Как помочь ребёнку стать самостоятельным
материал
Предварительный просмотр:
Самостоятельный и ответственный ребенок, наверное, мечта каждого родителя и воспитателя, но не всегда наши надежды относительно детей оправдываются. И это не вина детей. Мы, взрослые, сами стараемся их защитить, отстраняем ребенка от жизненных трудностей, куда-то вечно торопимся, а порой просто не доверяем малышу самостоятельно сделать работу или выбор. Маленький ребенок привыкает к беззаботной жизни и не понимает, почему от него в один прекрасный момент начинают требовать совершенного другого поведения. Трудолюбие, стремление быть самостоятельным, целеустремленность – это те качества личности, которые воспитываются в семье и коллективе. Давайте рассмотрим, что мы, как педагоги можем сделать для их воспитания в подрастающем поколении.
1. Начинается самостоятельность с дел – сам дополз до игрушки, сам придвинул стул, сам нарисовал картинку, сам надел штанишки. А потом приходит и самостоятельность выбора, решений, суждений. Нужно быть готовыми давать детям свободу – чем дальше, тем больше (не нужно поторапливать малыша, у детей иное восприятие времени, для них главное – собственное открытие «оказывается, я это умею»).
2. Для воспитания самостоятельности в группе важна обстановка. Во-первых, ребенок не должен на каждом шагу опасаться нарушения какого-нибудь запрета (они должны быть разумными и приняты детьми). Во-вторых, для того, чтобы естественная потребность ребенка в самостоятельности могла бы приносить пользу в группе должны быть созданы условия (необходимые материалы и оборудование доступны детям, и ребятам должны быть знакомы способы действий с ними)
3. Дети очень чувствительны к порядку. Порядок для ребенка – это привычная последовательность действий. Он дает маленькому человеку чувство безопасности и комфорта. Важно чтобы в режиме дня было время для труда и собственной активности детей. Осваивать новое действие детям проще по алгоритму. Предоставьте четкий алгоритм – алгоритм завязывания шнурков, алгоритм уборки игрушек; показывайте медленно, во всех подробностях.
4. Не нужно помогать ребенку, пока он не попросит. А если кажется, что ребенок обращается за помощью слишком часто – все равно в ней не отказывайте, но выдумайте предлог, чтобы несколько отложить свое вмешательство (на срок, соразмерный возрасту ребенка). Ребенку постарше помогайте не столько делом, сколько советом.
5. Чаще давайте ребенку задания и поручения. И не вмешивайтесь в их выполнение, не контролируйте (по крайней мере, явно), и не переделывайте на глазах у ребенка то, что у него не получилось.
6. Не отказывайтесь от помощи, предложенной ребенком. Поясняйте свои действия, научитесь озвучивать ход ваших мыслей, объяснять свои поступки и решения.
7. Превращайте ситуацию обучения в деятельность, носящую характер развлечения. Дети любят самые разнообразные игры, особенно если в них участвуют взрослые. Игра повышает восприимчивость ребенка к тем действиям, к которым вы пытаетесь его приобщить.
8. Освоенное умение должно приносить ребенку приятный бонус. Поощрение, возможность выбора или что-то еще. Один из наиболее эффективных методов приучения детей к выполнению повседневных обязанностей является использование специальных вознаграждений за правильное поведение (это могут быть как материальные поощрения – медальки, наклейки, что то другое, ценное для ребенка или словесная похвала).
Этот принцип нужно использовать с осторожностью, соблюдая несколько правил:
· Используя похвалу как поощрение и закрепление положительного поведения, нужно помнить, что она должна носить конкретный характер. Например, вместо "Ты хороший мальчик" лучше сказать "Мне нравится, как хорошо ты сегодня убрал игрушки". Не упускайте возможности похвалить ребенка за хороший поступок, избегая при этом пустых похвал в его адрес.
· Вознаграждение должно следовать непосредственно за поступком, чем младше ребенок, тем ему сложнее удержать в памяти отдаленную цель.
· Вознаграждения превращаются во взятки, когда они служат "платой" за неповиновение или безответственное поведение.
Причем для мальчиков более значимыми являются материальные знаки их успехов, а для девочек словесное поощрение, и лучше, если поощрение будет оказано публично.
9. Если в семье родители будут придерживаться тех же правил что и педагоги детского сада, то ребенок скорее станет ответственным и самостоятельным. Поэтому необходимо работать семьей ребенка, разъясняя родителям важность выполнения вышеперечисленных рекомендаций.
Чтобы ребенок рос самостоятельным, трудолюбивым и свободным, воспитателям и родителям придется приложить массу усилий, особенно в раннем детстве. Но результат целенаправленной работы окупит эти труды сторицей! Дети, в которых было вложено много труда, станут вам хорошими помощниками, научаться ставить и добиваться целей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Как помочь ребёнку стать самостоятельным?"
Данная консультация поможет родителям узнать ответ на важный вопрос "Как помочь ребёнку стать самостоятельным?"...
Советы психолога "Как помочь ребёнку стать самостоятельным?"
Мы всячески стараемся оберегать детей, создавая им тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, не осознавая, что этим мы оказываем им ме...
Консультация. Как помочь ребёнку стать самостоятельным.
Как помочь ребёнку стать самостоятельным....
Консультация для родителей "Как помочь ребёнку стать самостоятельным?"
Консультация для родителей "Как помочь ребёнку стать самостоятельным?"...
Как помочь малышу стать самостоятельным:одевание
лучший тренажер для развития мелкой моторики-это одевание. Но когда малыш это делает сам....Процесс этот трудоемкий и порой маленький человек не знает как справиться с этой одеждой. Предлагаю вашему в...
Как помочь ребёнку стать самостоятельным
Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед с...