За годом год.Возрастные особенности.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Бадмаева Наталья Павловна

За годом год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_godom_god.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

За годом год. Возрастные особенности развития детей от 5 до 6 лет.

      Возраст 5 – 6 лет является очень важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребёнка. Именно в этот период в ребёнке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера, «Я» - позиция. Уже сейчас можно понять, каким будет человек в будущем.

        В 5 – 6 лет ребёнок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребёнку интересно все, что связано с окружающим миром, расширяется его  кругозор. Лучшим способом получения научной информации является чтение детской энциклопедии, где четко, научно, доступным для ребёнка языком описываются любые сведения об окружающем мире. Ребёнок получает представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

          Этот период называют сензитивным (особенно чувствительным) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для их развития используется игровой материал (кубики Никитина, «Колумбово яицо», «Танграм» и др.), он становится логическим, интеллектуальным, дает ребёнку возможность  думать и рассуждать.  

          Очень полезно играть с детьми в словесные игры, так как ребёнок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные звуки, может определить количество слогов в словах, место звука в слове.

          Хорошо развивает логическое мышление конструктор. Важным моментом в процессе конструирования является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

          Развитию элементарных логических представлений способствуют игры и упражнения с использованием различных логических таблиц. Все задания строятся на видовой, тематической классификации, заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребёнка.

     Варианты игр на развитие элементов логического мышления.

  • «Четвертый лишний». На картинках изображены различные предметы, например автобус, грузовик, троллейбус и трамвай. Из четырех предметов один – лишний. Ребёнок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и обосновать, почему он лишний. Ребёнку необходимо одним словом назвать оставшиеся три предмета  (в нашем случае пассажирский транспорт). И таких картинок, объединенных в группу по общему признаку, может быть великое множество. Ребёнок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.
  • «Разложи по порядку» Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных не верно. Ребёнок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь ребёнок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать свой выбор.
  • «Кто наблюдательнее» Ребёнку дается таблица, где могут быть нарисованы предметы и их схематическое изображение – символы. Дается некоторое время на запоминание, затем ребёнок должен вспомнить последовательность и воспроизвести таблицу так, как должно быть.

                 В таких играх на развитие памяти прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнения, ребёнок радуется, чувствует уверенность  в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы, и задача родителей или педагога выработать у ребёнка стремление победить. Важно, чтобы ребёнок знал: «Я могу!»

         Один из основных аспектов в развитии 5 – 6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на расширение кругозора ребёнка, дадут хороший результат. Не следует отвечать на вопросы ребёнка односложно – «да» или «нет». Отвечайте развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать: «А почему сейчас осень? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй».

          У детей в голове много неосознанной информации, порой обобщить ее они не могут. И задача взрослых – им в этом помочь.

           Важным показателем возраста 5 – 6 лет является оценочное отношение ребёнка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения взрослый – взрослый или взрослый – ребёнок. Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребёнка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребёнка. Следует беречь психику детей.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Возрастные особенности детей шестого года жизни""

И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет — совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка....

Памятка для родителей "Возрастные особенности детей пятого года жизни"

Возраст пяти лет—это последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребёнка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов—внимания, памяти, восприятия. И выт...