«Организация работы в семье по профилактике зрительных нарушений у детей дошкольного возраста»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения, следует учитывать некоторые рекомендации по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в воспитании и обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._dlya_rod.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация работы в семье
по профилактике зрительных нарушений
у детей дошкольного возраста»
Комарских Татьяна Николаевна, воспитатель высшей кв. категории МБОУ «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты
В последние два десятилетия наше общество столкнулось с множеством социальных и экономических проблем, в том числе на поверхности оказались и проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в развитии. Потребность в оказании специальной педагогической и психологической помощи таким семьям возникает из-за огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи постоянно сталкиваются. Отмечается низкая педагогическая культура и незнание родителями даже базовых основ коррекционной педагогики и специальной психологии, что существенно ограничивает возможности создания коррекционно - развивающей среды в домашних условиях и понимание особенностей и перспектив развития ребенка с различными нарушениями. Родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения, следует учитывать некоторые рекомендации по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в воспитании и обучении: * При разных нарушениях зрения ребенок видит окружающий его мир по-разному. Поэтому родителям необходимо четко знать его офтальмологический диагноз, правильно рассчитывать нагрузку и предъявлять к ребенку посильные требования. * Если ребенку показано ношение очков, то необходимо неукоснительно выполнять требования офтальмолога. Объясните детям их пользу и внушите, что носить очки не стыдно. Помните, что от вашей ответственности и настойчивости зависит будущее здоровье ребенка. * Учитывайте время, характер и степень нарушения зрения. Помните, что эти показатели определяют уровень сформированности представлений ребенка об окружающем мире. Поэтому особое внимание необходимо уделять объяснению непонятных для него вещей, совместному обследованию предметов, расширению кругозора ребенка, уточнению значений и т.д. * Важно понимать, что нарушение зрения затрагивает сферу чувственного познания (ощущения и восприятия), опосредованно влияет на развитие мышления, памяти, внимания и воображения. Поэтому ребенку необходима своевременная квалифицированная помощь. Сокращение разрыва между временем выявления дефекта и включением ребенка в коррекционно – развивающий процесс позволит предупредить появление вторичных отклонений в развитии. Без специально созданных условий 80% детей с глубокими нарушениями зрения имеют аутизм, интеллектуальные нарушения, приобретают статус педагогически запущенных детей и т.д. * Важно учесть, что речь менее всего страдает от нарушения зрения и наравне с мышлением, слуховым и осязательным восприятием является основой компенсаторного развития. Поэтому особо нужно уделять внимание правильной постановке звуков и их произношению, расширению словарного запаса и т.д. Следите за собственной речью, которая должна быть правильной, образной и выразительной. * Родитель должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 - 2 мин на обдумывание.
* Не сомневайтесь в способностях вашего ребенка к обучению и помните, что залогом его жизненного успеха является самостоятельность и инициативность. Поэтому не спешите все выполнить за него, полностью опекать и контролировать. Данное поведение способствует появлению эгоизма, иждивенчества, безынициативности и т.д. Одновременно излишняя строгость под маркой подготовки к жизненным трудностям, отсутствие эмоционального контакта с ребенком может при вести к замкнутости и агрессивному поведению. * Не забывайте, что основной вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра, которая способствует физическому развитию ребенка, усвоению норм и правил поведения, развивает навыки общения и т.д. Поэтому любая ваша совместная деятельность должна носить игровой характер. Через игру ребенок познает окружающий мир, узнает о свойствах и признаках предметов. Для этого нужно использовать наглядный материал, основные детали которого должны быть ярко выраженными, удобными для зрительного и осязательного обследования. * Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у ребенка положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красный, желтый, оранжевый) особенно важно, т.к. это растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения. Следует избегать наглядности темно – синего, фиолетового, темно- зеленого цвета. * Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти минут.
Предлагаем вашему вниманию простейшие упражнения для снижения визуального напряжения и восстановления зрительной работоспособности.
1. Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке – карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами. 2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего - в правый нижний. Повторить не менее 10 раз. 3. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 сек. Перевести взгляд на близкий объект. Повторить 5 раз. 4. В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить 10-12 раз). 5. Круговые движения глазами в одном и другом направлении (4-6 раз). 6. Быстро моргайте глазами в течение 10 –15 секунд, затем повторите то же самое 3 раза с интервалом в 7 –10 секунд. 7. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки, массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты.
Уважаемые родители! При выполнении данных рекомендаций вы сможете помочь вашему ребенку в коррекции зрительных патологий.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Организация работы в семье по профилактике зрительных нарушений у детей дошкольного возраста»
Наше учреждение особенное :его посещают дети с нарушением зрения. И наша заадча - вести просветительскую работу среди родителей по прифилактике и коррекции зрения детей....
Организация работы с семьей в системе нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов в работе по нравственно- патриотическому воспитанию....
Консультация «Организация работы с семьей в системе нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПОМОЖЕТ В РАБОТЕ КАК ПЕДПГОГУ ДОШКОЛЬНОШО УЧРЕЖДЕНИЯ, ТАК И РОДИТЕЛЯМ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ....
Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)
Профилактика зрительных нарушений – актуальная тема. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря з...
Статья. Лечение и профилактика зрительных нарушений у детей дошкольного возраста.
Информационная статья о лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работе в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения. Материал будет полезен родителям, воспитателям коррекцио...
ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми, имеющими нарушение зрения на тему "Профилактика зрительных нарушений у детей дошкольного возраста"...
Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста
Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)....