Консультация для родителей первоклассников "Готов ли Ваш ребёнок к школе?"
консультация на тему
Материал будет интересен как родителям будущих первоклассников, так и воспитателям подготовительной к школе группы. Рассматриваются конкретные параметры "школьной готовности", их значение и возможность самостоятельных занятий с ребёнком дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovim_rebyonka_k_shkole.docx | 227.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей будущих первоклассников.
«Готов ли Ваш ребёнок к школе?»
Составила старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 35»
Бычкова Г.В.
Не подлежит сомнению, что успешность обучения ребёнка в школе определяется уровнем его подготовки. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию в подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и и своевременно подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Какие составляющие входят в набор «ШКОЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ»?
Наверняка, многим эти термины ничего не говорят, а кто-то даже удивится : «А разве недостаточно уметь читать и считать?». Не менее важным является и другой вопрос - а могут ли родители сами подготовить своего ребёнка к школе? Давайте попробуем разобраться, что же это за составляющие «школьной готовности», а потом станет ясно, как сформировать нужные качества у Вашего ребёнка. Начнём по порядку.
Прежде всего, мы выделили «Мотивационную готовность», то есть наличие у ребёнка желания учиться. Важно отметить, что желание «идти в школу» и «желание учиться» существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть идти в школу, так как его привлекает новый социальный статус (я- ученик), внешняя атрибутика (новый портфель, форма, пенал). Однако, это не означает, что ребёнок осознаёт важность учёбы и готов прилежно учиться. Но не стоит огорчаться. Познавательная мотивация не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учёбы, который обычно удовлетворяется через 2-3 месяца. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержательной стороне обучения. Поэтому в подготовительной группе необходимо формировать у ребёнка более сознательное стремление к школе и школьным обязанностям.
А теперь давайте разберёмся, что такое «Интеллектуальная готовность». Многие родители считают, что именно она является главной составляющей в подготовке к школе, а основа её – это обучение детей навыкам чтения, письма и счёта. Это убеждение очень ошибочно. На самом деле, «интеллектуальная готовность» не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний или умений (например, чтения), хотя , конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, писать, решать задачи в уме, то есть во внутреннем плане.
А теперь давайте поговорим о «волевой готовности», которая необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь пойдёт не столько об умении ребёнка слушаться, хотя выполнять определённые правила школьного распорядка необходимо. Речь пойдёт об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать это умение и дома, давая детям разные задания, состоящие из одного, двух и более пунктов. Обязательно попросите ребёнка повторить Ваши слова, чтобы убедиться в том, что он всё услышал и запомнил. В том случае, если Вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, Вы можете прибегнуть к к схеме-подсказке, то есть к рисунку.
Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, где дети рисуют в определённой последовательности кружочки, квадратики под Вашу диктовку или копируя образец. Можно также попросить ребёнка подчеркнуть или вычеркнуть определённую букву в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, и их умение сосредоточиться на задании, а также работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, начинает ошибаться, Вы можете облегчить ему задание, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну – две строчки, но он должен понимать, что дело он доводит до конца.
Но, предположим, что Ваш ребёнок справился с этим заданием нормально, можно ли, наконец, сказать, что он совсем готов к школе? Оказывается, что ещё не совсем. Что же ещё требуется от бедного ребёнка? – воскликните Вы. Не волнуйтесь, осталось совсем немного. Нам надо только проверить сенсорную и двигательную готовность наших детей.
Двигательное развитие часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности, однако и для психологической готовности она имеет значение. Действительно, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребёнок мог правильно держать ручки и не так быстро уставать при письме.
Также у него должно быть сформировано умение подробно анализировать предмет, выделяя мелкие детали. Это умение формируется у детей уже к 5 годам. Однако, мы делаем акцент не на отдельные движения рук или глаз, а на их координацию между собой, то есть на моторно-зрительную координацию, которая является одной из составляющих готовности к школе.
Как же нам научить этому своего ребёнка? Прежде всего, нам помогут озвученные ранее графические диктанты. Только в первом случае мы диктовали, развивая умение удержать учебную задачу, а теперь предлагаем скопировать заданный орнамент.
И последний совет:
почаще возвращайтесь памятью в своё детство.
Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для Вас.
Литература:
- Буре Р.С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада.
- Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе?
- Чейпи Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему:«Будим ребёнка правильно: как разбудить ребёнка,чтобы он не устраивал капризы.»
Тот, кто рано проснулся, вчера вовремя лёг спать. Организм, приученный засыпать и просыпаться в одно и тоже время, легко и привычно переходит из одного состояния в другое. Обязательным является соблюд...
Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)
На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...
Консультация для родителей: Консультация для родителей: Не делайте из ребёнка кумира!
Не делайте из ребёнка кумира!...
Консультация для родителей «Что делать,если ребёнок плачет при расставании с родителями?"
Современные родители, прочитавшие множество книг по психологии, начинают готовить своего ребенка к приходу в детский сад задолго до этого события. С ребенком гуляют во дворе, чтобы развить навыки обще...
Консультация для родителей в детском саду. Ребёнок - ябеда Ребёнок – ябеда. Хорошо или плохо?
Воспитатель: Данилова Г.Н.Описание материала: Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей "Ребёнок – ябеда. Хорошо или плохо?". Если ребёнок постоянно жалуется на друзей,...
Консультации для родителей «Какой он, мой ребёнок?» Психические особенности ребёнка 2-3 лет.
Дорогие родители! Для развития вашего малыша нужно:В течение дня читать книги. Даже если почитали всего пять минут - это уже много. Главное, чтобы после минут, проведенных с книгой, у малыш...
Консультация для родителей на тему: "Права ребёнка. Конвенция о правах ребёнка"
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20039264","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...