консультация для родителей первоклассников
методическая разработка (подготовительная группа)

Буслович Юлия Валерьевна

Рекомендации родителям о подготовке детей в первый класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мы идём в первый класс!

 В первую очередь выбирайте педагога, а не школу, советуют психологи, особенно если ребенок достаточно тяжело адаптируется в новой обстановке и коллективе. В идеале манера общения с детьми первого учителя не должна сильно отличаться от домашнего воспитания.

В выборе школы приоритет отдайте ближайшей к дому — так снимается проблема ранних подъемов. Не стоит гнаться за статусными лицеями и гимназиями, спецшколами. В принципе, начальные знания во всех общеобразовательных учреждениях дают примерно одинаковые, но в «супершколах» их будет дополнять неоправданный в это время учебный груз.

Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать:

знать о себе и своей семье:

- назвать своё полное имя (ФИО), сколько ему лет. Когда у него день рождения;

- имена родителей, бабушки и дедушки

- Профессии родителей

- Свой домашний адрес (от номера квартиры и этажа до названия города) и телефон

- Родная страна и хотя бы несколько других стран мира

Природа

- Названия самых распространённых растений, животных, насекомых

- Различать зверей, птиц и рыб, называть отличия (нос-клюв, перья-шерсть-чешуя, лапы-крылья-плавники)

- Отличать диких животных от домашних и приводить примеры тех и других

- Называть обителей морей

- Энциклопедии природы и животных

- Отличать деревья от кустарников

- Отличать фрукты, ягоды, овощи, приводить примеры, объяснять, где что растёт (овощи растут в поле, в огороде, а фрукты в саду)

- Приводить примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах и на деревьях

- Приводить примеры овощей, которые растут в земле, на грядке, висят на ветках

- Привести примеры овощей и фруктов разных цветов

- Назвать основные лесные деревья, кусты, ягоды и грибы

Книги о детёнышах животных

- Рассказать, зачем нужны домашние животные (животные фермы)

- Знать названия детёнышей животных и называть их именно так (а не называть щенка собакой): жеребёнок, телёнок, ягнёнок, котёнок, щенок, поросёнок, медвежонок, волчонок, лисёнок, бельчонок, цыплёнок, утёнок, и прочие

- Назвать самые распространённые комнатные растения, которые есть дома, в детском саду (желательно знать хотя бы часть данных растений: фикус, кактус, фиалка, герань, щучий хвост (сансевьерия), алоэ, хлорофитум, фуксия, традесканция, каланхоэ, бегония, антуриум, юкка)

- Знать некоторые камни и минералы

- Желательно знать названия хотя бы некоторых планет, понимать, что Солнце — не планета, а звезда, а Луна — спутник Земли)

Вещи, формы, технологии

- Виды транспорта: воздушный, морской, наземный, подземный и подводный (с примерами)

- Какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг (не путать круг и шар)

- Различать и приводить примеры: мебель, посуда, одежда, обувь

- Знать, что есть в школе (класс, парта, портфель, школьный звонок, столовая, сменная обувь и прочее)

- Знать, что нужно для школы (тетради, учебники, пенал с ручками и карандашами, школьная форма)

- Важно, чтобы ребёнок смог ответить на вопрос, зачем он идет в школу, что ему может здесь понравиться (учителя, новые знания, друзья, школьный автобус, писать на школьной доске, интересные учебники...)

Человек и общество

- Различать лево-право, верх-низ, спереди-сзади, уметь показать правый глаз, левое ухо, левое колено, правый локоть, и т. п.дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена, и т. п.

- Понятия раньше-позже

- Профессии

- Виды спорта

- Основные правила дорожного движения и дорожные знаки (светофор, пешеходный переход)

- Называть фамилии известных писателей и поэтов

- Называть основные праздники

- Уметь рассказать о своих увлечениях

- Понимать, что такое деньги, различать рубль и копейку

Календарь и природные явления

- Знать времена года и их последовательность, сколько месяцев в году, с какого месяца начинается год

- Ориентироваться во времени, знать времена суток

- Знать, сколько дней в месяце (около 30), дней в неделе, часов в сутках, знать дни недели

- Знать о природных и погодных явлениях (гроза, метель, засуха, извержение вулкана)

- Когда что делаем: снег бывает зимой (катаемся на лыжах, санках), купаться можно летом, сажаем цветы весной, собираем урожай осенью

Интеллектуальное развитие

Оно включает как общее развитие (логика), так и навыки счёта, письма, чтения.

Общее развитие

- Уметь решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки (их примеры вы найдёте в любом справочнике для дошкольников)

- Находить лишний предмет в группе (по цвету, форме, смыслу)

- Добавлять в группу недостающие предметы

- Говорить, чем похожи или отличаются предметы

- Группировать предметы по определённому признаку и называть его (размер, цвет, форма, живое-неживое, и прочее)

- Восстанавливать последовательность событий по картинкам (что было сначала, потом), раскладывать картинки в правильной последовательности, составлять рассказ по картинке/картинкам

- Находить отличия на картинках (найди 5, 10, 15 отличий)

- Точно копировать простой узор

- Описывать картинку по памяти

- Запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его

- Писать графические диктанты в тетради в клеточку (одна клетка вверх, три клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо)

- Рассказать наизусть стихотворение (выучите заранее!)

- Пересказать сказку, услышанный короткий рассказ

- Уметь пользоваться ножницами и клеем, делать аппликации

Счёт

- Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0;

- Состав чисел (из двух меньших и из отдельных единиц);

- Уметь соотносить цифру и число предметов;

- Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т.д.).

- Восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа (по порядку, через один, и т. п.)

- Считать в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов на один, на два

- Понимать понятия "больше, меньше, поровну"

- Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

- Уметь составлять аппликации из геометрических фигур

- Уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте

- Решать простые арифметические задачки (у Коли два яблока, у Маши три, сколько всего яблок?)

- Уметь поделить на две/три/четыре равные части (10 карандашей подели поровну, и т. п.)

Чтение

- Буквы;

- Уметь соотносить звук с буквой;

- Вычленять звуки из слова;

- Подбирать слова на заданный звук или букву;

- Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается.

- Отличать буквы от звуков

- Отличать гласные от согласных

- Знать, сколько букв в алфавите

- Находить нужную букву в начале, середине и конце слова

- Подбирать слова на заданную букву

- Делить слово на слоги, проговаривая вслух

- Читать предложения из 4-5 слов и понимать прочитанное

ПисьмоПересказывать простое услышанное произведение;

Рассказывать по картинке (не отдельными словами, а составлять рассказ по картинке);

Знать стихотворения;

Сочинять сказки;

Отвечать на поставленные вопросы;

Делать какое-либо задание по образцу;

Уметь описывать картинку по памяти;

Запоминать до 10 увиденных картинок;

Заканчивать предложения;

Находить лишнюю картинку или слово;

Уметь отгадывать загадки;

Группировать предметы по признаку.

Навыки письма

Не стоит забывать и про навыки письма.

- Правильно держать ручку и карандаш

- Проводить прямые, волнистые, ломаные линии

- Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги

- Уметь рисовать по клеточкам и точкам, перерисовывать узор по клеточкам

- Уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка

- Рисовать геометрические фигуры

- Штриховать рисунок

- Аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры

Физическая готовность

Этот вид готовности свидетельствует о том, что ребенок может выдерживать школьные нагрузки, поэтому оптимальный возраст для школы – 6-7 лет. Будущий школьник должен быть здоровым: если малыш слабенький, быстро утомляется, займитесь его физическим развитием. Утренняя зарядка, пешие прогулки, легкий бег, зимой – катание на коньках или лыжах, летом – роликовые коньки, игры в мяч, плаванье.

Многие мамы говорят, что ребенок становится более сильным, если задействован в посильной работе дома или на даче. Можно выделить ребенку небольшую грядочку и позволить посадить растения, которые он захочет. В ходе регулярного труда дети становятся более самостоятельными и окрепнут физически.

Эмоциональная и волевая готовность

К 6-ти годам ребенок должен выполнять некоторые несложные, но необходимые обязанности. В частности, умение обслуживать себя. Первая обязанность малыша – самостоятельная еда, шнурование ботинок, одевание, раздевание, уборка игрушек. Приучать ребенка лучше в игровой форме, дать минут 10 на окончание занятия, ведь сразу чадо бросить дело не может. Если ребенок не перестает играть, можно взять игрушки и начать самостоятельно их складывать, но не в те места, где они лежали раньше. Если ребенок потом не может их отыскать, отвечайте, что игрушки – твои вещи, если будешь складывать самостоятельно, будешь знать, где они лежат.

Можно предложить ребенку поухаживать за домашним питомцем или растением. Дело, которое он будет выполнять регулярно, должно ему нравиться и быть по силам. Постепенно ребенку понравится чувствовать себя самостоятельным и взрослым. Сначала начните с эпизодических поручений с детальными инструкциями, потом ребенок приучится к труду.

Также эмоциональная готовность подразумевает и развитие социальных навыков, а точнее умение общаться с окружающими людьми, как знакомыми, так и малознакомыми, взрослыми и ровесниками. Социальные навыки невозможно сформировать без тренировки, так что детский сад – это необходимость, дети сами могут научить друг друга общению. Группы раннего развития или кружки не оставляют такого простора для общения, поскольку каждый занят своим делом. Если у вашего чада много друзей во дворе  или есть братья и сестры, то проблем с общением в школе не должно возникнуть. Можно попробовать придуманные ситуации: рассказать историю, а потом расспросить ребенка, как бы он поступил, что ему понравилось и не понравилось.

Важно приучать ребенка и к уважительному обращению к взрослым, ведь не будет же первоклассник говорить учительнице «тетя». Если у вашего чада возникают трудности при общении со взрослыми, стимулируйте его активность. Попросите сходить в магазин за продуктами, заплатить кондуктору в трамвае, узнать у прохожего время. Научите его высказываться вежливо и четко, показывайте на собственном примере, ведь дети обожают подражать родителям.

Психологическая и умственная готовность

Психологическая готовность – это развитая память, умение анализировать, внимательность, логика и так далее. Очень здорово развитию памяти способствуют игры в слова, а также картинки: показывайте их ребенку, а он должен будет запомнить их и перечислить предметы, которые были изображены. Периодически просите ребенка обобщить несколько картинок по какому-то признаку: цвету, живое-неживое, фрукты, одежда и так далее. Даже обычный просмотр мультика может быть полезен – попросите чадо рассказать, о чем он, малыш должен концентрироваться и уметь удерживать внимание.

На развитие внимания можно предложить книжки вроде «найди десять отличий», а также развивающие игры. Развитию мышления способствуют различные конструкторы, мозаики, паззлы, кубики – одновременно развивается и мелкая моторика, формируется понятие о формах, величинах, цветах и так далее. Одновременно нужно учить чадо счету, ориентированию в пространстве. Чтение также важно, хотя это не самый главный аспект при подготовке к школе: если у вашего чада хороший уровень развития мышления и памяти, то читать оно научится очень быстро. Кроме того, нередки случаи, когда в одном классе собираются читающие и не читающие ученики, так что учителю все равно приходится уделять внимание этому моменту.

В современной педагогике существует масса методик раннего обучения детей чтению, среди которых также модный метод Зайцева, когда дети учатся читать сразу слогами, а не буквами. Также стоит предложить ребенку на слух определять звуки: расскажите ему, что есть гласные, а есть согласные. Когда ребенок услышит определенный звук, пусть он хлопнет в ладоши, потом можно придумать игру «кто больше придумает слов» на тот или иной звук. Если ребенок неправильно произносит звук, нужно сконцентрироваться на этом и учить его произносить в разных словах.

При подготовке к школе очень важна мотивация, но выражения вроде «пойдешь в школу, играть будет некогда» вряд ли привлекательны для ребенка. Тем более дети 5-6 лет еще ранимые, они могут опережать по умственному развитию сверстников, а вот эмоционально еще не сформированы. В 7 лет учебная деятельность становится ведущей, ребенок сам хочет больше общаться, развиваться и расти, поэтому очень важно рассказывать ему, что в школе интересно, там можно многому научиться, играть в школу и так далее. И главное помнить, что до 6 лет – это детство, счастливая и беззаботная пора, поэтому ребенок должен не только учиться, но и играть, гулять. На кружки или секции его можно будет записать и позже.

И еще один важный момент: зачастую ребенок познает окружающий мир путем задавания вопросов, не отнекивайтесь от них, даже если вопросы непредсказуемые. Беседуйте с чадом, выслушивайте его, расспрашивайте о проблемах, переживайте вместе все испытания – этим вы существенно облегчите ему период адаптации в школе и не отобьете желание учиться и познавать окружающий мир!

Авторитет первой учительницы настолько велик для первоклашки, что на второй план отодвигается даже родительское мнение. Это один из показателей благополучного включения в школьную жизнь. В числе прочих можно также назвать спокойный сон, активность, стойкий интерес к учебе, желание выполнять поручения учителя, успешность. Плач, усталость, сонливость, нежелание идти на уроки — следствия школьных проблем.

Во время адаптации нежелательно «догружать» ребёнка кружками и секциями.

То, что у ребенка будет что-то не получаться в школе, на уроках — факт. В такой ситуации грамотный педагог должен спокойно, в игровой форме подбодрить ученика, вселить уверенность в успех, нивелируя неудачу, но выяснить ее причины. Аналогичную линию поведения должны выбрать и родители. Ни в коем случае нельзя критиковать малыша.

Даже при благополучии в школе родитель должен всегда держать руку на пульсе учебных дел: надеяться на то, что на двух родительских собраниях в первом классе можно получить исчерпывающую информацию о своем чаде, наивно. «Стоит спросить у педагога его телефон и хотя бы раз в неделю звонить и узнавать, как у ваших Вани или Маши идут дела».

Часто родители интересуются, должны ли они делать уроки вместе со своим школьником. Специалисты непреклонны: внешний контроль в первые 2—3 года обучения должен быть обязателен. Наивно полагать, что ребенок сам будет выполнять все домашние задания. Необходимая для этого произвольность (когда внешние факторы переходят во внутренний план действий и ребенка уже не нужно контролировать, так как он достаточно самостоятельный и добросовестный) приходит в более позднем возрасте. А на первых порах не за малыша, но с ним вместе выполнять задания необходимо. Иногда достаточно просто сидеть рядом.Много гулять. В городе, парках, за городом, на природе.

Ребенок окрепнет физически и станет лучше владеть телом – будет легче на уроках. Дети, которые много гуляют летом, легче адаптируются к осенним нагрузкам.

Много общаться с родителями. Не со сверстниками (с ними успеет) – обязательно с родителями. Если есть возможность, возьмите хотя бы короткий отпуск или дополнительные выходные, проведите их вместе – ребенок будет вспоминать это всю жизнь. Торопитесь быть вместе с вашим ребенком. Времени осталось немного – скоро он повзрослеет, а вы и не заметите.

Летние игры для детей

Если на улице дождь – гулять под дождем, играть, читать, ходить в библиотеку или музей, играть в настольные игры, собирать пазлы, рассказывать истории, писать дневник, печатать фото, учиться готовить, смотреть фильмы или мультики. И все это вместе с родителями.

Гаджеты? Пусть будут гаджеты. Компьютерные игры отлично развивают реакцию и внимание. Научите ребенка работе на компьютере.

Как можно больше путешествовать. Необязательно далеко и дорого.

Ничто не дает столько новых впечатлений, не развивает способность мыслить нешаблонно, ничто так не сплачивает и не укрепляет привязанность, как путешествие.

Хорошо, если есть возможность поехать на море или в другие страны, но можно путешествовать на другой конец города, в пригород или соседний город. Главное – не бюджет, а настрой и отношения.

Ни один урок за партой не даст ребенку (и вам) столько, сколько путешествие. Изучайте вместе карты, читайте географические сайты, покупайте билеты, бронируйте хостел или гостиницу, собирайте рюкзак и вперед!

Вы удивитесь, как сильно изменится ваш ребенок в лучшую сторону после путешествия.

Главный принцип лета перед школой – много впечатлений и никакого насилия.

Говорит психолог Лиана Натрошвили:

"Дайте ребенку набегаться на воле – на даче, в деревне, на детской или спортивной площадке, дайте наиграться в обычные дворовые игры – в них дети легко самоорганизуются.

Для ребенка 6-8 лет важна свободная игра, которую дети придумывают сами, – это самовыражение и переработка опыта. В наше время свободная игра в дефиците – дети очень загружены "полезными" занятиями. Пусть дети играют сами – не мешайте им и не контролируйте.

Детские дворовые игры – это обучение правилам и отработка навыков общения. Если у вашего ребенка есть такая возможность – цените ее.

Понаблюдайте за ребенком на детской площадке, вы сможете многое увидеть. Как ребенок приходит на площадку, легко ли знакомится с детьми, как входит в игру? Он понимает правила? Он склонен подчиняться или лидировать? Необязательно всем быть лидерами и стремиться к лидерству; умение подчиняться правилам – условие успешности в социуме. Как он ведет себя в конфликтах – дерется, плачет, пытается разобраться, обращается за помощью? Вы поймете, в чем ребенку нужно будет помочь, когда он окажется в школьном коллективе."

Детям важно дать наиграться и набегаться перед первым классом и на каникулах – им надо отдохнуть. Вы же не тратите свои отпуска на курсы повышения квалификации и профессиональные тренинги.

Пожалуйста, не отравляйте ребенку лето академической подготовкой. Совсем не нужно специально учить его читать или писать – в первом классе он спокойно и неторопливо научится сам. Хочет читать – пусть читает, что хочет, только не принуждайте его сидеть над книгой.

Из полезного

Хорошо тренировать произвольность ребенка в форме игры: кто дольше простоит на одной ножке, кто больше раз попрыгает, кто дольше задержит дыхание. Гляделки, отжимания, подтягивания, бег наперегонки, дворовые сооружение типа турника или рукохода – годится все, что тренирует управление телом.

Совместная игра – это тренажер, который укрепляет волю и отношения.

Последнее пока нешкольное лето уже началось. Проживите его вместе с ребенком максимально ярко – крепкое здоровье и доверительные отношения вам особенно понадобятся осенью.

Чего не стоит делать летом перед школой?

Волноваться самим. Если родители носятся с выпученными глазами, скупая канцелярские принадлежности, и вопят: «Мы ничего не успеваем!», то дети, естественно, переймут настроение взрослых и тоже начнут нервничать. Сохраняйте спокойствие. Школа — это не страшно.

Запугивать историями. Не стоит лишний раз говорить ребенку, что «а вот в школе надо сидеть ровненько», «а вот в школе учителя тебя за это накажут», «а вот в школе одноклассники тебя не так поймут». Не превращайте школу в обитель зла в глазах детей.

Загружать учебой. Не надо заставлять ребенка готовиться к школе и вместо прогулок просиживать за учебниками или книгами. Если вы вымотаете малыша уже сейчас, то в школу он придет измученный и точно без положительных эмоций.

Забирать игрушки. Говорить, что вот теперь ты взрослый, поэтому тебе не нужны мишки, куклы и машинки, не стоит. Для ребенка это будет слишком большим стрессом, перестраиваться на школьную жизнь нужно постепенно, без кардинальных решений.

Поздно приезжать из отпуска. Постарайтесь спланировать возвращение с дачи или из отпуска за неделю до начала учебы, чтобы не торопясь закупить все необходимое и дать ребенку время на адаптацию к городской жизни. Если вы прилетите домой за день-два до 1 сентября, вы будет второпях и впопыхах, а это лишний стресс для вас и ребенка.

Что стоит сделать летом перед школой?

Рассказать о школе. Вспомните, какие веселые и интересные истории происходили с вами в школе, и расскажите их ребенку (конечно, не про прогулы и замазывание оценок в дневнике). Постарайтесь донести до малыша мысль, что школа — это отличное место для новых открытий и знакомств.

Не скрывать плохое. Проводя пиар-акцию под названием «Школа — это круто», не забудьте мягко упомянуть и о минусах. Расскажите о домашних заданиях, нагрузке и других проблемах, с которыми ребенок может столкнуться. Малыш должен быть готов к трудностям и иметь в голове несколько вариантов решения возможных конфликтных или сложных ситуаций.

Переходить на правильный распорядок дня. Не стоит торопиться с жестким: «В девять — в кровать!». Но и медлить с переходом к другому расписанию не нужно. Составьте «план дня будущего первоклассника» и потихоньку переходите к нему в течение лета.

Играть в школу. Поиграйте с ребенком в школу, пусть он побудет и в роли учителя, и в роли ученика, чтобы понимать, какие взаимоотношения и правила царят в классе. Обучите вместе с ним плюшевых кроликов счету, а мишек — чтению.

Учить самостоятельности. Пусть малыш понемногу учится делать какие-то дела сам. Да, полностью сам! Например, одеваться, завязывать шнурки, готовить завтрак. Приучайте его к ответственности и тренируйте внимание, чтобы в первом классе малыш не растерял весь портфель в школьных коридорах.

Летние уроки для будущего первоклашки

Собирайте природные материалы. Скорее всего, в первом классе на уроках труда вам понадобится создавать поделки из желудей, цветов, листьев и веточек, поэтому можно подготовиться к этому заранее. Детям только в радость лишний раз сходить в лес и набрать шишек.

Составьте гербарий. Опять же, в первом классе на уроках труда или окружающего мира вам может понадобиться небольшой гербарий, который тоже можно подготовить еще летом. Подучите названия растений, сделайте аппликацию из листьев или наклейте их в альбом.

Тренируйте руку. Нет, не в прописях. Лучше всего для будущего первоклашки подойдут графические диктанты. Их очень легко найти в интернете. Такие занятия помогают закрепить пространственное представление и тренируют внимательность. И не пугайтесь, это только звучит страшновато — на самом деле рисование животных по клеточкам ребенку наверняка понравится!

Собирайте портфель. Ребенок должен научиться самостоятельно собираться и брать все необходимое с собой. Устройте соревнования по сбору портфеля. Напишите на листочке все, что нужно взять, и пусть ребенок раз в два дня-три начинает утро с воображаемого сбора в школу. А чтобы ему было веселее, для начала список может состоять из игрушек, листиков и поводка для собаки.

Читайте для удовольствия. Не заставляйте ребенка читать, но поощряйте его любовь к книгам. Уделяйте больше внимания рассказам про школу, можно изучить литературу, которую малыш будет проходить в первом классе, чтобы потом ему было легче на уроках.

В общем, готовьтесь с удовольствием и не волнуйтесь. Наслаждайтесь беззаботным летом и уделяйте побольше времени своему маленькому первоклашке!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей первоклассников "Готов ли Ваш ребёнок к школе?"

Материал будет интересен как родителям будущих первоклассников, так и воспитателям подготовительной к школе группы. Рассматриваются конкретные параметры "школьной готовности", их значение и ...

Консультация для родителей первоклассников "В ожидании первого звонка"

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками....

Консультация для родителей первоклассников

Памятка для родителей будущих первоклассников...

Консультация для родителей первоклассников

Консультация для родителей первоклассников...

Консультация для родителей первоклассников

Консультация для родителей первоклассников...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Вот и заканчивается последний год пребывания детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнет двери школа, и начнется новый п...