Развитие сенсорного развития детей дошкольного возраста
статья (младшая, средняя группа)

Аржановская Екатерина Александровна

В современном мире предъявляютя и современные требование к подрастающему покалению.  И начинать нужно с самых маленьких.  Какие же занятия можно проводить или с чего можно начать? А начать с самого простого и очень значительного компанента-сенсорного развития.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta_na_sayt.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Слово сенсорика от латинского слова «sensus» что означает «восприятие», «способность ощущения». Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Сенсорные ощущения могут быть самыми разнообразными: 

зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве; 

слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать; 

осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей; 

обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира; 

вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда

Выдающиеся зарубежные и отечественные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На втором-третьем году жизни дети могут научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

 Ребёнок раннего дошкольного возраста может:

 ‒ различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по цветовому образцу;

 ‒ определять величину согласно трём понятиям: большой, маленький, средний. ‒ строить пирамидку из 5–8 колечек;

‒ собирать пазлы или разрезные картинки (4–8 частей);

‒ определять форму предмета. Отличать объемные фигуры куб, шар;

‒ сортировать предметы, имеющие общий признак, например, цвет, форму, размер.
Повседневное общение взрослых с детьми насыщено категориями сенсорного спектра. Проговаривая действия свои или ребёнка, взрослые используют такие слова, как, например большой — большая ,маленький — маленькая (чашка, книжка, кроватка); низко-высоко, быстро-медленно, круглый — квадратный — треугольный; под — над — в — за и т. д. Эти понятия постоянно используются в речи взрослых, многократно повторяются ими в течении дня в различных ситуациях и входят в обиход и в понятийный аппарат ребёнка самым естественным образом. Сначала они закрепляются за конкретными предметами, затем по мере расширения горизонтов, приходит время их уточнения, сопоставления. В тарелке было много супа — стало мало; часы на стене круглые, платочек квадратный в кармашке, машина красная, платье на кукле желтое в синий горошек и т. п. Таким образом, в раннем возрасте ребенок осваивает сенсорные категории — обозначения величины, основных геометрических форм и основных цветов, он начинает ориентироваться в пространстве. Сенсорное развитие лучше всего происходит, когда дети с самого раннего возраста получают возможность приобрести соответствующий чувственный опыт.

Современный мир диктует и современные условия развития детей. Какие же можно использовать методы для сенсорного развития? Это сочетание  прежде всего традиционных подходов и использование современных средств обучения ( их можно не только приобрести в продаже, но и изготовить самостоятельно ): развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах, тактильных игр и многое другое. Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с педагогами, и в семье.

На своих занятиях я использую следующие игры:

 

  • «Найди пару»
  •  «Что катится»
  • «Мячи большие и маленькие»
  • «Пообдери по цвету»
  • «Разложи по форме»
  • «Разложи по величине»
  • «Найди свой домик»
  • «Назови правильно»
  • « Игры с пробками»
  • «Собери бусы»
  • «Открой коробочку»
  • «Мягкий конструктор»
  • «Разложи чашки по цветным тарелочкам»
  • «Сенсорный конструктор»
  • «Сенсорное панно с пуговицами»
  • «Шнуровка»
  • «Сюрприз»
  • «Пересыпалочки»
  • "Озорные ладошки»
  • «Тонет, не тонет»
  • «Тактильная коробка»
  • «Теплый – холодный»
  • «Маленький секрет»
  • «Застёжки»
  • «Закрути ленточку»
  • «Поиграем с прищепками»

Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов




.

Картотека

ДИДАКТИЧЕСКИх ИГР

по сенсорному воспитанию

детей младших групп


Игры для развития зрительного восприятия:

«Найди пару»

Материал: разноцветные рукавички из ткани.

Цель: упражнять в умении находить рукавички одного цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.

«Игры с пробками» 

Материал: пробки разного цвета и размера.

Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов , развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

«Собери бусы»

Материал: деревянные бусы разного цвета.

Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

«Открой коробочку»

Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.

Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.

Усложнения: упражнять в различении формы (круглая коробочка, цвета (красная, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная, величины (большая, маленькая); в умении соотносить цвет: «Картинки перепутались, положи в свою коробочку! », познакомить с понятиями «один» (одна) – «много».

Взрослый создаёт интерес к игре: «Что в коробочке гремит? Давайте посмотрим! ».  Знакомит с формой, с цветом, величиной, с понятиями: одна, много.

«Укрась ёлочку шарами»

Материал: елочки из картона, круги разных цветов.

Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.

1 вариант: используем кружочки двух основных цветов

2 вариант: используем кружочки четырёх основных цветов

3 вариант: используем кружочки дополнительных цветов.

Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Ёлочка собралась на праздник. Поможем ей нарядиться. Украсим её шарами». Задаёт вопросы: «Какая это форма? Какого цвета этот кружочек? »

«Сложи пирамидку»

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный цвет колечек. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колец.

«Собери карандаши в  стаканы»

Материал: цветные карандаши, стаканчики 4-х цветов.

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов.

На столе перед детьми раскладываются цветные карандаши.

Воспитатель кладёт в каждый стакан по одному карандашу разного цвета, проговаривая свои действия: « В этот стаканчик положу карандаш синего цвета, наберём много одинаковых карандашей». И так повторяется с карандашами всех

основных цветов. Побуждая детей проговаривать цвет карандашей.

«На что похожа фигура?»

Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

Игровой материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.

Ход игры: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

Игры для развития слухового восприятия:

«Разноцветные шумелки»

Материал (бросовый, природный) : пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны) .

Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.

Усложнение: развивать восприятие цвета.

«Кто что услышит?»

Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т.д.

Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.

Ставили перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т.д. Предлагали детям отгадать, каким предметом произведен звук.

Игры для развития обонятельного восприятия:

«Угадай на вкус»

Материал: нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек.

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: определить, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что ребенок ест.

«Чем пахнет?»

Материал: баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполнителями.

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику).

Усложнение: упражнять в назывании цвета.

Взрослый создаёт игровую ситуацию: «На полянке выросли цветы. Давайте их рассмотрим и понюхаем! Чем они пахнут? Какого они цвета? »  

 Игры для развития осязательного восприятия

«Сюрприз»

Материал: сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник).

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, развивать мелкую моторику.

1 вариант: сюрприз – игрушки

2 вариант: сюрприз – геометрические формы.

Взрослый говорит, что в бассейне что-то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз, взрослый спрашивает: «Что ты нашёл? Что это? Назови! »

«Пересыпалочки»

Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла.

Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть! Давай сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку)»

«Озорные ладошки»

Материал: картонные ладошки с гладкой и шероховатой поверхностью (из наждачной бумаги) разного цвета.

Цель: упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета.

Взрослый предлагает погладить ладошки, упражняет в различении гладкой и шероховатой поверхности.

«Тонет, не тонет»

Материал: ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические.

Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки. Упражняет в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает».

Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды.

«Тактильная коробка»

Материал: сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой. Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.

Цель: все предметы, находящиеся в коробке, дети исследуют руками. Это

помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир.

Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке - периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.

Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.

«Теплый – холодный»

Материал: необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики-красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т.п.).

Цель: закрепление понятий «теплый», «холодный».

Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их опускаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой

Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий:

«Маленький секрет»

Материал: трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки.

Цель: упражнять детей в орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (развивать мелкую моторику, координацию движений руки).

Взрослый заинтересовывает ребёнка: «Интересно, что за секрет спрятался в трубочке? Как достать и посмотреть, что там? » Если ребёнок затрудняется, взрослый показывает способ действия, а затем предлагает ребёнку самостоятельно достать маленький секрет. Спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая это форма? »

«Застёжки»

Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой»: в виде предметов одежды.

Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

«Закрути ленточку»

Материал: сенсорный тренажёр «Ленточки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов.

Цель: познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая» (ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук).

Усложнение: можно добавить цвета: белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый и другие .

Взрослый показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина), когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? »

«Поиграем с прищепками»

Материал: разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры.

Цель: Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Взрослый заинтересовывает ребёнка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др.

«Мягкий конструктор»

Материал: салфетки универсальные, ножницы, карандаш, трафарет геометрических фигур.  Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки.

Цель: Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления о геометрических фигурах, формах.

Варианты игры:

«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д.) В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .

«Найди пару», «Найди такую же… » - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.

«Что изменилось? » упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

«Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,

самый большой», «самый маленький».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. «Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию в группе детей дошкольного возраста»

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов....

мастер - класс для родителей " Сенсорное развитие и воображение детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию, воображению детей  дошкольного возраста в домашних условия...

Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста

Уважаемые родители и воспитатели! Предлагаю вашему вниманию картотеку дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста. Все эти игры Вы можете изготовить своими руками. За ...

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста...

«Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»

дидактические игры для развития сенсорных  способностей детей дошкольного возраста»...

План самообразования воспитателя Тема: «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»

ВведениеВ последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к с...

Программа работы по развитию сенсорного восприятия детей дошкольного возраста с ОВЗ "Волшебный луч" в условиях сенсорной комнаты

Программа представляет систему специально разработанных занятий, направленных на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы, с учетом особенностей детей дошкольного возраста с ОВЗ...