Этические принципы детской игры
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей.
Взрослым необходимо следить за тем, во что играют их дети и на этапе становления личности и формирования моральных устоев ограждать ребенка от плохих примеров для подражания и выработки ошибочных поведенческих схем. Взрослым необходимо следить за тем, во что играют их дети и на этапе становления личности и формирования моральных устоев ограждать ребенка от плохих примеров для подражания и выработки ошибочных поведенческих схем. Если вы заботитесь о своем ребенке, то не забывайте об этом и учите его только тому, что сделает его лучше, а правильно выбранные игры, в которых достойная цель достигается достойными средствами, обязательно помогут вам в этом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eticheskie_printsypy_detskoy_igry_.docx | 329.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Интернет ресурс: http://www.olesya-emelyanova.ru/text_03_nastoljnye_igry.html
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Этические принципы детской игры
Взрослым необходимо следить за тем, во что играют их дети и на этапе становления личности и формирования моральных устоев ограждать ребенка от плохих примеров для подражания и выработки ошибочных поведенческих схем. Ребенок должен знать, что в мире существует зло, обман, подлость и другие гадости, но он не должен быть лично причастен к их совершению пусть даже в игре и понарошку, не должен учиться равнодушно абстрагироваться от создавшейся в игре некомфортной морально-этической ситуации или смиряться с ней, полностью уравнивая в своей душе добро и зло, привыкать избегать оценки своих и чужих поступков, не задумываться и не вмешиваться.
Одержать победу чрезвычайно заманчиво, радость выигрыша – это особое ни с чем не сравнимое чувство, момент триумфа, возвышающий нас в собственных глазах и в глазах окружающих. Желание почувствовать себя победителем незаметно для ребенка переносится на принятие цели игры, какой бы она ни была.
Есть много благородных, нейтральных и абстрактных целей – составить комбинацию, спасти, найти, прийти, заработать, построить, но есть и цели аморальные – убить, украсть, совершить теракт, угнать чужую машину, обмануть, предать друзей. Список можно продолжить. Победа в такой игре придает всем этим преступлениям романтический и героический оттенок, становится морально-приемлемым средством достижения своих целей, а это легко может перекинуться на реальность в самый неподходящий момент и подтолкнуть к неверному решению. Одно дело, когда в роли «плохого» выступает сама игра, а другое, когда живой человек сознательно берет на себя роль злодея или преступника и объединяет с ним свои стремления, пусть даже на короткое время игры.
Настольные игры-«войнушки» вызывают много споров.
Выступая в роли полководца и манипулируя многими фишками, игрок сражается просто за победу и абстрагируется от ужасов военных действий – он сам никого не убивает, а просто отдает приказы тем, кто готов их исполнять и наблюдает за последствиями.
Поэтому шахматы, шашки или сражения выдуманных армий друг с другом не сделают ребенка жестоким и кровожадным маньяком и ничему плохому не научат. В них нет реального повода принимать чью-либо сторону. Такая «войнушка» превращается просто в стратегическое и тактическое противостояние игроков, в полезное упражнение для развивающегося ума.
Сражаются ли друг с другом орки и гоблины, волшебники и драконы, космические флотилии или боевые роботы – все это нормально, пока разыгрываемый сюжет не становится повторением реальных исторических событий особенно тех, которые напрямую касаются страны, где играют в такую игру. Россиянину может быть без разницы, кто победил, орки или гоблины в фэнтази-сражении или даже греки или персы в Марафонской битве, но точно не должно быть безразлично, кто одержал победу на Куликовом поле. Здесь уже не может быть речи об отстраненности и непричастности, поскольку есть объективно плохие и объективно хорошие, чужие и свои, и игроку самому сознательно придется встать на сторону тех или других.
Можно возразить, что деление на плохих и хороших неотъемлемая часть любых ролевых игр и ничего от этого ужасного не происходит. Но разве в импровизационной детской игре в войнушку хоть раз победили фашисты. Или в разыгрываемом ежегодно Бородинском сражении – французы? Нет! Те, кто играют за "плохих" в играх-театрализациях знают, что их герои обречены на поражение и признают справедливость этого, а их участие только подтверждает главную правильную мысль.
Однако настольная игра – это не спектакль, у «плохих» по законам жанра не меньше шансов победить, чем у «хороших». Каждый игрок хочет выиграть и считает себя в этом правым. Но разве тот, кто играл за фашистов и победил, пойдет хвалиться такой победой своему дедушке или прадедушке ветерану Великой отечественной войны? В честном ответе на этот вопрос и содержится вся правда о пользе и вреде таких игр. И это однозначное «нет». И это вовсе не «квасной патриотизм», а та грань, перешагнув через которую, человек утрачивает часть своей души и становится нравственно-неполноценным калекой. Потеря любви и уважения к Родине и людям, защитившим и прославившим ее, так же ужасна, как потеря любви и уважения к собственной семье.
Это трагедия, для которой желание поразвлечься повод явно недостойный. Играть в настольной игре за фашистов или хазар против русских для русского человека то же самое, что бить колотушкой на сельской ярмарке не огородных вредителей, а кукол, изображающих членов его собственной семьи. Подумайте об этом прежде, чем вручить своему ребенку игру, где он сможет искренне порадоваться победе врагов-захватчиков над славными защитниками своей Родины.
Однако для игры важна не только цель, но и способы ее достижения. Если цель игроков можно понять сразу из аннотации на коробке или в интернет-магазине, то пути к победе – только из правил. Поэтому, прежде чем покупать игру, не помешает найти обзорную статью, описывающую игровой процесс хотя бы в общих чертах.
Хорошо, когда игра позволяет победить самому умному, доброму, храброму, честному или просто удачливому, но она может своими правилами также узаконивать неблаговидные поступки и вынуждать игроков их совершать, внушая им, что именно так достигаются победы, и глуп тот, кто так не делает. Взрослому, с уже сложившимся моральным обликом, такая игра вряд ли повредит, но ребенок с готовностью усвоит плохой урок и обязательно применит его на практике. Правильно полагать, что игроки-рыбаки не должны красть чужой улов, а игроки-бизнесмены взрывать магазины друг друга или совершать другие рекомендуемые им правилами игры подлости и гадости.
Огорчают игры, которые учат маленьких девочек, что после трех ссор с мужем должен последовать развод, игры, на коробках которых написано «Подставляй друзей!» как рекламный лозунг, и другие «шедевры» людей, которые либо не хотят понимать, что и зачем они делают, думая, что все это просто безобидный «прикол», либо считают свою бесчестность, беспринципность и распущенность нормой. Если купить такие игры ребенку, еще не доросшему до проверки на прочность усвоенной им картины мира путем ее отрицания, то он отнесется к их содержанию вполне серьезно и как губка впитает заложенные в них авторами гипераморальность, гипержестокость и гиперглупость, и это будет уже совсем не смешно.
Раньше такой проблемы не существовало, поскольку такие игры просто не производили, а испытывающие в них потребность старшие школьники, студенты и те немногие взрослые, кто не смог это в себе перерасти, делали их для себя сами, не вовлекая в это детей младшего возраста.
Если вы заботитесь о своем ребенке, то не забывайте об этом и учите его только тому, что сделает его лучше, а правильно выбранные игры, в которых достойная цель достигается достойными средствами, обязательно помогут вам в этом. Желаем удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этические принципы и кодексы психолога
отчет по практике в СГА...
Соблюдение этических принципов делового общения в педагогическом коллективе
Для того, чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников, обязательное условие соблюдения общих этических принци...
Этические принципы работы с детьми
Этика – наука о морали. Под нравственностью этика понимает исторически меняющиеся формы общественной связи между людьми. Поэтому этика – наука не только о должном, но и о сущем.Этика отраж...
Предмет и принципы детской психологии
Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показы...
Основные принципы детской дыхательной гимнастики.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21124553","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Этические принципы и правила работы психолога
Этические принципы и правила работы психолога...
Этические принципы педагога-психолога.
Этический кодекс Российского психологического общества составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации №152-ФЗ от 27 июля 2006 года &la...