Лупбук "Мир вокруг нас"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

t0149171

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.

Актуальность обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе. Кризисная ситуация в обществе привела к искажению взаимоотношений человека с природным окружением как средой его жизнедеятельности, что в конечном счете изменило природное социальное и культурное окружение.

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Мы искали такие формы работы с детьми, которые более интересно смогут сформировать экологические знания. Одной из таких форм стало использование технологии «лэпбук».

Лэпбук- интересное методическое пособие или интерактивная книга. Ведь лэпбук, прежде всего – это средство обучения! От постоянного контакта с книгой ребенок усваивает материал просто великолепно и без всяких усилий. Причем, без усилий, как со стороны ребенка, так и со стороны родителя/педагога – все происходит само- собой.

Так же лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде. Он:

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Лепбук «Мир вокруг нас!»

Пояснительная записка:

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.

Актуальность обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе. Кризисная ситуация в обществе привела к искажению взаимоотношений человека с природным окружением как средой его жизнедеятельности, что в конечном счете изменило природное социальное и культурное окружение.

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Мы искали такие формы работы с детьми, которые более интересно смогут сформировать экологические знания. Одной из таких форм стало использование технологии «лэпбук».

Лэпбук- интересное методическое пособие или интерактивная книга. Ведь лэпбук, прежде всего – это средство обучения! От постоянного контакта с книгой ребенок усваивает материал просто великолепно и без всяких усилий. Причем, без усилий, как со стороны ребенка, так и со стороны родителя/педагога – все происходит само- собой. 

Так же лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде. Он:

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Цель работы: Закрепить знания детей дошкольного возраста об экологии и правилах поведения на природе. 

Задачи: 

1. Дать дошкольникам первоначальное представление об экологии и природе в целом; освоение основ экологической грамотности, элементарных правил поведения в природе.

2. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей; учить классифицировать предметы, сделанные из разных материалов, на группы;

3.В игровой форме расширить знания о пищевых цепочках в природе ; Закрепить знания о лекарственных растениях, животных, птицах занесенных в Красную книгу Московской области .

4. Развивать познавательный интерес детей;

5. Воспитывать уважительное, бережное отношение детей к природе.

6. Развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 

Содержание методического пособия:

1.Игра «Правила поведения в лесу.» или «Будь природе другом!»

2. Игра «Ресурсы»
3.Экологическая игра «Что губит нашу землю? Что помогает сохранить землю?
4. Дидактическая игра «Сортировка мусора»

5. Стихи о природе, пословицы и поговорки(сезонные)

6. Сложи картинку.

7.Экосистема

10.Красная книга Московской области.

11 «Угадай, чей след?»

12.Необычные животные(животные-альбиносы)

13.Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

14.Материалы к теме «Что такое экотуризм».

15.Чудо природы-грибы.

16.Пищевые цепи, пищевые сети.

17.Игра-бродилка «В небе, на земле, в воде»(с элементами экологической викторины).

Лэпбук как форма организации образовательной деятельности помогает лучше понять и запомнить материал по заданной теме, отличный способ повторения пройденного материала, ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию, развивает мышление, внимательность, речь, мелкую моторику. Таким образом в игровой форме, ненавязчиво узнают и закрепляют информацию.

Игра «Сортировка мусора» поможет детям сформировать понятие о том, что мусор можно не только выбрасывать, а перерабатывать. Цель игры: формировать умения распределять предметы, сделанные из разных материалов, на группы.

Экологическая игра «Что губит нашу землю? Что помогает сохранить землю?» - поможет детям осознать информацию о факторах, которые вредят нашей планете и помогают ей сохранить красоту. Разворот «Экосистема» знакомит детей с понятием экосистема и учит устанавливать связи в природе.

Игра «Живая и неживая природа» помогает уточнять представления об объектах природы.

Красная книга Московской области познакомит детей с редкими животными и растениями нашего края.

Вот такой лэпбук «Мир вокруг нас» мы сделали для наших детей. Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях ФГОС к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

Игра- бродилка (вопросы)

1.Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.

2.Берёза, сосна, дуб, липа – это …деревья.

3.Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.

4.Щука, карась, сом, налим – это …. рыбы.

5.Клубника, малина, смородина, крыжовник – это ….ягоды.

6.Опята, маслята, рыжики, грузди – это …грибы.

7.Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …. насекомые.

8.Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.

     9.Какую птицу называют «лесным барабанщиком»(дятел)

    10. Какие грибы растут на пнях? (опята)

     11.Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)

12.Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

13.Какое дерево называют «русской красавицей?» (берёза)

14.Что случится с пчелой, после того, как она ужалит? (умирает)

15.Какие цветы расцветают весной первыми? (подснежник, мать и мачеха)

16.Зимой спит – летом ульи ворошит.(медведь)

17.Кто на себе свой дом носит? (улитка)

18.Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.(ёжик)

19.Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе, орешки я грызу.(белка)

20.Маленький, беленький по лесочку прыг – прыг! По снежочку тык – тык!(заяц)

21.Кто зимой холодный, ходит злой, голодный? (волк)

22.Завтра утром в лес пойдём.

И опят, и маслят, все грибочки соберём. (осень)

23.Ходим в шубах и ушанках, с гор катаемся на санках. (зима)

24.И светла, и широка наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться. (лето)

25.Возвращаются скворцы – наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы шумной стайкой кружатся. (весна)

26.Какого зверя зовут «шатун»? (медведя, согнанного с берлоги или вовсе не спящего зимой)


27.Сколько ног у паука? (восемь)

28.Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе (туман)

29.На нашей планете существует огромное царство растений, а в нем есть три государства назовите их. /деревья, кустарники, травы/

30.Вспомните, пожалуйста, сказки, стихи, истории, в которых цветы и травы играют важную роль? / «Цветик –семицветик», «Одуванчик», «Неизвестный цветок», Под кустом/.

31.Какое дикое животное считают самым хитрым? /лиса/

32.Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой, 
Похлопочет над цветком-
Он поделиться медком /пчела/

33.В этом городе живут
Только те, кто любит труд.
Дружные жители-
Дети и родители!
То упавшую хвоинку, то засохшую травинку, 
Все заметят, подберут.
Ведь недаром их лесными 
Санитарами зовут /Муравьи/

34.Вёрст не считали,
По дорогам не езжали, 
А за морем бывали. /перелетные птицы/

35.Шея тонкая и ноги, 
Не боясь воды ни капли, 
Рыб, лягушек ловят много 
Клювам длинным. Это /цапля/


36.Росла на лугу- оказалась в стогу /трава/


37.Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи, 
Скромный полевой цветок,
Синеглазый /Василек/

38.У меня ходули- не страшит болото.
Лягушат найду ли – вот моя забота. (цапля)

39.Чёрен конь за морем бывал.
Спереди шильце, сзади вильце, 
На груди белое полотенце (ласточка)

40.Каждый год я к вам лечу, 
Зимовать у вас хочу,
И ещё красней зимой
Ярко- красный галстук мой. (снегирь)

41.На шесте дворец, во дворце певец (скворец)

42.Всех прилетных птиц черней, 
Чистит пашню от червей (грач)

43.Ежевика:
Вкус ягоды хорош,
Но сорви ее пойди - ка:
Куст в колючках будто еж -
Вот и назван .... (ежевика) 

44.Клюква:
Я красна, я кисла,
На болте я росла,
А дозрею под снежком,
Ну - ка, кто со мной знаком?

45.Черника:
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки,
То, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.



46.Малина: 
Бусы красные висят,
Из кустов на вас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

47.От цветка к цветку порхает,
а присядет, отдыхает. (Бабочка)

48.На ромашку у ворот
Опустился вертолет - 
Золотистые глаза.
Кто же это?... (Стрекоза)

49.Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно. (Муравей)

50.По цветам летает,
Мед собирает. (Пчела)

51.Прыгает пружинка - 
Зеленая спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)

52.Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упусти,
Сядет и укусит. (Комар)

53.У какого животного есть иголки ?(Еж, ехидна)

54.Кто в лесу спит зимой? (Еж, медведь, барсук)

55.В какое время года на деревьях распускаются листочки?(Весной)

56.Заяц - дикое или домашнее животное? (Дикое)

57.Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью)

58.У какого животного есть рога и копыта? (У быка, коровы, козы, козла, барана, овцы, яка, оленя)

59.Какое животное можно назвать длинноухим? (Зайца, осла)

60.Какого цвета листья на деревьях осенью? (Желтого, красного)

61.Чем выделяется береза среди других деревьев? (Цветом ствола)

62.Зачем белке длинный пушистый хвост?(Помогает прыгать с ветки на ветку)

63.Названия каких животных состоит из двух букв?(Як, еж, уж)

64.Какое растение богато витамином С? (шиповник)

65.Какое растение лечит" ссадины и раны? (подорожник)

66.Какое лекарственное растение определяют даже слепые? (крапива)

67.Какие деревья называются хвойными?

68.Почему деревья называются лиственными?

69.Какие деревья не меняют цвет кроны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...