологу, логопеду.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, подвижные органы речи: язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно упражнять и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная артикуляционная гимнастика. Даже если ваш ребенок не говорит, она поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика  с младшими дошкольниками проводится как в пассивной, так и в активной форме.

Пассивная гимнастика  для губ предполагает проведение следующих упражнений:

- растягивание губ в улыбку (указательные пальцы обеих рук ставят в углы губ);

- поднимание верхней губы (движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа с обнажением  верхних десен);

Все движения выполняют по 3-4 раза, неоднократно повторяют в течение дня.

Активная гимнастика сначала выполняется в медленном темпе и обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше 2 раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым пальцем руки помогите поднять ребенку язык вверх.

Очень эффективны игры и игровые упражнения на развитие речевого дыхания.  Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает четкие дикцию и произношение звуков.

Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным.  Нужно  следить, чтобы  щеки не надувались. Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Обучение артикуляции звуков – очень сложная задача.  Несмотря на то, что в произнесении звуков ребенок начинает упражняться с полуторамесячного возраста, ему требуется почти 5 лет для овладения этим искусством.

Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляйте его. Лишь постоянное наблюдение за речью детей способствует  успешному и быстрому формированию правильного произношения.

 

Литература:

Беккер К.П., СовакМ. Логопедия. – М.: Медицина, 1981.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников на основе организации единого образовательного пространства».

Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций.Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития реб...

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников

Необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно следующие игры:...

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Профилактика речевых нарушений - важное направление логопедической работы. консультация для родителей....

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников.Необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно ...

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Консультация для родителей.

Профилактика речевых нарушений - важное направление логопедической работы....

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников.Необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно ...