Консультация "Ребёнок царапает или кусает других детей"
консультация

Когда ребенок царапает или кусает других детей, то речь идет о поведенческом симптоме, за которым скрывается какая-то важная потребность. В консультации – рекомендации, на что стоит обратить внимание и как помочь ребенку адаптироваться в обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_tsarapaet_ili_kusaet_detey.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

на тему:

«Ребенок царапает или кусает

других детей»

                                                               

                                                           Подготовила: педагог-психолог

                                                           МАДОУ детский сад № 20

                                                           Глухова М.И.

Нефтекамск, 2019

     

     

Когда ребенок царапает или кусает других детей, то речь идет о поведенческом симптоме, за которым скрывается какая-то важная потребность. В консультации – рекомендации, на что стоит обратить внимание и как помочь ребенку адаптироваться в обществе.

     Не все дети умеют выражать свои чувства и потребности понятным адаптивным языком. Важно понаблюдать за ребенком, чтобы разобраться, по каким причинам он царапает или кусает детей в группе.

Устанавливает границы в отношениях

Когда ребенок царапает другого ребенка, возможно, он таким способом пытается отстоять свои границы. Например, когда у дошкольника отнимают игрушку, то в ответ он царапает или кусает обидчика, чтобы показать, что он против. Если ребенок сам на что-то претендует, но не получает желаемого, то он расстраивается и реагирует также.

Рекомендации воспитателю

Помогайте адаптироваться ребенку в отношениях с другими детьми. Учите дошкольника проявлять свои чувства, выражать потребности допустимым способом. Обозначайте чувства детей, их желания и побуждения. Пусть они знают, что правильно чувствуют, ведь изначально побуждения каждого ребенка положительные – они защищают свои потребности. Проговаривание чувств даст им возможность понимать себя и другого.

Пример комментария воспитателя. Маша, тебе не нравится, что забрали у тебя игрушку? Ты расстроилась и разозлилась? Понимаю, несправедливо. Ты хотела, чтобы ее вернули и без спроса не брали? А тебе, Максим, так понравилась эта игрушка, что ты очень хотел в нее поиграть и даже не увидел, что Маша сейчас ей увлечена. Посмотри, кажется, она сильно разозлилась, когда ты ее отнял, даже поцарапала тебя.

Ищите вместе новые полезные способы контакта. Установите ясные границы с пояснением: «в нашей группе царапаться и кусаться нельзя – это больно и обидно».

    Хочет чувствовать, что он существует

Причиной такого поведения может быть то, что ребенок экспериментирует со своим влиянием на окружающий мир. Дошкольник получает обратную связь и делает вывод: «На меня реагируют, значит, я существую». Возможно, это пока единственный способ, которым ребенок привлекает внимание и ощущает обратную связь.

Рекомендации воспитателю

Подберите для детей игры, которые помогут им почувствовать, что они заметны и влияют друг на друга. Формируйте ощущение ответственности за свои поступки.

Пример игры. Дети становятся в круг. Одного из дошкольников назначьте ведущим. Задача ведущего – сделать какой-нибудь жест, который будут повторять другие дети. Далее эстафета ведущего переходит к следующему ребенку. И так по очереди – один придумывает, другие повторяют. Чтобы детям было интересно, можно разнообразить игру хлопками.

Во время подобных игр прорабатывается потребность в причастности к миру. Также они поддерживают хорошее настроение и развивают внимание.

Конкурирует за внимание воспитателя

Если ребенок царапает других детей только в детском саду, то причиной может быть конкуренция за внимание воспитателя. Возможно, дошкольник чувствует, что к другим детям воспитатель больше расположен. Тогда он обнаруживает, что кусаться и царапаться – это хороший повод быть замеченным. Критика в этом случае для ребенка – результат обращения внимания на себя.

Рекомендации воспитателю

Дайте ребенку понять, что вы его замечаете, и царапаться для этого ему необязательно. Важно, чтобы дошкольник обнаружил другие способы, на которые вы реагируете. Например, во время игры интересуйтесь ребенком, побеседуйте с ним о чем-нибудь или просто улыбнитесь. Подмечайте вслух его положительные качества.

Пытается сплотить семью

Когда ребенок царапается и кусается, это может говорить о тревоге. Если родители не осознают свои проблемы, но часто ругаются, то по их поведению дошкольник все равно чувствует, что привычное рушится. Он хочет, чтобы родители отреагировали. Мама с папой разговаривают, обсуждают проблему, думают что делать – тогда все хорошо, все на месте, тревога затихает, ребенок снова улыбчив и разговорчив. В этом случае он не захочет избавляться от такого поведения, потому что тревога за семью усилится.

Рекомендации родителям

Обратите внимание на то, что происходит в семье. Переживаете ли вы, что семья может распасться? Сплачиваетесь ли в ситуациях, когда возникает какая-то общая проблема? Если да, то обратитесь к семейному психологу или психотерапевту. Он выстроит открытый диалог между членами семьи с психологической поддержкой: поможет осознать переживания, подобрать слова, научит слышать себя и друг друга. Это снимет с ребенка ответственность за сохранение ваших отношений.

Переживает кризис в семье

Поведенческий симптом может быть реакцией ребенка на изменения в семье. Дошкольник еще не адаптировался к новому, и ему нужны помощь и поддержка в этот период. Как проявить переживания и попросить о помощи по-другому, он пока не знает.

Рекомендации родителям

Произошли ли в вашей семье какие-то изменения, где привычный образ жизни изменился? Это может быть смерть близких, рождение новых детей, переезд, аварии, травмы, болезни, шокирующие события. Если да, то обратитесь за помощью к детскому психологу или психотерапевту. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что делать, если ребенок кусает других детей?"

В консультации описаны причины агрессивного поведения детей и принципы общения с этими детьми....

Рекомендации воспитателям "Ребенок царапает или кусает других детей"

Устанавливает границы в отношенияхКогда ребенок царапает другого ребенка, возможно, он таким способом пытается отстоять свои границы. Например, когда у дошкольника отнимают игрушку, то...

Рекомендации воспитателям и родителям "Ребенок царапает и кусает других детей"

Когда ребенок царапает или кусает других детей, то речь идет о поведенческом симптоме, за которым скрывыается какая-то важная потребность.В статье - рекомендации, на что стоит обратить внимание и как...

Памятка для родителей "Почему дети кусают других детей в возрасте от 15 месяцев до 3-х лет?"

Привычка кусаться - очень распространенная проблема у детей, начиная с полугодовалого возраста вплоть до дошкольного возраста. В памятке указаны основные причины такого поведения детей....

Консультация для родителей Ребенок царапает или кусает других детей

Ребенок царапает или кусает других детей: причины и краткие рекомендации, что можно сделать в подобной ситуации и как их  предотвратить....

Ребенок царапает или кусает других детей. Рекомендации педагога-психолога для воспитателей и родителей.

Когда ребенок царапает или кусает других детей, то речь идет о поведенческом симптоме, за которым скрывается какая-то важная потребность.Не все дети умеют выражать свои чувства и...

Ребенок царапает или кусает других детей. Что делать?

Когда ребенок царапает или кусает других детей, то речь идет о поведенческом симптоме, за котором скрывается какая-то важная потребность. Не все дети умеют выражать свои чувства и потребности понятным...