Статья "Роль музыкального воспитания в детском саду"
статья

Шнайдер Любовь Викторовна

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться, приобретая определённые знания, умения, навыки, формируя музыкальное мышление и воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt26.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья "Роль музыкального воспитания в детском саду"

Музыка — единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ.

                              Стендаль

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться, приобретая определённые знания, умения, навыки, формируя музыкальное мышление и воображение.

Музыка-это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека в особенности личности ребенка. ” Людям нужны все виды музыки — от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песни до бетховенских сонат…” – писал Д. Д. Шостакович. [1, с. 57]

 Музыкальное воспитание связывается с общими культурными и нравственными вопросами. Учеными доказано, чем больше человек слушает классическую музыку, тем лучше он себя чувствует.

Классика благотворно влияет как на физическое, так и на моральное состояние человека. Так же доказано, что классическое произведение может управлять человеческим настроением. Внутри каждого человека звучит музыка.

В древности считалось, что музыка родилась вместе с сотворением мира. А человек рождается и попадает в мир музыки, только кто-то забывает о существовании такого мира, а кто-то развивает свои способности и остается в нём. Из глубокой древности дошли до нас свидетельства о музыке. Барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и другие памятники далёких времён сохранили для нас изображения музыкантов. Большое значение для последующих времен имела музыка Древней Греции. Греческие поэты не декламировали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире и кифаре — струнных инструментах отдаленных предках современной арфы (в последствии лира стала своего рода эмблемой музыки и вообще искусства). Бога Аполлона, покровителя искусства, греки обычно изображали с кифарой. Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах Платон и Аристотель. Мыслитель и философ Платон в своих книгах “Государство” и “Законы” отводит первую (среди других искусств) роль музыке в воспитании из юноши мужественного, мудрого, добродетельного и уравновешенного человека, то есть идеального гражданина.

Философ и мыслитель Аристотель судит о назначении музыки много шире, утверждая, что она должна служить не одной, а нескольким целям и с пользой применяться:

  1. ради воспитания,
  2. ради очищения,
  3. ради интеллектуального развития, то есть ради успокоения и отдохновения от напряженной деятельности.».. [2, с. 203].

Он говорит: «…Музыка способна оказать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами. То очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи» [3, с. 197].

Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества. Гармонически и всесторонне развитый человек — центральная тема древнегреческого искусства. Аристофан, характеризуя лучших людей государства, указывает, что они «воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке», и считает, что во главе народа должны стоять граждане музыкально образованные. Греческое слово «мусике»(искусство муз) означало всю область литературы, науки, искусства, которой ведали музы.

Современные психолого-педагогические исследования убедительно показали, что только благодаря соприкосновению с подлинным искусством становится возможным воспитать любовь к музыке, умение воспринимать ее, развить способность чувствовать и понимать её содержание, развить фантазию и воображение.

Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания — это Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Л. П. Печко, Белинский, Н. Шацкая, Б. М. Теплов и др. Большое значение развитию слуха, как основы воспитания любви к музыке придавала Е. Водовозова (ученица Ушинского). Без музыки она не мыслила работы с детьми. Главную задачу общего музыкального воспитания Н. Шацкая видела в том, что с помощью самого искусства вырастить людей, понимающих музыку, получающих истинную радость от общения с ней.

В связи с этим первостепенной задачей следует считать интенсивное развитие музыкального восприятия у детей.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей. Это объясняется и спецификой этого вида искусства.

Музыку называют “зеркалом души человеческой”, ”эмоциональным познанием”. Б. М. Теплов писал: ”музыка отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение — это как известно наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки. Что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка.

У каждого есть слух, его просто нужно развить. Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение. Понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое.

Дети способны слушать, сравнивать, оценивать наиболее яркие понятные музыкальные явления уже с раннего дошкольного возраста. Яркие художественные произведения, выражающие мир глубоких чувств способны вызвать эмоциональный отклик маленького человека. Воздействуя на эстетическую сторону души, в дальнейшем становятся источником и средством воспитания.

По выражению Д. Шостаковича: “Музыка – прекрасный своеобразный язык, который сочетает в себе выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм”. Каждый ребенок по-своему проявляет интерес к музыке. Отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, произведениям. Как дети учатся читать, писать, рисовать, так постепенно учатся узнавать оценивать музыку, внимательно слушать отмечать динамическое развитие образов.

Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными. Восприятие музыки тесно связано с умственным процессом т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности, заставляет мыслить, фантазировать.

Музыкальные занятия познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему миру.

Роль музыки в формировании духовного облика личности ребенка уникальна: в воспитании эмоций, чувств. Вкусов, убеждений в мировоззренческом и нравственном становлении человека, она во многом незаменима, поскольку влияет на самые тонкие душевные струны. «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно открывает вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Д. Д. Шостакович [4, с. 25].

Литература:

  • Половинкина Л. А. Роль музыки в воспитании и развитии ребенка // Молодой ученый. — 2015. — №22. 3. — С. 15-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по музыкальному воспитанию в детском саду "Солнечные лучики"

Данное занятие соответствует современным подходам к организации образовательного процесса в ДОУ в контексте реализации ФГТ и новых примерных программ дошкольного образования....

Значение музыкального воспитания в детском саду

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в детском саду...

Межгрупповой долгосрочный проект «Фоновая музыка как важнейший компонент системы музыкального воспитания в детском саду».

Проблема координации деятельности всех участников образовательного процесса и поиск путей ее решения не теряют актуальности и по сей день. Что может стать фактором наиболее эффективной организац...

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего ...

Статья музыкального руководителя «Музыкальное воспитание в детском саду».

laquo;Музыкальное воспитание в детском саду». Цель музыкального воспитания в детском саду – воспитание благородного человека путем воздействия музыкального искусства – фор...

Анкеты для родителей за 2018-2019 уч.год "Изучение музыкальных предпочтений в семьях, настроение детей после музыкальных занятий". "Роль музыкального воспитания в детском саду"

Анкеты: "Изучение музыкальных предпочтений в семьях, настроение детей после музыкальных занятий".                "Роль музыкального воспитан...