Как «доготовить» ребенка к обучению за лето.
консультация (подготовительная группа)
Лето - это пора, когда ребенок свободен от жесткого режима, от кружков, секций, уроков. Можно гулать чуть ли не круглые сутки на пролет... Но как же быть, если ребенок за время обучения не усвоил материал? А если это выпускник ДОУ и еще не готов к обучению в школе? Как помочь ребенку? Как замотивироватьего к обучению?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как «доготовить» ребенка к обучению за лето | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Как «доготовить» ребенка к обучению за лето.
Причина не желания заниматься и как их преодолеть.
О занятиях с детьми 6-10 лет и мотивации к учебе». Лето - это единственный период, когда нет развивающих занятий, жесткого распорядка дня, кружков, секций, уроков, когда ребенок может в своем индивидуальном темпе поработать над тем, что пока не усвоил за время обучения.
«Это возможность уйти от «усреднения» и гонки, уделить больше внимания тому, что интересно ребенку, найти новые интересы, помочь ребенку стать успешнее в обучении и укрепить веру в свои силы». Анна Высоцкая, нейропсихолог, многодетная мама.
И все, вроде бы, верно и замечательно! Но как иногда возникает вопрос»: с чего начать, выполнять ли все задания, которые дали на лето, как распределить силы, чтобы все успеть, а самое важное как помочь ребенку понять и разобрался в данном материале.
А родителям будущих первоклассников приходится ломать голову как «доготовить» ребенка к обучению за лето, чтобы в школе ему было легче.
Мало того, тут еще вырастает еще одно препятствие на данном пути, которое вызывает у родителей кучу недоумений и нервов – отсутствие желания ребенка заниматься.
Что же стоит за нежеланием ребенка обучиться?
Основные причины отсутствия мотивации к занятиям:
1. Трудности в понимании и усвоении материала.
Ребенку сложно, он возмущается, ноет, занимается «из-под палки», т. е. старается всевозможными путями избежать ситуации неудачи.
2. Отсутствие интереса.
Скучно решать однообразные примеры и задачи или в сто двадцатый раз переписывать предложение из учебника. Мало того, что сам процесс мало захватывающий, так еще и не понятна конечная цель: «А для чего все это?».
Как же быть?
1. Трудности в усвоении материала
Если ребенок изначально не смог усвоить материал, то нет смысла каждый раз «повторять и закреплять» его (решать 100000 примеров, читать по 10 страниц, ... )
«Нам хочется, чтобы ребёнок делал то, что ему «положено» по возрасту. Читал, умел выполнять определённые математические действия, писал не хуже других. И, конечно, летом хочется, если не идти вперёд, или, по крайней мере, не сильно возвращаться назад.
Очень часто вместо прогресса мы получаем сопротивление и топтание на месте — просто потому, что ребёнок развивается не по программе... Для того, чтобы выйти из порочного круга неудач, нужно честно спуститься на тот уровень понимания, на тот уровень требований, которые реально сейчас доступны ребёнку. И спокойно начать с них.» (Анна Высоцкая)
Чтобы определить, что именно ребенок не смог усвоить, где есть «пробел», нам нужно внимательно посмотреть на базовые учебные навыки, которыми он обладает на данный момент. Это фундамент, на котором строится весь процесс обучения, начиная со старшего дошкольного возраста.
Для детей на пороге школы базовые навыки связаны с вниманием, памятью, воображением, восприятием информации, логическим мышлением, саморегуляцией и самопроверкой.
Если базовые навыки «проседают», то натаскивание будущего первоклассника в счете, письме, чтении не имеет смысла, дисбаланс обязательно проявится в школе.
Как проявляются «пробелы в базовых учебных навыках»?
Возьмем в качестве примера таблицу умножения, которую школьник «никак не может выучить».
Один подход ― требовать от ребенка зазубрить цифры и числа. Но «учеба для галочки» ― не то, к чему мы стремимся, верно?
Второй подход ― понять, почему ребенок не может «выучить» таблицу умножения.
Большинство проблем в учебе в начальной школе связано как раз с «провалами» в фундаменте. Более того, даже к концу 4-го класса у многих школьников не автоматизированы базовые учебные навыки. А это по цепочке ведет к сложностям в старших классах.
Каждый родитель без привлечения специалистов и репетиторов может помочь ребенку укрепить базовые навыки и тем самым оказать корректную и действительно нужную помощь в учебе. В наших силах больше, чем порой, кажется.
Для начала, вам необходимо узнать, что же из базовых компонентов у вашего ребенка «западает». Их можно узнать у педагога-психолога (если с вашим ребенком проводилась диагностика готовности к школьному обучению), работающего в вашем детском саду. Либо провести диагностику с ним самим. В интернете достаточно материала по определению уровня готовности к школе (Важно! Не при каких обстоятельствах не подсказывать ребенку, как выполнять те, или иные задания. Могут лишь быть наводящие вопросы. Иначе результаты будет не достоверны. А соответственно, вы не сможете целенаправленно помочь ребенку). Лучше, конечно, если это сделает специалист.
У ребенка старшего дошкольного возраста еще сохраняется игровая деятельность, поэтому, ему интереснее будет развивать «отстающие» психические процессы (память, внимание, воображение, мышление и т.д.) в игровой форме.
Хорошо развивают внимание, логическое мышление, в некоторых играх арифметические действия настольные игры. Разукрашки с обведением мелких деталей, помогут подготовить руку к письму. Прочтение книг и дальнейшее их обсуждение поможет улучшить память и концентрацию внимания на важных моментах. Игра в «Города» и (разные ее модификации: реки, овощи, фрукты, имена и т.п.) помогут развить словарный запас и научат объединять предметы, названия по признакам, классам и т.п.
Основной вывод:
Прежде чем приступить к занятиям, важно определить, для чего эти занятия, что они развивают; понять, почему у ребенка что-то не получается, и проработать сначала причину неуспеха.
Это не означает, что нужно отказаться от школьной программы или от заданного учителем. Это повод пристальнее, под другим углом посмотреть на задачу, сочетать и подбирать свои решения для своего ребенка.
2. Отсутствие интереса к учебе
Важно → обучение сопровождается напряжением. Это нормально. Невозможно всегда учиться только на вдохновении, а потому умение ставить цели и отслеживать результаты ― нам всем в помощь.
Маленькими ежедневными шагами мы можем тренировать в ребенке навык переходить из расслабленного в рабочее состояние, настраивать внимание на конкретную задачу ― фактически тренировать силу воли, но очень бережно и поэтапно.
Это бесценный навык, который помогает сделать процесс учебы для ребенка более осмысленным и продуктивным, а значит выйти из сценария «сделать побыстрее ― показать ― и забыть».
Постепенно ребенок начинает понимать, что процесс образования по сути бесконечен, практика изучения того или иного предмета, отработки того или иного навыка — с ним по жизни. И что любую рутину можно сделать приятной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным."
«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А Тест для родителей....
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
чем занять ребенка старшего дошкольного возраста летом
памятка для родителей старших дошкольников...
Консультация для родителей: «Как одевать ребенка в детский сад летом»
Летом затраты на гардероб ребенка будут самыми минимальными. Вещи быстро сохнут после стирки и могут заменять друг друга. Не беда, если верх будет от одного комплекта, а низ от другого....
Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...
“Особенности психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Основные рекомендации для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”.
В консультации для родителей детей подготовительных групп рассказывается об особенностях психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Раскрываются основные рекомендации для родител...
Консультация для родителей «Готовность ребенка к обучению в школе и что должен знать ребенок перед школой»
Консультация для родителей«Готовность ребенка к обучению в школеи что должен знать ребенок перед школой»Воспитатель: Коробченко Г.Г. Цель: познакомить родителей с основными асп...