консультация для родителей первоклассников
методическая разработка (подготовительная группа)
Рекомендации родителям о подготовке детей в первый класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы идём в первый класс!
В первую очередь выбирайте педагога, а не школу, советуют психологи, особенно если ребенок достаточно тяжело адаптируется в новой обстановке и коллективе. В идеале манера общения с детьми первого учителя не должна сильно отличаться от домашнего воспитания.
В выборе школы приоритет отдайте ближайшей к дому — так снимается проблема ранних подъемов. Не стоит гнаться за статусными лицеями и гимназиями, спецшколами. В принципе, начальные знания во всех общеобразовательных учреждениях дают примерно одинаковые, но в «супершколах» их будет дополнять неоправданный в это время учебный груз.
Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать:
знать о себе и своей семье:
- назвать своё полное имя (ФИО), сколько ему лет. Когда у него день рождения;
- имена родителей, бабушки и дедушки
- Профессии родителей
- Свой домашний адрес (от номера квартиры и этажа до названия города) и телефон
- Родная страна и хотя бы несколько других стран мира
Природа
- Названия самых распространённых растений, животных, насекомых
- Различать зверей, птиц и рыб, называть отличия (нос-клюв, перья-шерсть-чешуя, лапы-крылья-плавники)
- Отличать диких животных от домашних и приводить примеры тех и других
- Называть обителей морей
- Энциклопедии природы и животных
- Отличать деревья от кустарников
- Отличать фрукты, ягоды, овощи, приводить примеры, объяснять, где что растёт (овощи растут в поле, в огороде, а фрукты в саду)
- Приводить примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах и на деревьях
- Приводить примеры овощей, которые растут в земле, на грядке, висят на ветках
- Привести примеры овощей и фруктов разных цветов
- Назвать основные лесные деревья, кусты, ягоды и грибы
Книги о детёнышах животных
- Рассказать, зачем нужны домашние животные (животные фермы)
- Знать названия детёнышей животных и называть их именно так (а не называть щенка собакой): жеребёнок, телёнок, ягнёнок, котёнок, щенок, поросёнок, медвежонок, волчонок, лисёнок, бельчонок, цыплёнок, утёнок, и прочие
- Назвать самые распространённые комнатные растения, которые есть дома, в детском саду (желательно знать хотя бы часть данных растений: фикус, кактус, фиалка, герань, щучий хвост (сансевьерия), алоэ, хлорофитум, фуксия, традесканция, каланхоэ, бегония, антуриум, юкка)
- Знать некоторые камни и минералы
- Желательно знать названия хотя бы некоторых планет, понимать, что Солнце — не планета, а звезда, а Луна — спутник Земли)
Вещи, формы, технологии
- Виды транспорта: воздушный, морской, наземный, подземный и подводный (с примерами)
- Какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг (не путать круг и шар)
- Различать и приводить примеры: мебель, посуда, одежда, обувь
- Знать, что есть в школе (класс, парта, портфель, школьный звонок, столовая, сменная обувь и прочее)
- Знать, что нужно для школы (тетради, учебники, пенал с ручками и карандашами, школьная форма)
- Важно, чтобы ребёнок смог ответить на вопрос, зачем он идет в школу, что ему может здесь понравиться (учителя, новые знания, друзья, школьный автобус, писать на школьной доске, интересные учебники...)
Человек и общество
- Различать лево-право, верх-низ, спереди-сзади, уметь показать правый глаз, левое ухо, левое колено, правый локоть, и т. п.дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена, и т. п.
- Понятия раньше-позже
- Профессии
- Виды спорта
- Основные правила дорожного движения и дорожные знаки (светофор, пешеходный переход)
- Называть фамилии известных писателей и поэтов
- Называть основные праздники
- Уметь рассказать о своих увлечениях
- Понимать, что такое деньги, различать рубль и копейку
Календарь и природные явления
- Знать времена года и их последовательность, сколько месяцев в году, с какого месяца начинается год
- Ориентироваться во времени, знать времена суток
- Знать, сколько дней в месяце (около 30), дней в неделе, часов в сутках, знать дни недели
- Знать о природных и погодных явлениях (гроза, метель, засуха, извержение вулкана)
- Когда что делаем: снег бывает зимой (катаемся на лыжах, санках), купаться можно летом, сажаем цветы весной, собираем урожай осенью
Интеллектуальное развитие
Оно включает как общее развитие (логика), так и навыки счёта, письма, чтения.
Общее развитие
- Уметь решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки (их примеры вы найдёте в любом справочнике для дошкольников)
- Находить лишний предмет в группе (по цвету, форме, смыслу)
- Добавлять в группу недостающие предметы
- Говорить, чем похожи или отличаются предметы
- Группировать предметы по определённому признаку и называть его (размер, цвет, форма, живое-неживое, и прочее)
- Восстанавливать последовательность событий по картинкам (что было сначала, потом), раскладывать картинки в правильной последовательности, составлять рассказ по картинке/картинкам
- Находить отличия на картинках (найди 5, 10, 15 отличий)
- Точно копировать простой узор
- Описывать картинку по памяти
- Запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его
- Писать графические диктанты в тетради в клеточку (одна клетка вверх, три клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо)
- Рассказать наизусть стихотворение (выучите заранее!)
- Пересказать сказку, услышанный короткий рассказ
- Уметь пользоваться ножницами и клеем, делать аппликации
Счёт
- Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0;
- Состав чисел (из двух меньших и из отдельных единиц);
- Уметь соотносить цифру и число предметов;
- Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т.д.).
- Восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа (по порядку, через один, и т. п.)
- Считать в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов на один, на два
- Понимать понятия "больше, меньше, поровну"
- Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- Уметь составлять аппликации из геометрических фигур
- Уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте
- Решать простые арифметические задачки (у Коли два яблока, у Маши три, сколько всего яблок?)
- Уметь поделить на две/три/четыре равные части (10 карандашей подели поровну, и т. п.)
Чтение
- Буквы;
- Уметь соотносить звук с буквой;
- Вычленять звуки из слова;
- Подбирать слова на заданный звук или букву;
- Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается.
- Отличать буквы от звуков
- Отличать гласные от согласных
- Знать, сколько букв в алфавите
- Находить нужную букву в начале, середине и конце слова
- Подбирать слова на заданную букву
- Делить слово на слоги, проговаривая вслух
- Читать предложения из 4-5 слов и понимать прочитанное
ПисьмоПересказывать простое услышанное произведение;
Рассказывать по картинке (не отдельными словами, а составлять рассказ по картинке);
Знать стихотворения;
Сочинять сказки;
Отвечать на поставленные вопросы;
Делать какое-либо задание по образцу;
Уметь описывать картинку по памяти;
Запоминать до 10 увиденных картинок;
Заканчивать предложения;
Находить лишнюю картинку или слово;
Уметь отгадывать загадки;
Группировать предметы по признаку.
Навыки письма
Не стоит забывать и про навыки письма.
- Правильно держать ручку и карандаш
- Проводить прямые, волнистые, ломаные линии
- Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги
- Уметь рисовать по клеточкам и точкам, перерисовывать узор по клеточкам
- Уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка
- Рисовать геометрические фигуры
- Штриховать рисунок
- Аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры
Физическая готовность
Этот вид готовности свидетельствует о том, что ребенок может выдерживать школьные нагрузки, поэтому оптимальный возраст для школы – 6-7 лет. Будущий школьник должен быть здоровым: если малыш слабенький, быстро утомляется, займитесь его физическим развитием. Утренняя зарядка, пешие прогулки, легкий бег, зимой – катание на коньках или лыжах, летом – роликовые коньки, игры в мяч, плаванье.
Многие мамы говорят, что ребенок становится более сильным, если задействован в посильной работе дома или на даче. Можно выделить ребенку небольшую грядочку и позволить посадить растения, которые он захочет. В ходе регулярного труда дети становятся более самостоятельными и окрепнут физически.
Эмоциональная и волевая готовность
К 6-ти годам ребенок должен выполнять некоторые несложные, но необходимые обязанности. В частности, умение обслуживать себя. Первая обязанность малыша – самостоятельная еда, шнурование ботинок, одевание, раздевание, уборка игрушек. Приучать ребенка лучше в игровой форме, дать минут 10 на окончание занятия, ведь сразу чадо бросить дело не может. Если ребенок не перестает играть, можно взять игрушки и начать самостоятельно их складывать, но не в те места, где они лежали раньше. Если ребенок потом не может их отыскать, отвечайте, что игрушки – твои вещи, если будешь складывать самостоятельно, будешь знать, где они лежат.
Можно предложить ребенку поухаживать за домашним питомцем или растением. Дело, которое он будет выполнять регулярно, должно ему нравиться и быть по силам. Постепенно ребенку понравится чувствовать себя самостоятельным и взрослым. Сначала начните с эпизодических поручений с детальными инструкциями, потом ребенок приучится к труду.
Также эмоциональная готовность подразумевает и развитие социальных навыков, а точнее умение общаться с окружающими людьми, как знакомыми, так и малознакомыми, взрослыми и ровесниками. Социальные навыки невозможно сформировать без тренировки, так что детский сад – это необходимость, дети сами могут научить друг друга общению. Группы раннего развития или кружки не оставляют такого простора для общения, поскольку каждый занят своим делом. Если у вашего чада много друзей во дворе или есть братья и сестры, то проблем с общением в школе не должно возникнуть. Можно попробовать придуманные ситуации: рассказать историю, а потом расспросить ребенка, как бы он поступил, что ему понравилось и не понравилось.
Важно приучать ребенка и к уважительному обращению к взрослым, ведь не будет же первоклассник говорить учительнице «тетя». Если у вашего чада возникают трудности при общении со взрослыми, стимулируйте его активность. Попросите сходить в магазин за продуктами, заплатить кондуктору в трамвае, узнать у прохожего время. Научите его высказываться вежливо и четко, показывайте на собственном примере, ведь дети обожают подражать родителям.
Психологическая и умственная готовность
Психологическая готовность – это развитая память, умение анализировать, внимательность, логика и так далее. Очень здорово развитию памяти способствуют игры в слова, а также картинки: показывайте их ребенку, а он должен будет запомнить их и перечислить предметы, которые были изображены. Периодически просите ребенка обобщить несколько картинок по какому-то признаку: цвету, живое-неживое, фрукты, одежда и так далее. Даже обычный просмотр мультика может быть полезен – попросите чадо рассказать, о чем он, малыш должен концентрироваться и уметь удерживать внимание.
На развитие внимания можно предложить книжки вроде «найди десять отличий», а также развивающие игры. Развитию мышления способствуют различные конструкторы, мозаики, паззлы, кубики – одновременно развивается и мелкая моторика, формируется понятие о формах, величинах, цветах и так далее. Одновременно нужно учить чадо счету, ориентированию в пространстве. Чтение также важно, хотя это не самый главный аспект при подготовке к школе: если у вашего чада хороший уровень развития мышления и памяти, то читать оно научится очень быстро. Кроме того, нередки случаи, когда в одном классе собираются читающие и не читающие ученики, так что учителю все равно приходится уделять внимание этому моменту.
В современной педагогике существует масса методик раннего обучения детей чтению, среди которых также модный метод Зайцева, когда дети учатся читать сразу слогами, а не буквами. Также стоит предложить ребенку на слух определять звуки: расскажите ему, что есть гласные, а есть согласные. Когда ребенок услышит определенный звук, пусть он хлопнет в ладоши, потом можно придумать игру «кто больше придумает слов» на тот или иной звук. Если ребенок неправильно произносит звук, нужно сконцентрироваться на этом и учить его произносить в разных словах.
При подготовке к школе очень важна мотивация, но выражения вроде «пойдешь в школу, играть будет некогда» вряд ли привлекательны для ребенка. Тем более дети 5-6 лет еще ранимые, они могут опережать по умственному развитию сверстников, а вот эмоционально еще не сформированы. В 7 лет учебная деятельность становится ведущей, ребенок сам хочет больше общаться, развиваться и расти, поэтому очень важно рассказывать ему, что в школе интересно, там можно многому научиться, играть в школу и так далее. И главное помнить, что до 6 лет – это детство, счастливая и беззаботная пора, поэтому ребенок должен не только учиться, но и играть, гулять. На кружки или секции его можно будет записать и позже.
И еще один важный момент: зачастую ребенок познает окружающий мир путем задавания вопросов, не отнекивайтесь от них, даже если вопросы непредсказуемые. Беседуйте с чадом, выслушивайте его, расспрашивайте о проблемах, переживайте вместе все испытания – этим вы существенно облегчите ему период адаптации в школе и не отобьете желание учиться и познавать окружающий мир!
Авторитет первой учительницы настолько велик для первоклашки, что на второй план отодвигается даже родительское мнение. Это один из показателей благополучного включения в школьную жизнь. В числе прочих можно также назвать спокойный сон, активность, стойкий интерес к учебе, желание выполнять поручения учителя, успешность. Плач, усталость, сонливость, нежелание идти на уроки — следствия школьных проблем.
Во время адаптации нежелательно «догружать» ребёнка кружками и секциями.
То, что у ребенка будет что-то не получаться в школе, на уроках — факт. В такой ситуации грамотный педагог должен спокойно, в игровой форме подбодрить ученика, вселить уверенность в успех, нивелируя неудачу, но выяснить ее причины. Аналогичную линию поведения должны выбрать и родители. Ни в коем случае нельзя критиковать малыша.
Даже при благополучии в школе родитель должен всегда держать руку на пульсе учебных дел: надеяться на то, что на двух родительских собраниях в первом классе можно получить исчерпывающую информацию о своем чаде, наивно. «Стоит спросить у педагога его телефон и хотя бы раз в неделю звонить и узнавать, как у ваших Вани или Маши идут дела».
Часто родители интересуются, должны ли они делать уроки вместе со своим школьником. Специалисты непреклонны: внешний контроль в первые 2—3 года обучения должен быть обязателен. Наивно полагать, что ребенок сам будет выполнять все домашние задания. Необходимая для этого произвольность (когда внешние факторы переходят во внутренний план действий и ребенка уже не нужно контролировать, так как он достаточно самостоятельный и добросовестный) приходит в более позднем возрасте. А на первых порах не за малыша, но с ним вместе выполнять задания необходимо. Иногда достаточно просто сидеть рядом.Много гулять. В городе, парках, за городом, на природе.
Ребенок окрепнет физически и станет лучше владеть телом – будет легче на уроках. Дети, которые много гуляют летом, легче адаптируются к осенним нагрузкам.
Много общаться с родителями. Не со сверстниками (с ними успеет) – обязательно с родителями. Если есть возможность, возьмите хотя бы короткий отпуск или дополнительные выходные, проведите их вместе – ребенок будет вспоминать это всю жизнь. Торопитесь быть вместе с вашим ребенком. Времени осталось немного – скоро он повзрослеет, а вы и не заметите.
Летние игры для детей
Если на улице дождь – гулять под дождем, играть, читать, ходить в библиотеку или музей, играть в настольные игры, собирать пазлы, рассказывать истории, писать дневник, печатать фото, учиться готовить, смотреть фильмы или мультики. И все это вместе с родителями.
Гаджеты? Пусть будут гаджеты. Компьютерные игры отлично развивают реакцию и внимание. Научите ребенка работе на компьютере.
Как можно больше путешествовать. Необязательно далеко и дорого.
Ничто не дает столько новых впечатлений, не развивает способность мыслить нешаблонно, ничто так не сплачивает и не укрепляет привязанность, как путешествие.
Хорошо, если есть возможность поехать на море или в другие страны, но можно путешествовать на другой конец города, в пригород или соседний город. Главное – не бюджет, а настрой и отношения.
Ни один урок за партой не даст ребенку (и вам) столько, сколько путешествие. Изучайте вместе карты, читайте географические сайты, покупайте билеты, бронируйте хостел или гостиницу, собирайте рюкзак и вперед!
Вы удивитесь, как сильно изменится ваш ребенок в лучшую сторону после путешествия.
Главный принцип лета перед школой – много впечатлений и никакого насилия.
Говорит психолог Лиана Натрошвили:
"Дайте ребенку набегаться на воле – на даче, в деревне, на детской или спортивной площадке, дайте наиграться в обычные дворовые игры – в них дети легко самоорганизуются.
Для ребенка 6-8 лет важна свободная игра, которую дети придумывают сами, – это самовыражение и переработка опыта. В наше время свободная игра в дефиците – дети очень загружены "полезными" занятиями. Пусть дети играют сами – не мешайте им и не контролируйте.
Детские дворовые игры – это обучение правилам и отработка навыков общения. Если у вашего ребенка есть такая возможность – цените ее.
Понаблюдайте за ребенком на детской площадке, вы сможете многое увидеть. Как ребенок приходит на площадку, легко ли знакомится с детьми, как входит в игру? Он понимает правила? Он склонен подчиняться или лидировать? Необязательно всем быть лидерами и стремиться к лидерству; умение подчиняться правилам – условие успешности в социуме. Как он ведет себя в конфликтах – дерется, плачет, пытается разобраться, обращается за помощью? Вы поймете, в чем ребенку нужно будет помочь, когда он окажется в школьном коллективе."
Детям важно дать наиграться и набегаться перед первым классом и на каникулах – им надо отдохнуть. Вы же не тратите свои отпуска на курсы повышения квалификации и профессиональные тренинги.
Пожалуйста, не отравляйте ребенку лето академической подготовкой. Совсем не нужно специально учить его читать или писать – в первом классе он спокойно и неторопливо научится сам. Хочет читать – пусть читает, что хочет, только не принуждайте его сидеть над книгой.
Из полезного
Хорошо тренировать произвольность ребенка в форме игры: кто дольше простоит на одной ножке, кто больше раз попрыгает, кто дольше задержит дыхание. Гляделки, отжимания, подтягивания, бег наперегонки, дворовые сооружение типа турника или рукохода – годится все, что тренирует управление телом.
Совместная игра – это тренажер, который укрепляет волю и отношения.
Последнее пока нешкольное лето уже началось. Проживите его вместе с ребенком максимально ярко – крепкое здоровье и доверительные отношения вам особенно понадобятся осенью.
Чего не стоит делать летом перед школой?
Волноваться самим. Если родители носятся с выпученными глазами, скупая канцелярские принадлежности, и вопят: «Мы ничего не успеваем!», то дети, естественно, переймут настроение взрослых и тоже начнут нервничать. Сохраняйте спокойствие. Школа — это не страшно.
Запугивать историями. Не стоит лишний раз говорить ребенку, что «а вот в школе надо сидеть ровненько», «а вот в школе учителя тебя за это накажут», «а вот в школе одноклассники тебя не так поймут». Не превращайте школу в обитель зла в глазах детей.
Загружать учебой. Не надо заставлять ребенка готовиться к школе и вместо прогулок просиживать за учебниками или книгами. Если вы вымотаете малыша уже сейчас, то в школу он придет измученный и точно без положительных эмоций.
Забирать игрушки. Говорить, что вот теперь ты взрослый, поэтому тебе не нужны мишки, куклы и машинки, не стоит. Для ребенка это будет слишком большим стрессом, перестраиваться на школьную жизнь нужно постепенно, без кардинальных решений.
Поздно приезжать из отпуска. Постарайтесь спланировать возвращение с дачи или из отпуска за неделю до начала учебы, чтобы не торопясь закупить все необходимое и дать ребенку время на адаптацию к городской жизни. Если вы прилетите домой за день-два до 1 сентября, вы будет второпях и впопыхах, а это лишний стресс для вас и ребенка.
Что стоит сделать летом перед школой?
Рассказать о школе. Вспомните, какие веселые и интересные истории происходили с вами в школе, и расскажите их ребенку (конечно, не про прогулы и замазывание оценок в дневнике). Постарайтесь донести до малыша мысль, что школа — это отличное место для новых открытий и знакомств.
Не скрывать плохое. Проводя пиар-акцию под названием «Школа — это круто», не забудьте мягко упомянуть и о минусах. Расскажите о домашних заданиях, нагрузке и других проблемах, с которыми ребенок может столкнуться. Малыш должен быть готов к трудностям и иметь в голове несколько вариантов решения возможных конфликтных или сложных ситуаций.
Переходить на правильный распорядок дня. Не стоит торопиться с жестким: «В девять — в кровать!». Но и медлить с переходом к другому расписанию не нужно. Составьте «план дня будущего первоклассника» и потихоньку переходите к нему в течение лета.
Играть в школу. Поиграйте с ребенком в школу, пусть он побудет и в роли учителя, и в роли ученика, чтобы понимать, какие взаимоотношения и правила царят в классе. Обучите вместе с ним плюшевых кроликов счету, а мишек — чтению.
Учить самостоятельности. Пусть малыш понемногу учится делать какие-то дела сам. Да, полностью сам! Например, одеваться, завязывать шнурки, готовить завтрак. Приучайте его к ответственности и тренируйте внимание, чтобы в первом классе малыш не растерял весь портфель в школьных коридорах.
Летние уроки для будущего первоклашки
Собирайте природные материалы. Скорее всего, в первом классе на уроках труда вам понадобится создавать поделки из желудей, цветов, листьев и веточек, поэтому можно подготовиться к этому заранее. Детям только в радость лишний раз сходить в лес и набрать шишек.
Составьте гербарий. Опять же, в первом классе на уроках труда или окружающего мира вам может понадобиться небольшой гербарий, который тоже можно подготовить еще летом. Подучите названия растений, сделайте аппликацию из листьев или наклейте их в альбом.
Тренируйте руку. Нет, не в прописях. Лучше всего для будущего первоклашки подойдут графические диктанты. Их очень легко найти в интернете. Такие занятия помогают закрепить пространственное представление и тренируют внимательность. И не пугайтесь, это только звучит страшновато — на самом деле рисование животных по клеточкам ребенку наверняка понравится!
Собирайте портфель. Ребенок должен научиться самостоятельно собираться и брать все необходимое с собой. Устройте соревнования по сбору портфеля. Напишите на листочке все, что нужно взять, и пусть ребенок раз в два дня-три начинает утро с воображаемого сбора в школу. А чтобы ему было веселее, для начала список может состоять из игрушек, листиков и поводка для собаки.
Читайте для удовольствия. Не заставляйте ребенка читать, но поощряйте его любовь к книгам. Уделяйте больше внимания рассказам про школу, можно изучить литературу, которую малыш будет проходить в первом классе, чтобы потом ему было легче на уроках.
В общем, готовьтесь с удовольствием и не волнуйтесь. Наслаждайтесь беззаботным летом и уделяйте побольше времени своему маленькому первоклашке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей первоклассников "Готов ли Ваш ребёнок к школе?"
Материал будет интересен как родителям будущих первоклассников, так и воспитателям подготовительной к школе группы. Рассматриваются конкретные параметры "школьной готовности", их значение и ...
Консультация для родителей первоклассников "В ожидании первого звонка"
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками....
Консультация для родителей первоклассников
Консультация для родителей первоклассников...
Консультация для родителей первоклассников
Консультация для родителей первоклассников...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Вот и заканчивается последний год пребывания детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнет двери школа, и начнется новый п...