Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования
в домашних условиях»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lanina_o.s.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8» г. Энгельса Саратовской области
Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования
в домашних условиях»
Подготовила: воспитатель Ланина О.С.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познавания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребенком в музее, кукольном театре, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «Много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда Ваш ребенок окажется пассивным существом, равнодушно относящийся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т. д.
мыльные пузыри – из чего их лучше сделать:
- из мыла
- из шампуня
- из геля для душа
- из пены для ванны.
Почему получаются мыльные пузыри?
Молекулы воды и мыла соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
«Плавучесть веществ»
Опыт «Тонет – не тонет»
Вопросы:
- Как ты думаешь, что утонет, а что нет? (предметы, находящиеся в ванной комнате: мыло, флаконы из под шампуня, мыльница, игрушки, губка и т. д.) .
- Как ты думаешь, что быстрее утонет? Почему? Давай проверим.
- Что надо сделать, чтобы губка утонула?
- Как ты думаешь, может ли утонуть эта пластмассовая мыльница? Что для этого нужно?
Кухня – это место, где ребенок обычно мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Но процесс приготовления еды может стать одним из моментов развития любознательности и исследовательской деятельности ребенка. Например, вы печете блины, пироги и добавляете в тесто дрожжи или соду, гашенную уксусом. Покажите ребенку, как появляется пена, предложите послушать, как шипит сода, когда в нее добавляют уксус.
Эта химическая реакция очень интересна ребенку. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнование между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых емкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1, 5см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберет в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы.
Важно, чтобы вопросы ребенка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратиться к справочной литературе. (Показ книг).
Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребенок рисует.
У него кончилась зеленая краска. Предложите ему сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать 2 краски. Путем проб и ошибок ребенок найдет верное решение. Интересные эксперименты можно организовать с растениями. Сейчас весна, время посадок. Старайтесь привлечь детей к высаживанию овощей, цветов.
К сожалению, исследования показывают, что современные дети реже задают вопросы типа: «Почему?», «Зачем?», «Что будет, если?» Для побуждения дошкольников к таким вопросам необходимо развивать исследовательское поведение. В этом Вам помогут игры и опыты.
Несколько несложных по организации игр мы предлагаем Вам:
1. Игры, цель которых – поиск, спрятанных предметов:
- «Горячо – холодно»;
- «Чудесный мешочек» (с одним и двумя отверстиями);
- «Что изменилось?» (на определение исчезнувших или поменявших свое местоположение в пространстве объектов или предметов).
2. Игры развивающего характера.
Игры с предметами
Цель – развитие зрительно-моторной координации и пространственной координации:
Задание №1 – достать любой предмет с завязанными глазами.
Задание №2 – построить в темноте башню из кубиков одной или двумя руками.
Задание №3 – кто быстрее соберет несколько предметов в указанном порядке (игрушки, канцтовары и пр.)
Игра «Узнай по звуку»
Цель – развитие слухового восприятия.
Задание: за ширмой «звучащие» предметы (из дерева, металла, стекла и пр.) Водящий по очереди постукивает по ним деревянной или металлической палочкой (послушайте, как они звучат, и отгадайте, что звучит).
Игра «Устойчивое внимание»
Цель – развитие произвольности внимания.
Задание – рассмотреть, стоящие рядом 3 предмета в течение 2-х минут и описать предмет, стоящий в середине.
Игра «Чувство времени»
Цель – развитие чувства времени, знакомство с эталоном «1минута».
Задание – предлагается выполнить задание в течение 1 минуты (можно поставить песочные, водные часы). Нарисовать что-то, сложить мозаику, сосчитать предметы и пр. После чего ответить на вопрос: «Что можно сделать за минуту? »
Несколько несложных по организации опытов мы предлагаем Вам.
Опыт «Маленькие химики»
На улице идет дождь и прогулку приходится отложить. Чем же занять ребенка дома? Может быть химией? Вашему малышу уже пятый год? Покажите ему, как, словно по волшебству, вода в обычной банке меняет свой цвет. В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (продается в аптеке). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте в раствор пищевой соды – раствор окрасится в интенсивный малиново-розовый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус – раствор снова обесцветится.
Опыт «Вулкан»
Сильное впечатление на детей производит и такой опыт: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем при изготовлении теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Вылепите из пластилина «вулкан» - конус с отверстием наверху, разместите его на блюдце, насыпьте в отверстие соду и наливайте уксус прямо из бутылки сверху в отверстие (осторожно, не наклоняться). В какой-то момент пена начнет выплескиваться из вулкана, - такое зрелище ребенок запомнит надолго.
Опыт «Спрятанная картинка»
Цель – узнать, как маскируются животные.
Желтым мелком нарисуйте птичку на белой бумаге. Накройте картинку красным прозрачным пластиком (красная прозрачная папка из пластика). Желтая птичка исчезла. Объясните ребенку почему. Красный цвет – не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников.
Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету
В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
При организации детского экспериментирования с некоторыми предметами и веществами строго соблюдайте правила безопасности.
При работе с водой:
- береги воду;
- аккуратно пользуйся емкостью для воды;
- своевременно поддерживай порядок на рабочем месте, подтирай разлившуюся на стол или пол воду.
Можно прочитать стихи, которые очень просты и легко запоминаются:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
При работе с землей и песком:
- во время опыта не разбрасывай землю и песок;
- не три глаза грязными руками;
- если во время исследования запачкались руки – их необходимо вымыть;
Если сыплешь ты песок –
Рядом веник и совок.
При работе с красками
- не бери краски в рот;
- содержи место в порядке;
- не брызгай красками в товарища, будь осторожен.
При работе с зеркалом, стеклом:
- будь осторожен с зеркалом, стеклом оно может разбиться;
- если зеркало разбилось, не трогай осколки;
- солнечные зайчики вредны для глаз, не пускай их в глаза другим.
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
При работе с огнем
- опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослого, имея для этого специальное оборудование;
- работать надо на определенном расстоянии от огня, чтобы не обжечься.
Помни правило: огонь
Никогда один не тронь!
При работе с семенами
- неизвестные семена не стоит пробовать на вкус, они могут быть вредными для организма;
- чтобы не навредить себе, не засовывай их в рот или в нос.
По окончании работы:
Ты работу завершил?
Все на место положил?
Помочь ребенку убрать рабочее место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей «Организация предметно – развивающей среды в условиях дома с целью охраны здоровья и всестороннего развития личности»
инйформация будет полезна воспитателям при организации рабботы с родителями...
Консультация для родителей: "Организация закаливающих процедур в домашних условиях"
Эта статья в доступной форме объсняет родителям , как в домашних условиях можно организовать закаливание детей любого возраста....
Консультация для родителей «Организация игровой среды в домашних условиях»
Консультация расскажет, как можно организовать место для игр ребёнка в домашних условиях....
Консультация для родителей "Организация семейного досуга посредством домашнего театра"
Домашний театр издавна считался популярной формой семейного досуга. Опыт организации домашних театров показывает, что совместные постановки сплачивают, объединяют всех членов семьи общностью интересов...
Консультация для родителей "Организация спортивного уголка в домашних условиях".
Привлечь детей и родителей к совместному спортивному интересу, и пробудить у ребёнка желание заниматься физкультурой....
Консультация для родителей:"Организация игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Игра – это осмысленная деятельность ребенка дошкольного возраста в условной ситуации, направленная на воспроизведение и усвоение общественного опыта. Мотив игры лежит не...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей "Организация двигательного режима малыша в условиях семьи"
В раннем возрасте двигательная активность выступает в качестве необходимого условия формирования организма, одного из способов познания мира и ориентировки в нём, а также как условие всестороннего раз...