Актуальные проблемы здоровьесбережения при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с компьютерной техникой в условиях семьи
консультация (старшая группа)
Актуальные проблемы здоровьесбережения при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с компьютерной техникой в условиях семьи
Использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в современном дошкольном образовании объясняется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания. На сегодняшний день ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является формирование у него психологической готовности к жизни в цифровом обществе, широко использующем информационные коммуникационные технологии. На занятиях с применением компьютеров дошкольники получают первые представления, умения и навыки работы с электронной техникой. Применение средств ИКТ в дошкольном образовательном процессе приводит к активизации умственной деятельности, способствует увеличению объема получаемой информации, развивает теоретическое мышление, внимание, память, быстроту реакции и визуальное восприятие.
Однако, наряду с перечисленными положительными факторами применения компьютерных технологий в дошкольном детстве, использование компьютера сопровождается рядом негативных факторов, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на функциональное состояние и работоспособность детей, на физическое и психическое здоровье. Факторы, оказывающие негативное влияние на организм дошкольников во время использования компьютерных средств можно разделить на следующие группы: физические отклонения, психические отклонения и социальные отклонения (Ю.А. Дмитриев, Т.В. Калинина).
Во избежание вредного влияния компьютерных технологий на здоровье ребенка, необходимо строго контролировать его использование и руководить компьютерной игровой деятельностью ребенка.
В современном обществе зачастую дети с раннего возраста имеют неограниченный доступ к средствам ИКТ без предварительной подготовки к их использованию. Таким образом, дошкольники не осознают значения и возможностей современных компьютерных технологий, у них изначально формируется неправильное отношение к компьютерной технике, которая используется в основном для развлечения.
Процесс формирования здоровьесберегающих знаний, умений и навыков при общении с компьютером у детей дошкольного возраста не возможен без помощи взрослого. Задачей педагогов и родителей является подготовка ребенка к жизни в современном информационном обществе. Впервые ребенок начинает взаимодействовать с современными компьютерными средствами в домашних условиях.
На сегодняшний день родители детей старшего дошкольного возраста достаточно активно применяют компьютерные технологии в семейном воспитании. Из 30 опрошенных родителей 28 человек (93,3%) ответили, что их дети в домашних условиях используют компьютер, планшет, смартфон. И только 2 человека (6,7%) стараются не допускают своих детей к средствам ИКТ.
По мнению большинства родителей, компьютерная техника обеспечивает детям подготовку к жизни в современном обществе, развивает мышление, память, координацию, познавательные активности, дает ребенку возможность получать дополнительное образование, первоначальные знания, умения и навыки использования компьютера. Также родители отмечают, что компьютер используется их детьми в качестве проведения досуга (компьютерные игры, просмотр мультфильмов), для общения со сверстниками, в это время они сами могут заняться личными делами, пока их ребенок общается с компьютером.
Большинство родителей видят и отрицательные стороны в использовании ИКТ в дошкольном детстве: формирование зависимости детей от компьютера; получении нежелательной информации; ухудшении зрения, осанки; перевозбуждение; снижению общения в реальной жизни. Некоторые родители, наоборот, считают, что применение компьютеров у дошкольников соответствует современному компьютеризированному миру и не отмечают никакого негативного воздействия на их детей. И только один человек из опрошенных считает, что компьютер ребенку до 7 лет вообще не нужен, так как вредит физическому и психическому здоровью.
Таким образом, можно отметить, что при понимании негативных сторон использования компьютера у детей старшего дошкольного возраста, многие родители активно внедряют средства ИКТ в семейное воспитание. Можно утверждать, что родители не владеют достаточно полной информацией по использованию компьютерной техники их детьми. Многие современные родители не видят или не хотят замечать негативных последствий в использовании детьми средств ИКТ в домашних условиях.
В дошкольных образовательных организациях основное применение компьютерных технологий – это образовательная деятельность, в том числе как и дополнительная. Большинство педагогов рекомендуют родителям использовать ИКТ в семейном воспитании. Однако большинство родителей реализуют эти советы педагогов не с целью развития, а скорее, с целью развлечения. Так из 30 опрошенных семей у 19 (63,3%) компьютер в основном используется ребенком для проведения досуга, дети играют в коммерческие компьютерные игры. 20 человек (66,7%) отмечают, что осуществляют контроль того, как проводит их ребенок время за компьютером и какие программы, игры он использует. Остальные родители не уделяют этому особого внимания.
В настоящий момент очень важно осуществлять выбор безопасной компьютерной программной продукции для детей. Сложность выбора связана с огромным количеством коммерческой продукции, качество которой, порой очень сложно определить и оценить родителям. Педагоги могут корректировать выбор полезной для развития ребенка программной продукции для использования в условиях семьи, однако они также не всегда обладают достаточной компетенцией в данном вопросе. Качество современных программных средств, которыми пользуются дошкольники зачастую не соответствует требованиям и может скорее принести вред ребенку, чем пользу [2].
По итогам опроса родителей выяснилось, что 17 человек (56,7%) позволяет детям использовать компьютер более 20 минут в день, 2 человека (6,7%) – 10 – 15 минут в день, 9 человек (30%) – 15-20 минут и 2 человека (6,7%) не ограничивают своего ребенка в использовании ИКТ.
Следует отметить, что 13 опрошенных родителей (43,3%) разрешают детям пользоваться компьютером ежедневно, 10 человек (33,3%)- 2-3 раза в неделю, 5 человек (16,7%) - очень редко и 2 человека (6,7%) - не используют ИКТ в семейном воспитании.
Также, по результатам опроса, 36,7 % родителей позволяют детям использовать ПК в вечернее время.
Таким образом, результаты опроса демонстрируют, что большинство родителей разрешают детям применять ИКТ слишком долго для их возраста.
Можно сделать заключение о том, что основными проблемами здоровьесбережения при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с компьютерной техникой можно обозначить отбор содержания и длительности применения средств ИКТ в условиях семьи.
Зрение - это величайшая ценность для любого человека. Зрение человека – результат согласованной работы зрительного аппарата и работы мозга. Свыше 80% информации человек получает за счет зрения. Для выполнения заданий, таких, как чтение, занятия на компьютере, необходимо чтобы зрительная система была соответственно подготовлена к данным нагрузкам. Повышение зрительных нагрузок, увеличение требований к работоспособности и качеству функционирования зрительного аппарата в образовательной среде, насыщенной электронными информационными ресурсами, практически неизбежно создают условия угрозы нарушения развития и формирования патологии зрения.
Перечислим факторы, негативно влияющие на развитие органа зрения: наследственная предрасположенность; не соблюдение режима зрительной нагрузки и гигиены зрения (чтение в условиях недостаточной освещенности, лежа, игры и чтение в положении лежа, длительная работа с электронными ресурсами); компьютерные игры, неограниченные по времени и содержанию.
При формировании у детей 6-7 лет здоровьесберегающих знаний и умений при использовании средств ИКТ необходимо тесное взаимодействие педагогов с родителями.
Оно направлено на процесс ознакомления родителей в отношении пользы и вреда использования компьютера детьми в семейном воспитании, санитарно-гигиенического режима работы с ИКТ, а также на оказание родителям квалифицированной помощи в подборе развивающих и образовательных программ, компьютерных игр для развития и образования детей.
Приведем рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста для создания условий формирования основ здоровьесбережения при общении с компьютерными средствами в семейном воспитании:
- Взаимодействие родителей и педагогов ДОО по вопросам формирования здоровьесберегающих знаний, умений и навыков у детей при общении с компьютерной техникой, создания развивающей информационной среды в домашних условиях.
- Обеспечение психологической защиты детей от негативной информации. Для этого нужна строгая фильтрация компьютерных программ, видеоматериалов.
- Показать детям на личном примере функциональные возможности компьютерных средств, обратить их внимание на то, как разнообразно и полезно можно проводить время за компьютером, не ограничиваясь только компьютерными играми и просмотром мультфильмов.
- Во избежание формирования компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста, родителям следует привлекать детей к различным видам другой деятельности (прогулки, спортивные секции, кружки).
- Познакомить детей с основными правилами безопасности при общении с компьютерной техникой:
- Соблюдать правила здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста во время деятельности за компьютером:
Применение средств ИКТ в семейном воспитании будет эффективным в том случае, если родители будут грамотно осуществлять подбор компьютерных игр, развивающих программ а также учитывать требования к безопасному применению ИКТ в дошкольном возрасте. При данной организации работы с компьютерной техникой в семье ИКТ могут стать мощным средством образования детей дошкольного возраста.
Список литературы
- Калинина Т.В., Дмитриев Ю.А. Проблемы здоровьесбережения в процессе ознакомления детей с компьютерной техникой в компьютерно-игровых комплексах ДОУ. / Журнал «Здоровьесберегательное образование» 2011 №1 (13) стр. 56-61.
- Калинина Т.В., Дмитриев Ю.А. Параметры отбора компьютерных игр для обучения и развития детей дошкольного возраста // В мире научных открытий. – 2015. - № 11 (61). – С. 517-530.
- Кротова Т.В. Информационно-коммуникативные технологии в образовании детей дошкольного возраста // Педагогическое образование и наука. – 2016. - № 4. – С. 110-113.
- Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В., Кротова Т.В. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования – Москва:, 2015. – Прометей, 225 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы здоровьесбережения при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с компьютерной техникой в условиях семьи
Использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в современном дошкольном образовании объясняется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания. На сегодняшний день ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является формирование у него психологической готовности к жизни в цифровом обществе, широко использующем информационные коммуникационные технологии. На занятиях с применением компьютеров дошкольники получают первые представления, умения и навыки работы с электронной техникой. Применение средств ИКТ в дошкольном образовательном процессе приводит к активизации умственной деятельности, способствует увеличению объема получаемой информации, развивает теоретическое мышление, внимание, память, быстроту реакции и визуальное восприятие.
Однако, наряду с перечисленными положительными факторами применения компьютерных технологий в дошкольном детстве, использование компьютера сопровождается рядом негативных факторов, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на функциональное состояние и работоспособность детей, на физическое и психическое здоровье. Факторы, оказывающие негативное влияние на организм дошкольников во время использования компьютерных средств можно разделить на следующие группы: физические отклонения, психические отклонения и социальные отклонения (Ю.А. Дмитриев, Т.В. Калинина).
Во избежание вредного влияния компьютерных технологий на здоровье ребенка, необходимо строго контролировать его использование и руководить компьютерной игровой деятельностью ребенка.
В современном обществе зачастую дети с раннего возраста имеют неограниченный доступ к средствам ИКТ без предварительной подготовки к их использованию. Таким образом, дошкольники не осознают значения и возможностей современных компьютерных технологий, у них изначально формируется неправильное отношение к компьютерной технике, которая используется в основном для развлечения.
Процесс формирования здоровьесберегающих знаний, умений и навыков при общении с компьютером у детей дошкольного возраста не возможен без помощи взрослого. Задачей педагогов и родителей является подготовка ребенка к жизни в современном информационном обществе. Впервые ребенок начинает взаимодействовать с современными компьютерными средствами в домашних условиях.
На сегодняшний день родители детей старшего дошкольного возраста достаточно активно применяют компьютерные технологии в семейном воспитании. Из 30 опрошенных родителей 28 человек (93,3%) ответили, что их дети в домашних условиях используют компьютер, планшет, смартфон. И только 2 человека (6,7%) стараются не допускают своих детей к средствам ИКТ.
По мнению большинства родителей, компьютерная техника обеспечивает детям подготовку к жизни в современном обществе, развивает мышление, память, координацию, познавательные активности, дает ребенку возможность получать дополнительное образование, первоначальные знания, умения и навыки использования компьютера. Также родители отмечают, что компьютер используется их детьми в качестве проведения досуга (компьютерные игры, просмотр мультфильмов), для общения со сверстниками, в это время они сами могут заняться личными делами, пока их ребенок общается с компьютером.
Большинство родителей видят и отрицательные стороны в использовании ИКТ в дошкольном детстве: формирование зависимости детей от компьютера; получении нежелательной информации; ухудшении зрения, осанки; перевозбуждение; снижению общения в реальной жизни. Некоторые родители, наоборот, считают, что применение компьютеров у дошкольников соответствует современному компьютеризированному миру и не отмечают никакого негативного воздействия на их детей. И только один человек из опрошенных считает, что компьютер ребенку до 7 лет вообще не нужен, так как вредит физическому и психическому здоровью.
Таким образом, можно отметить, что при понимании негативных сторон использования компьютера у детей старшего дошкольного возраста, многие родители активно внедряют средства ИКТ в семейное воспитание. Можно утверждать, что родители не владеют достаточно полной информацией по использованию компьютерной техники их детьми. Многие современные родители не видят или не хотят замечать негативных последствий в использовании детьми средств ИКТ в домашних условиях.
В дошкольных образовательных организациях основное применение компьютерных технологий – это образовательная деятельность, в том числе как и дополнительная. Большинство педагогов рекомендуют родителям использовать ИКТ в семейном воспитании. Однако большинство родителей реализуют эти советы педагогов не с целью развития, а скорее, с целью развлечения. Так из 30 опрошенных семей у 19 (63,3%) компьютер в основном используется ребенком для проведения досуга, дети играют в коммерческие компьютерные игры. 20 человек (66,7%) отмечают, что осуществляют контроль того, как проводит их ребенок время за компьютером и какие программы, игры он использует. Остальные родители не уделяют этому особого внимания.
В настоящий момент очень важно осуществлять выбор безопасной компьютерной программной продукции для детей. Сложность выбора связана с огромным количеством коммерческой продукции, качество которой, порой очень сложно определить и оценить родителям. Педагоги могут корректировать выбор полезной для развития ребенка программной продукции для использования в условиях семьи, однако они также не всегда обладают достаточной компетенцией в данном вопросе. Качество современных программных средств, которыми пользуются дошкольники зачастую не соответствует требованиям и может скорее принести вред ребенку, чем пользу [2].
По итогам опроса родителей выяснилось, что 17 человек (56,7%) позволяет детям использовать компьютер более 20 минут в день, 2 человека (6,7%) – 10 – 15 минут в день, 9 человек (30%) – 15-20 минут и 2 человека (6,7%) не ограничивают своего ребенка в использовании ИКТ.
Следует отметить, что 13 опрошенных родителей (43,3%) разрешают детям пользоваться компьютером ежедневно, 10 человек (33,3%)- 2-3 раза в неделю, 5 человек (16,7%) - очень редко и 2 человека (6,7%) - не используют ИКТ в семейном воспитании.
Также, по результатам опроса, 36,7 % родителей позволяют детям использовать ПК в вечернее время.
Таким образом, результаты опроса демонстрируют, что большинство родителей разрешают детям применять ИКТ слишком долго для их возраста.
Можно сделать заключение о том, что основными проблемами здоровьесбережения при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с компьютерной техникой можно обозначить отбор содержания и длительности применения средств ИКТ в условиях семьи.
Зрение - это величайшая ценность для любого человека. Зрение человека – результат согласованной работы зрительного аппарата и работы мозга. Свыше 80% информации человек получает за счет зрения. Для выполнения заданий, таких, как чтение, занятия на компьютере, необходимо чтобы зрительная система была соответственно подготовлена к данным нагрузкам. Повышение зрительных нагрузок, увеличение требований к работоспособности и качеству функционирования зрительного аппарата в образовательной среде, насыщенной электронными информационными ресурсами, практически неизбежно создают условия угрозы нарушения развития и формирования патологии зрения.
Перечислим факторы, негативно влияющие на развитие органа зрения: наследственная предрасположенность; не соблюдение режима зрительной нагрузки и гигиены зрения (чтение в условиях недостаточной освещенности, лежа, игры и чтение в положении лежа, длительная работа с электронными ресурсами); компьютерные игры, неограниченные по времени и содержанию.
При формировании у детей 6-7 лет здоровьесберегающих знаний и умений при использовании средств ИКТ необходимо тесное взаимодействие педагогов с родителями.
Оно направлено на процесс ознакомления родителей в отношении пользы и вреда использования компьютера детьми в семейном воспитании, санитарно-гигиенического режима работы с ИКТ, а также на оказание родителям квалифицированной помощи в подборе развивающих и образовательных программ, компьютерных игр для развития и образования детей.
Приведем рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста для создания условий формирования основ здоровьесбережения при общении с компьютерными средствами в семейном воспитании:
- Взаимодействие родителей и педагогов ДОО по вопросам формирования здоровьесберегающих знаний, умений и навыков у детей при общении с компьютерной техникой, создания развивающей информационной среды в домашних условиях.
- Обеспечение психологической защиты детей от негативной информации. Для этого нужна строгая фильтрация компьютерных программ, видеоматериалов.
- Показать детям на личном примере функциональные возможности компьютерных средств, обратить их внимание на то, как разнообразно и полезно можно проводить время за компьютером, не ограничиваясь только компьютерными играми и просмотром мультфильмов.
- Во избежание формирования компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста, родителям следует привлекать детей к различным видам другой деятельности (прогулки, спортивные секции, кружки).
- Познакомить детей с основными правилами безопасности при общении с компьютерной техникой:
- не трогать провода и монитор компьютера;
- сохранять правильную осанку и безопасное расстояние до монитора;
- не приносить еду и напитки за компьютер.
- Соблюдать правила здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста во время деятельности за компьютером:
- ограничение времени, проведенного ребенком за компьютером (для детей старшего дошкольного возраста это не более 20 минут в день), а также выбор оптимального времени для деятельности за компьютером (за 1,5-2 часа до сна).
- отбор и анализ развивающих программ, компьютерных игр, видеоматериалов для детей;
- контроль деятельности ребенка за компьютером. В данном случае рекомендуется совместное проведение времени за компьютером родителей и ребенка;
- соблюдение правильной осанки и безопасного расстояния до монитора;
- оборудование «рабочего места» для компьютерной деятельности дошкольника (использование специальной мебели, освещения);
- использование современных средств защиты от нежелательной информации для детей (специальные программы, настройки компьютера);
- проводить профилактические меры после использования компьютерной техники: зрительная гимнастика, физические упражнения, спокойные тихие занятия и игры.
Применение средств ИКТ в семейном воспитании будет эффективным в том случае, если родители будут грамотно осуществлять подбор компьютерных игр, развивающих программ а также учитывать требования к безопасному применению ИКТ в дошкольном возрасте. При данной организации работы с компьютерной техникой в семье ИКТ могут стать мощным средством образования детей дошкольного возраста.
Список литературы
- Калинина Т.В., Дмитриев Ю.А. Проблемы здоровьесбережения в процессе ознакомления детей с компьютерной техникой в компьютерно-игровых комплексах ДОУ. / Журнал «Здоровьесберегательное образование» 2011 №1 (13) стр. 56-61.
- Калинина Т.В., Дмитриев Ю.А. Параметры отбора компьютерных игр для обучения и развития детей дошкольного возраста // В мире научных открытий. – 2015. - № 11 (61). – С. 517-530.
- Кротова Т.В. Информационно-коммуникативные технологии в образовании детей дошкольного возраста // Педагогическое образование и наука. – 2016. - № 4. – С. 110-113.
- Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В., Кротова Т.В. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования – Москва:, 2015. – Прометей, 225 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию педагога Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования» 2017-2018 уч.год Подготовительная группа
План по самообразованию педагога Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»2017-2018 уч.годПодготовительная группа...
План по самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»
Цель:- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверст...
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности
Консультация для родителей...
Методическая разработка - "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности".
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими слова...
План по самообразованию:" Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования подготовительная группа".
Формировать умение детей выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве,развивать потребность к созданию нового образа творческой деятельности.Задача:расширять ...
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования "Весеннее дерево"
Конспект занятияпо ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования«ВЕСЕННЕЕ СОЛНЦЕ»Цели:познакомить детей с техникой «батик» (рисование п...
Актуальные проблемы здоровьесбережения при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с компьютерной техникой в условиях семьи
Актуальные проблемы здоровьесбережения при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с компьютерной техникой в условиях семьи...